Чем завершилась поездка в Украину Майи Санду
Визит президента Молдовы Майи Санду в Киев с полным правом можно назвать «дважды символичным». Для нее это был первый официальный зарубежный визит после избрания на должность, а для Украины — первый в новом году визит высшего уровня.
Выбор Майей Санду именно Киева не должен удивлять. У Молдовы общие границы только с Украиной и Румынией, но именно с этими странами у ее предшественника Игоря Додона сложились не самые лучшие отношения. Он так и не смог встретиться ни с Петром Порошенко, ни с Владимиром Зеленским. Что же касается президента Румынии Клауса Йоханниса, то он не посещал Молдову с 2014 года и осуществил визит в Кишинев только после избрания Майи Санду.
Из всех мировых столиц Додон, как известно, отдавал предпочтение Москве. Он не изменил своих симпатий и после поражения. Сразу же после инаугурации Санду экс-президент, вернувшись на должность главы Партии социалистов (ПСРМ), посетил столицу России. И не сам, а вместе со спикером парламента Зинаидой Гречаной, мэром Кишинева Ионом Чебаном, а также башканом Гагаузии Ириной Влах. В Москве Додон встретился с заместителем главы администрации президента России Дмитрием Козаком и главой Госдумы Федерального собрания РФ Владимиром Володиным и дал большое интервью агентству ТАСС. В нем он вполне предсказуемо обвинил в своем поражении Запад и предрек, что Майе Санду придется оплатить «политический счет». Додон высказал предположение, что «счетом» могут быть совместные действия Украины и Молдовы по блокаде Приднестровья.
Тема Приднестровья действительно звучала во время переговоров Майи Санду и Владимира Зеленского, правда во вполне логичном контексте. В совместном заявлении, принятом по итогам встречи, президенты говорили «о взаимной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины и Республики Молдова в пределах международно признанных границ». Кроме того, во время разговора, как сообщает пресс-служба президента Украины, была отмечена важность совместной борьбы с контрабандой на приднестровском участке украино-молдовской границы.
Сайт президента Украины
Но Приднестровье было лишь одной из тем. В центре внимания оказались и другие вопросы.
Во-первых, стороны подтвердили заинтересованность в том, чтобы стать частью инициативы Триморья, готовность укреплять сотрудничество в рамках Восточного партнерства и сочли необходимым и далее развивать формат сотрудничества «ЕС + 3 ассоциированных партнера». Фактически можно говорить о начале формирования консолидированной позиции стран, имеющих общие интересы не только в сфере безопасности, но и в деле европейской интеграции.
Пока что неизвестно, присоединится ли к этой позиции третий участник — Грузия, которая также является жертвой российской агрессии, имеет оккупированные территории и подписала Соглашение об ассоциации с ЕС. Страна сейчас переживает внутриполитический кризис.
Во-вторых, объявлено о создании президентского совета «как нового постоянно действующего формата диалога высокого уровня и механизма координации и мониторинга реализации актуальных задач сотрудничества». В этом контексте следует вспомнить созданную в 2018 году Межпарламентскую ассамблею «Украина—Молдова—Грузия», деятельность которой после парламентских выборов 2019 года в Украине и Молдове фактически прекратилась. Есть надежда, что временно.
В-третьих, определены направления сотрудничества в энергетической сфере. Речь идет об увеличении объемов хранения молдовской стороной природного газа в украинских хранилищах, проектах транзита европейского газа через территорию Молдовы в Украину, а также восстановлении поставки электроэнергии в Молдову и транзите электроэнергии из Украины в Румынию.
Сайт президента Украины
Молдова потребляет российский газ и, как и Украина, пытается диверсифицировать источники поставки. С этой целью строится газопровод Яссы—Унгены—Кишинев из Румынии. Еще в июне 2019 года, когда было непонятно будущее нового контракта между Moldovagaz и российским «Газпромом», «Укртрансгаз» предлагал Молдове воспользоваться украинской ГТС для поставок европейского газа. Тогда же прозвучало и предложение закачать в украинские подземные хранилища необходимый запас газа, что в конце концов Moldovagaz и сделал в октябре прошлого года.
С поставкой украинской электроэнергии вопрос сложнее. Львиную долю электроэнергии Молдова получает от Молдовской ГРЭС, которая находится в неконтролируемом Приднестровье и является собственностью российской компании «Интер РАО ЕЭС». Но для Кишинева это двойная ловушка. С одной стороны, оплачивая потребленную электроэнергию, Молдова по сути финансирует сепаратистский режим, а с другой — Молдовская ГРЭС потребляет российский газ, за который Приднестровье с «Газпромом» не рассчитывается, что увеличивает газовый долг. Долг этот уже достиг 7 млрд долл., и его пытаются повесить на Молдову. Получение электроэнергии из Украины может серьезно ударить по сепаратистскому режиму, поскольку электроэнергия остается одной из важных статей приднестровского «экспорта». Кишинев и ранее пытался привлекать украинских поставщиков, но это было похоже на то, что их используют, чтобы сбить цену в МолдГРЭС. Кроме того, поставкам необходимых объемов энергии из Украины мешали и технические проблемы.
В-четвертых. Нельзя оставить без внимания еще один проект, зафиксированный в подписанном президентами Меморандуме о развитии транспортно-транзитного потенциала Украины и Республики Молдова. Речь идет о строительстве современной автомагистрали, которая должна соединить Киев и Кишинев, ради чего, в частности, планируется построить мост Ямполь—Косэуць.
Безусловно, построить такую автомагистраль надо, тем более что она идет в обход Приднестровья. Но следует помнить: одним из самых популярных направлений для молдовских граждан является южное, особенно летом. Курорты Одесской и Николаевской областей привлекают жителей Молдовы. И тот, кому пришлось в июле-августе ездить через пункт пропуска Паланка—Маяки—Удобное, знает, какими длинными бывают там очереди. Есть и другой момент. В прошлом году на юге Одесчины была открыта паромная переправа Орловка—Исакча, соединившая Украину и Румынию. Раньше транзит из Румынии в Украину осуществлялся через молдовскую территорию, за что надо было платить. Открытие паромной переправы фактически создало путь в обход Молдовы, а также лишило молдовскую казну определенных доходов. В этом контексте логичный вопрос: новая автотрасса будет конкурентом коридору через Дунай или, наоборот, как-то будет с ним объединяться?
Неизвестным пока что остается будущее Днестровского гидроузла, строительство которого Украиной беспокоит Кишинев.
Сайт президента Украины
И наконец ключевой вопрос — практическая имплементация достигнутых договоренностей. Молдова, как известно, парламентская республика, где за внутреннюю и внешнюю политику отвечает правительство. Сейчас в стране полноценного правительства нет. Предыдущий премьер-министр Ион Кику ушел в отставку, мотивируя это намерением ускорить проведение досрочных выборов. Исполняющим обязанности главы правительства Санду назначила и.о. министра иностранных дел Аурелиу Чокоя. Она также отказалась подписывать декрет об отставке трех и.о. министров, которые намеревались оставить правительство вслед за Кику с 1 января 2021 года.
Согласно конституционной процедуре, Санду провела консультации с парламентскими фракциями по вопросам формирования нового правительства. Пока что единственными, кто заявил о намерении выдвинуть кандидатуру на должность премьера, стали фракция «Шор» и группа Pentru Moldova. Но их общая численность (14 депутатов) не дает им возможности своими силами утвердить правительство. Социалисты могли бы «помочь», но они уже заявили о желании идти на досрочные выборы. Для роспуска парламента надо, чтобы правительство в течение 45 дней не могло получить вотума доверия. Следовательно, если все процедурные сроки будут соблюдены, выборы состоятся где-то в конце весны. Тогда же можно рассчитывать и на формирование правительства.
До тех пор Молдова будет находиться в подвешенном состоянии, а это, в свою очередь, может поставить на паузу и украино-молдовские отношения. Что, учитывая результаты визита Майи Санду в Киев, конечно, было бы нежелательно.
Артем Филипенко
политический эксперт, заведующий отделом исследований Придунайско-Черноморского региона Национального института стратегических исследований
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.013Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |