«Современная Румыния, Европейская Румыния, нормальная Румыния победила сегодня.» Пафос заявления Клауса Иоханниса выглядит вполне оправданным на фоне разгромного счета, с каким он одержал победу во втором туре над своей соперницей социал-демократкой Виорикой Дэнчилэ. 65,9% голосов против 34,1% сделали победу Иоханниса неоспоримой.
Политтехнологический месседж о «нормальности» (в разное время и в разное время за «нормальных» призывали голосовать и в Украине и в Молдове), несмотря на свою избитость, сработал в Румынии.
Результат был известен задолго до выборов: все социологические опросы прочили Президенту Клаусу Иоханнису уверенную победу. И все же некая интрига сохранялась. В частности, было не до конца ясно — кто выйдет во второй тур. По данным сентябрьского опроса кандидат от Социал-демократической партии (PSD) Виорика Дэнчилэ занимала аж пятую строчку в числе претендентов, в то время, как на второе место выходил Дан Барна, кандидат от блока партий Союз спасения Румынии (USR) — PLUS. История не знает сослагательного наклонения и никто не скажет, как развивались бы события, если бы Барна действительно вышел во второй тур. Во всяком случае, это был бы окончательный крах социал-демократов.
Но PSD и так сделала все как для выхода Дэнчилэ во второй тур, так и для ее поражения.
Первоначально предполагалось, что кандидатом от правящей коалиции социал-демократов и Альянса либералов и демократов (ALDE) будет либерал-демократ Кэлин Попеску-Тэричану. Во всяком случае, рейтинг его был выше, чем у Дэнчилэ. Однако, социал-демократы посчитали, что они достаточно крупная сила, чтобы иметь собственного кандидата и не считаться с младшими партнерами. Цена за такой шаг оказалась достаточно высока. ALDE вышел из коалиции. В результате последующих политических маневров правительство Дэнчилэ получило вотум недоверия, а ему на смену за неделю до первого тура пришло правительство во главе с национал-либералом Людовиком Орбаном.
Сам Попеску-Тэричану свою кандидатуру выдвигать. Вместо этого образовавшийся блок ALDE и партии PRO Romania (объединяет выходцев из Социал-демократической партии) поддержали кандидатуру Мирчи Дьякону, бывшего министра культуры, который в итоге занял в первом туре четвертое место (8,85%).
Сложно сказать, что здесь сыграло большую роль — амбиции социал-демократов или уже сформировавшееся намерение ALDE покинуть тонущий корабль коалиции, но результат очевиден: Дэнчилэ перестала быть главой правительства и не стала президентом.
В целом весь трехлетний период нахождения социал-демократов у власти — история неуспеха. Победив на выборах и сформировав правительство в коалиции с ALDE, они основные усилия направили на то, чтобы вывести свое руководство из-под возможного обвинения в коррупционных действиях. Чем с самого начала спровоцировали массовые протесты. Лидер PSD Ливиу Драгня, намереваясь вывести себя из-под удара, казалось делал все для того, чтобы обнулить партийный рейтинг. Он смещал нелояльных к нему премьеров и тасовал колоду министров, шел на конфронтацию с Президентом Клаусом Иоханнисом, обвиняя его в государственной измене, ссорился с Брюсселем, обвиняя руководство Евросоюза в предвзятости, боролся за смещение популярной Лауры Кодруцы Кёвеши, руководителя Антикоррупционного директората, пытался поставить под контроль систему правосудия. И надо сказать, что он был близок к цели. Ему удалось добиться смещения Кёвеши, протолкнуть реформу юстиции, которая раскритикована Брюсселем и был в шаге от того, чтобы Румыния вступила в ряды возмутителей европейского спокойствия наряду с Венгрией и Польшей.
Социальное недовольство удавалось сдерживать за счет повышения зарплат и снижения налогов, благо экономический рост Румынии превышал общеевропейский.
Но... В мае нынешнего года вступил в силу приговор, по которому он получил 3,5 года за злоупотребление служебным положением. И социал-демократов медленно но верно начали терять власть.
На выборах в Европарламент, состоявшихся 26 мая первое место заняла Национал-либеральная партия (27%), в то время как социал-демократы заняли только второе (22,5%).
Сейчас Виорика Дэнчилэ пытается демонстрировать оптимизм, утверждая, что социал-демократы заново завоевали доверие румын, голосовавших за них в 2016 году и набрали заново голоса, потерянные на европейских парламентских выборах. Однако вряд ли ей удастся кого-то обмануть. Время социал-демократов, похоже, идет к концу.
Итак, что же показали выборы?
Во-первых, за Клауса Йоханниса проголосовали больше молодых людей до 44 лет, а также люди с высшим образованием и горожан.
Во-вторых, электоральная география почти не изменилась. За социал-демократов традиционно голосуют менее экономически развитые юго-восточные регионы (Олтения и Мунтения), в частности, уезды Олт и Телеорман (и Дэнчилэ и Драгня родом из Телеормана). В Бухаресте Иоханнис взял 67,5%, также его опорой стали центральные и западные регионы, и понятное дело, его родной уезд Сибиу.
В-третьих, как и на выборах 2014 года важное слово сказала диаспора. Румыния сегодня входит в число европейских стран с самой большим количеством граждан, проживающих за рубежом. Кроме всего, они еще и политически активны. Представители диаспоры были инициаторами акции протеста в августе прошлого года, которая закончилась столкновениями с полицией. Они также активно голосуют. На выборах в Европарламент явка была высока и многие не смогли проголосовать из-за очередей, образовавшихся возле посольств и консульств.
В результате в июле был принят закон, который дает право гражданам Румынии за рубежом голосовать в течение трех дней перед днем выборов либо лично, либо по почте. Для того чтобы проголосовать по почте, румыны диаспоры должны быть включены в постоянные избирательные списки с помощью онлайн-анкеты. Закон также дает возможность в день выборов продолжить голосование до полуночи для избирателей, находящихся на участках или в очереди к ним. Результат налицо — 94% румын за рубежом поддержали Иоханниса.
И если с потерпевшими поражение все более ни менее ясно, то с победившими ситуация не столь однозначна.
Лидер Национал-либеральной партии и Премьер-министр Людовик Орбан пытается представить победу Иоханниса, как победу национал-либералов. Но это не совсем так. Стабильного большинства в парламенте национал-либералы не имеют, и потому судьба правительства зависит от позиции других политических сил, как от противников, так и от союзников. Тем более, что Иоханнис уже не сможет выстраивать линию политического поведения на противостоянии с правительством. Это правительство «его» и он разделит с ним как успехи, так и провалы.
Дан Барна, лидер Союза спасения Румынии также может отнести себя к числу победителей. В первом туре он получил 15%, меньше, чем ему прочили опросы. Но если учесть динамику роста его рейтинга с нескольких процентов в начале года, то результат вполне удовлетворительный. Он получил неплохие результаты в Бухаресте, уездах Брашов, Клуж и Яссы, где высокие результаты продемонстрировал и Иоханнис. Так что блок USR-PLUS имеет весьма неплохие перспективы на парламентских выборах
Еще один условный победитель — Виктор Понта и партия PRO Romania. Сам Понта не скрывает, что его цель — 2024 год, когда, как он надеется, левые победят и на парламентских и на президентских выборах. PRO Romania после поражения социал-демократов может претендовать на статус главной левой силы.
Избрание Иоханниса не приведет к каким-то серьезным изменениям во внешней политике страны. В этом специфика Румынии. Здесь практически невозможны серьезные колебания между Западом и Россией. Можно пока говорить об усиливающейся роли Бухареста как форпоста НАТО и проводника интересов США в Черноморском регионе.
Как показал визит Иоханниса в Вашингтон в августе нынешнего года, Соединенные Штаты уделяют существенное внимание Румынии в контексте политики по уменьшению зависимости ЕС от российского газа. Энергетический вопрос был в числе приоритетных на переговорах Дональда Трампа как с Иоханнисом, так и с болгарским премьером Бойко Борисовым.
Для Украины развитие сотрудничества с Румынией в сфере безопасности, в том числе морской, может стать одним из приоритетных направлений политики в Черноморском регионе. Стоит внимательно присмотреться и к энергетическим проектам Румынии, в том числе, к добыче газа на шельфе Черного моря.
Артем Филипенко, заведующий отделом исследований Придунайско-Черноморского региона НИСИ
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.018Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |