Избрание представителя социалистов председателем Конституционного суда выглядит как часть общего плана Игоря Додона по укреплению своего политического влияния. В конечном итоге именно он получил наибольший выигрыш от падения Владимира Плахотнюка, превратившись во влиятельную политическую фигуру
Фото: Getty Images
19 августа в Молдове официально стартовала предвыборная кампания по всеобщим местным выборам. До сих пор участникам правящей коалиции, состоящей из пророссийской Партии социалистов (ПСРМ) и проевропейского блока ACUM, несмотря на идеологические разногласия, удавалось избегать серьезных конфликтов. Даже во внешней политике им удалось распределить роли. В то время как премьер-министру Майе Санду удалось разблокировать финансовую помощь ЕС, замороженную в период правления Демпартии, президент Молдовы Игорь Додон активно работает на российском направлении, решая не менее важную задачу заключения нового договора на поставку в Молдову российского газа.
Судейская комбинация
Тем временем Демократическая партия — главный противник, заставивший объединиться, казалось бы, непримиримых идейных противников, теряет позиции одну за другой. Бывший лидер Демпартии олигарх Владимир Плахотнюк, уехавший из страны, сдал депутатский мандат. Многие ставленники Демпартии и лично Плахотнюка во властных структурах власти ушли с должностей самостоятельно или вняв требованиям новой власти. Правда, процесс «деолигархизации», как назвали зачистку власти от предшественников, идет далеко не гладко, что вынужденно признают в правящей коалиции. В целом ряде случаев закон не на их стороне.
В этих условиях местные выборы должны стать испытанием на прочность коалиции. Ведь выборы — это конкуренция и борьба. Так, например, Андрей Нэстасе, лидер партии DA, входящей в блок ACUM, вице-премьер и министр внутренних дел, намерен баллотироваться на пост примара (мэра) Кишинева. В свою очередь, Игорь Додон заявил, что претендентом на эту же должность от Партии социалистов является вице-спикер парламента Ион Чебан.
Но даже в данном случае коалицианты решили продемонстрировать некие «цивилизованные» правила игры. Еще в июле Майя Санду заявила о намерении подписать соглашение с ПСРМ по местным выборам. «Это возможность продемонстрировать, что мы можем проводить кампании по вопросам и проблемам. Без повторения опыта личных нападок или с усиленным акцентом на геополитике», — заявила она. Подобная инициатива была позитивно встречена социалистами.
Впрочем, единство политических противоположностей могло ввести в обман разве что неискушенного наблюдателя. Противоречия между входящими в коалицию силами так или иначе становятся очевидными.
Вопреки обоюдным декларациям о необходимости избегать «геополитической» риторики, именно вопрос геополитики, вернее ее истории, послужил поводом к нарастанию противоречий. Игорь Додон на 24 августа запланировал масштабные празднования, посвященные 75-летию «освобождения Молдовы от фашизма». Дата сомнительная, во-первых, потому, что сам факт присоединения Бессарабии к СССР в 1940 г., по мнению части граждан Молдовы, был актом аннексии румынской территории, а во-вторых, второе «освобождение» 1944 г., как и первое, принесло с собой и массовые репрессии. В свою очередь, Майя Санду выступила с инициативой о провозглашении 23 августа Днем памяти жертв тоталитарных режимов. Эта идея вызвала волну критики уже со стороны пророссийских пропагандистов, которые обвинили премьер-министра в провокации.
Следующим эпизодом, вызвавшим вал обвинений, стало избрание председателя Конституционного суда Молдовы. Предыдущий состав КС вполне оправданно обвиняли в том, что он был орудием в руках Демпартии и Плахотнюка. Именно на судьях во многом лежала ответственность за июньский политический кризис. Как результат, после преодоления двоевластия, Конституционный суд в полном составе ушел в отставку.
В августе прошло избрание нового состава суда. Согласно законодательству его формируют на паритетных началах (по два судьи) парламент, правительство и Высший совет правосудия. По парадоксальному стечению обстоятельств именно 19 августа, в день начала кампании по местным выборам, председателем Конституционного суда был избран депутат от ПСРМ Владимир Цуркан. У него внушительный и столь же противоречивый послужной список: министр внутренних дел, посол Молдовы в России, депутат от Партии коммунистов.
Майя Санду раскритиковала решение об избрании депутата от социалистов главой КС, заявив, что это «еще больше подрывает доверие к единственному институту конституционной юрисдикции в стране». По ее словам, «нельзя допустить, чтобы деолигархизация государства от режима Плахотнюка закончилась захватом важного органа другой политической силой, какой бы она ни была». Глава правительства попросила каждого судью рассказать, как он голосовал. Ее совету последовала судья Конституционного суда Люба Шову, которая, по сути, нарушив тайну голосования, заявила, что избрание Владимира Цуркана председателем было обговорено заранее. Якобы к ней обратился сотрудник парламента, который предложил голосовать за Цуркана, в обмен ее обещали сделать председателем. Она отказалась и голосовала за другую кандидатуру. Но в итоге избранным оказался именно депутат от социалистов. Игорь Додон, в свою очередь, высказал поддержку новоизбранному председателю КС и призвал к «взвешенному и нейтральному отношению».
Однако факт избрания далеко не нейтрального в политическом плане судьи уже вызвал негативный резонанс. Находящиеся в оппозиции демократы не преминули бросить камень в огород своих оппонентов из ACUM. Бывший спикер парламента депутат от ДПМ Андриан Канду «искренне поздравил» Майю Санду и других представителей блока с «окончанием процесса «деполитизации» Конституционного суда».
Навстречу Москве
Вместе с тем избрание представителя социалистов председателем Конституционного суда выглядит как часть общего плана Игоря Додона по укреплению своего политического влияния. В конечном итоге именно он получил наибольший выигрыш от падения Владимира Плахотнюка, превратившись во влиятельную политическую фигуру. И тот факт, что практически весь экономический блок достался ACUM, также ему на пользу, поскольку теперь проевропейские политики несут ответственность за непопулярные меры, к которым им неизбежно придется прибегнуть.
Первые звоночки уже прозвенели. Намерение министерства финансов поднять НДС для отелей и ресторанов с 10 до 20%, как того требует МВФ, привели к первым протестам против новой власти. Решение Национального агентства по регулированию энергетики (НАРЭ) о повышении тарифов на электроэнергию вызвало еще более широкий резонанс. Игорь Додон потребовал от правительства отменить это решение. Он обвинил в происходящем НАРЭ, состав которого был сформирован еще при демократах и который, по его мнению, действует по их «политическому заказу», чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. Однако сама тональность заявления не оставляет сомнений, что президент решил сполна получить политические выгоды от сложившейся ситуации, проявив себя защитником «народных интересов». Вместе с тем в глазах политически неподкованных граждан ответственность за повышение цен ложится на правительство и блок ACUM.
Говорят также о возросшем интересе Игоря Додона к медийным активам беглого олигарха Плахотнюка и стремлении нарастить свои ресурсы на этом направлении. Параллельно ведется работа с местными элитами. Демпартия широко представлена в местных советах: около 400 примаров (почти половина от общего числа), сотни мандатов в советах. И сейчас многие из них оказались на распутье. И с ними, по имеющимся данным, активно работают представители социалистов.
Наконец, у Игоря Додона есть контроль над силовым блоком, что также открывает перед ним определенные возможности, в том числе и во внешнеполитической сфере. Министр обороны Молдовы Павел Войку уже дважды посетил Москву, где вел переговоры со своим российским коллегой о возобновлении сотрудничества в военной сфере. В частности, в ходе последней встречи стороны обсуждали возможность проведения инспекции на российских складах вооружений в Приднестровье, а также возможность начать переговоры по вопросу эвакуации и ликвидации наиболее опасных вооружений.
Своим новым советником по обороне и председателем Совета безопасности президент Молдовы назначил Виктора Гайчука, который известен тем, что в восторженном тоне отзывался о террористах Донбасса, которые, по его мнению, смогли противостоять украинской армии.
Одновременно Игорь Додон активизировался на приднестровском направлении. На осень намечена его очередная встреча с лидером непризнанной ПМР Вадимом Красносельским. Президент уже заявил о новых возможностях, которые открываются в процессе приднестровского урегулирования. К слову, приднестровский вектор курирует вице-премьер Василе Шова, который также является креатурой социалистов.
Однако Москва, как полагают в Молдове, уже не настолько доверяет Додону. Не прекращая поддержки социалистов, она делает ставку на новые пророссийские политические проекты, которые призваны держать ПСРМ в тонусе. Цель России остается прежней — вернуть под свой контроль Молдову и решить приднестровский вопрос на своих условиях, о которых недавно откровенно заявил глава российского МИДа Сергей Лавров: «Особый статус в составе Республики Молдова при условии, что Молдова сохранит свой суверенитет, то есть не будет поглощена как государство, и останется нейтральной, то есть не будет вступать в военно-политические блоки».
Артем Филипенко — заведующий отделом исследований Придунайско-Черноморского региона НИСИ
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.020Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |