Наиболее негативный сценарий для Украины — это когда инфраструктура государства, расположенного в ее тылу, переходит под контроль страны-агрессора
В четверг молдавский парламент утвердил два кредитных соглашения. И если первое из них — о кредите МВФ на $234 млн — особых возражений не вызвало, то второе — о российском кредите на 200 млн евро, вызвало политический скандал. Накануне голосования экс-премьер и лидер партии PAS Майя Санду заявила о намерении обратиться в Генеральную прокуратуру в связи со «злоупотреблениями, совершенными государственными деятелями, подписавшими кредитное соглашение с Россией в ущерб интересам Молдовы и ее граждан».
Молдова действительно серьезно нуждается в средствах. Как утверждает премьер-министр Ион Кику, с 17 марта доходы госбюджета республики сократились вдвое, государство может выплачивать пенсии и зарплаты исключительно из того, что удалось собрать дополнительно в первые два месяца, прежде всего, таможенных сборов.
Собственно, намерение России предоставить кредит Молдове — не новость. Еще в декабре прошлого года президент Молдовы Игорь Додон после переговоров с Владимиром Путиным заявил, что российская сторона готова предоставить заем на $300 млн на инфраструктурные проекты. В конце нынешнего года в Молдове должны состояться президентские выборы, и инфраструктурные проекты — прекрасный способ проявить заботу о народе.
Не удивил и источник получения средств. После распада коалиции между близкой Додону Партией социалистов и проевропейским блоком ACUM и формирования социалистического правительства меньшинства Додон оказался в жесткой изоляции. И в Брюсселе, и в Бухаресте дальнейшее оказание помощи — в том числе финансовой — увязывали с продолжением реформ. Не помогло пока и создание коалиции с Демократической партией. Так что особого выбора у президента Молдовы не было. Тем более что все предыдущие годы Игорь Додон демонстрировал, за некоторыми нюансами, чрезвычайную лояльность по отношению к Москве.
Основные претензии у оппозиции и экспертов были к тексту соглашения, а также к возможному использованию полученных у России средств. Кредит выделяется на 10 лет под 2% годовых. Выплаты по кредиту и проценты должны проводиться дважды в год. При задержке оплаты на срок больше 10 дней сумму выплат объявят просроченной и на нее будет наложена пеня — 3% за каждый день просрочки. Первый транш в размере 100 млн евро должен поступить уже 23 мая. Предполагается, что средства пойдут на пополнение бюджета и будут потрачены на инфраструктурные проекты, в частности ремонт дорог.
И вот тут начинается самое интересное. Согласно соглашению Молдова взяла на себя обязательство «прилагать усилия, направленные на обеспечение реализации совместных проектов на территории Республики Молдова силами российских компаний», а также обеспечить доступ к участию «в конкурсных процедурах по осуществлению закупок товаров и услуг, установленных в Республике Молдова, на основе не менее благоприятного режима, чем режим, который предоставляется молдавским и другим компаниям». Но проблема в том, что молдавское законодательство в вопросах о государственных закупках и так предусматривает нормы о недопущении дискриминации по признаку происхождения. Следовательно, переводя с дипломатического языка на понятный, речь идет о приоритетном праве российских компаний на допуск к участию в реализации тех инфраструктурных проектов, на которые будет потрачен российский кредит.
Задание, весьма актуальное в свете предстоящих президентских выборов. Но есть несколько обстоятельств. Молдавские журналисты из издания revizia.md обнаружили, что за последнее время по разным причинам откладывались или отменялись тендеры на проведение ремонта дорог. Среди них такие ключевые направления, как национальная трасса М1 граница с Румынией — Леушень — Кишинев — Дубоссары — граница с Украиной и республиканские трассы R30 Каушаны — Штефан-Водэ и R31 Тудора — Паланка, которые тоже ведут к границе с Украиной. А объявление о тендере наиболее «вкусной» трассы М5, которая начинается с севера от украинско-молдавской границы, проходит через Бельцы, Кишинев и Тирасполь и выходит опять же к границе с Украиной.
Конечно, эти дороги имеют стратегическое значение для Молдовы. Правда, как отмечают revizia.md, выбор дорог, подлежащих реабилитации, был продиктован партийными, а не общественными интересами. Некоторые из них находятся в двух местах, где президент Игорь Додон объявил о своем намерении построить международные аэропорты. Другие части связаны с восстановлением подъезда к Приднестровскому региону путем создания коридора между запланированным аэропортом от Маркулешть на Тирасполь и до Одессы.
Дело в том, что еще в декабре правительство Молдовы заявило о намерении открыть еще два международных аэропорта, один — на севере страны, другой — на юге. Относительно севера рассматривались два варианта — в Бэлць или в Маркулештах. Заметим, что Маркулешты — это бывшая военная база, которая была переоборудована в гражданский аэропорт и впоследствии получила статус свободной экономической зоны. Для их развития предполагалось привлечь средства частных инвесторов.
Некоторые молдавские эксперты высказали предположение, что строительство новых аэропортов соответствует геополитическим интересам России, которая не имеет наземного сообщения с Приднестровским регионом. Правда, в Тирасполе тоже есть военный аэродром, и приднестровская администрация уже обращалась с предложением открыть его для воздушного сообщения.
В принципе можно было бы предположить, что возможное приоритетное участие российских компаний в реконструкции молдавских дорог — не более чем предлог для распила, и дело обернется банальными закупками услуг и товаров у российских компаний по завышенным ценам или иными схемами увода государственных средств. Но горький опыт Крыма и Донбасса учит видеть в любых действиях России не только экономику. Да еще в условиях существования в Молдове пророссийского политического режима. Наиболее негативный сценарий для Украины — это когда инфраструктура государства, расположенного в ее тылу, переходит под контроль страны-агрессора. Ведь кроме анонса обновления дорог и аэропортов появилась и информация о возможном привлечении российских инвестиций в порт Джурджулешть на Дунае.
Впрочем, на этом бомбы, заложенные в молдавско-российском кредитном соглашении, не заканчиваются. Особые вопросы вызвал пункт 7.2. Согласно ему «в случае, если просроченная задолженность и (или) проценты на просроченную задолженность по любым обязательствам Молдавской Стороны по предоставленным Российской Стороной государственным кредитам либо по предоставленным, по согласованию с Молдавской Стороной, российскими банками молдавским заемщикам кредитам» не будут погашены в течение 180 дней с момента возникновения задолженности, Россия вправе консолидировать всю сумму непогашенной задолженности, включая основной долг, проценты по кредиту и проценты на просроченную задолженность и потребовать срочно ее погасить.
Иными словами, молдавская сторона взяла на себя обязательство погашать задолженность не только по государственному кредиту, но и по непонятным частным кредитам, которые неизвестные молдавские заемщики намерены взять у российских банков. Единственное утешение — то, что эти частные кредиты должны быть согласованы с молдавской стороной.
По сути, это идеальная схема банкротства государства. Частные заемщики — некое предприятие, к примеру, АО Moldovagaz «по согласованию с молдавской стороной» берет кредит в российском банке под закупку газа. В стране кризис неплатежей, возникает просроченная задолженность. Россия консолидирует всю сумму и требует вернуть долг, на выплату которого нет средств. Чего потребует Москва в уплату? Существующих активов? Смены внешнеполитического курса? Реализации «Козака-2» — очередного плана приднестровского урегулирования на российских условиях? Кто знает. Риски велики.
Правда, парламент немного подстраховался, приняв поправку к кредитному соглашению, предложенную депутатом от Демократической партии Думитру Дьяковым. Согласно ей положения статьи 7 применяются после вступления в силу кредитного соглашения, а кредиты российских банков для частных молдавских компаний сможет гарантировать только парламент. По сути, этот компромисс лишь усиливает позиции демократов, поскольку без их голосов теперь невозможно дать такие гарантии.
Впрочем, молдавские медиа и без того распространяли информацию о том, что кредит вбил клин между партнерами по коалиции — социалистами и Демпартией. Мол, именно с этим связаны намеки Игоря Додона, который ранее всячески отрицал необходимость досрочных выборов, на то, что они могут состояться одновременно с парламентскими. Правда, сам президент расценивает вероятность их проведения в 20-30%.
Тем временем Конституционный суд Молдовы приостановил вступление в силу закона о ратификации кредитного соглашения по просьбе депутата от группы Pro Moldova (депутаты, покинувшие фракцию Демократической партии). Буквально накануне в КС произошел своеобразный переворот. В результате вотума недоверия от поста председателя суда был отстранен бывший депутат от социалистов Владимир Цуркан, а на его место избрана Домника Маноле, баллотировавшаяся ранее в парламент от блока ACUM.
Связаны ли два этих события, трудно сказать. Судьба кредита по-прежнему зависит от борьбы политических сил, большей частью подковерной.
Артем Филипенко — председатель Черноморского центра исследований среды безопасности
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.018Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |