На прошедшей 30 января в ИА «Контекст-Причерноморье» Одесская областная организация Народной партии и члены фракции Народной партии в Одесском областном совете «Народная инициатива» обнародовали свое видение основных событий и тенденций минувшего года. Полным текстом документа располагает наше информагентство.
Основные события и тенденции в политике
Понятно, что основным политическим событием года стали политический кризис и досрочные парламентские выборы. Именно это событие определило также и основные тенденции, которые все более определяют развитие политической системы Украины.
Политический кризис высветил главную тенденцию – рост правового нигилизма среди правящей элиты и попытки решить ключевые политические вопросы вне границ конституционного поля. При этом откровенно игнорируются не только правовые нормы, но и рекомендации европейских учреждений, в частности резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 19 января 2007 года. Результатом является своеобразное состояние полулегитимности практически всех без исключения органов власти – Президента, новой Верховной Рады, Конституционного Суда, вообще судов и судей, коалиции, созданного коалицией Правительства, председателей местных государственных администраций.
Вторая тенденция, которая, к сожалению, также является отрицательной – это попытки каждой из политических сил сформировать систему власти «под себя». Это наблюдалось и во время пребывания при власти Антикризисной коалиции, которая в январе прошлого года приняла Закон «О Кабинете Министров Украины», а со временем с помощью фракции БЮТ сумела преодолеть президентское вето на него. Этот закон, как известно, существенно уменьшал прерогативы Президента в пользу правительства и правящей коалиции. Сегодня мы наблюдаем аналогичный процесс, когда Президентом внесены как неотложные новая редакция закона «О Кабинете Министров Украины» и изменения в законы «О местном самоуправлении в Украине» и «О местных государственных администрациях». Напомним, что Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендовала привести Закон о Кабинете Министров Украины в соответствие с Конституцией Украины с учетом соответствующих европейских стандартов и вывода Венецианской Комиссии.
Но президентские законопроекты существенно усиливают власть президента. В частности, ограничиваются полномочия Премьер-министра относительно кадровых назначений, изменяется принцип взаимоотношений с местными государственными администрациями (Правительство лишается права привлекать председателей местных государственных администраций к дисциплинарной ответственности, права «отменять акты местных государственных администраций полностью или в отдельных частях», а также согласовывать кандидатуры заместителей председателей местных государственных администраций, которые осуществляют свои полномочия в сферах, которые принадлежат к ведению Кабинета Министров Украины). Также, в изменениях в Закон Украины «О местных государственных администрациях» Президент хочет разрешить председателям областных государственных администраций входить в состав Совета национальной безопасности и обороны. Закон «О Кабинете Министров» фактически ставит СНБО над Правительством в вопросах национальной безопасности и обороны. Все это говорит о попытке создать в лице СНБО альтернативный Кабинет Министров.
Предложенные изменения в законы «О местных государственных администрациях» и «О местном самоуправлении», несмотря на определенное расширение полномочий местной власти, фактически усиливают президентскую власть. Главная же проблема – размежевание полномочий местных госадминистраций и местных советов, не решается. И вообще, предложенные президентом проекты – это шаг назад в проведении политической реформы, и шаг вперед в становлении в Украине президентской республики, которая вдобавок опирается на национальную гвардию.
Третья тенденция – отсутствие реформы местной власти существенным образом влияет на отношения между местными государственными администрациями и местными советами, особенно на областном уровне. Выборы местных советов по партийным списками создали условия для приватизации отдельными финансово-экономическими группами, вследствие чего местные советы вместо решения вопросов развития территорий занимаются обслуживанием финансовых и имущественных интересов олигархов.
Все более четким становится стремление преобразования местных советов на своеобразную альтернативу местным государственным администрациям. Как результат, существенно возрастает аппарат местных советов, увеличиваются финансовые затраты на его содержание. Яркий пример в этом — Одесский областной совет, который из года в год увеличивает финансирование аппарата. В частности, в 2008 году финансирование увеличивается на 5 миллионов гривен.
Неурегулированность вопроса относительно делегированных полномочий также создала ситуацию, когда Одесский областной совет передал делегированные областной государственной администрации полномочия постоянным депутатским комиссиям, которые не имеют для их выполнения ни кадров, ни средств. Этот вопрос, как известно, решился в судебном порядке, но опасный прецедент уже создан. Окончательное решение этого вопроса возможное лишь в законодательной сфере.
Народная Партия, Блок Литвина постоянно выступают за изменение избирательной системы по закрытым партийным спискам, как в парламент, так и в местные советы. Это наша ключевая позиция.
Четвертая тенденция – продолжение кадровой политики, построенной на печально известном квотном принципе. Следствием такой политики являются частые кадровые изменения. Снова таки пример Одесской области. За три года, с 2005 по 2007, в регионе сменились три губернатора, в среднем по одному за год. Полгода область вообще была без главы облгосадминистрации. Можно ли при таких условиях говорить об эффективности работы местной власти? Как результат, фактически не было слышно позиции облгосадминистрации по острейшим проблемам: рейдерства в морских портах области, обострения ситуации вокруг Всеукраинского центра болгарской культуры и многим другим.
Местная власть молчит, так как ей или нечего сказать или она просто некомпетентна.
Пятая тенденция – рост популизма в действиях политиков. Это касается как обещаний, так и действий. Фактически вся предвыборная кампания была своеобразным соревнованием нереальных обещаний.
Приближение президентских выборов заставляет политиков отказываться от непопулярных мероприятий и прибегать преимущественно к мероприятиям, которые направлены на увеличение симпатий электората. К таким мероприятиям можно отнести, в частности, широко разрекламированную кампанию по выдаче утраченных сбережений Сбербанка. Популизмом пропитан и проект программы действий правительства, которое скорее представляет собой декларацию добрых намерений, чем реальную программу действий. Фракция Блока Литвина, опираясь на собственную программу внесла свои конкретные предложения в проект программы правительства. Можно назвать некоторые из них:
– предоставление с 1 января 2009 года работникам учреждений культуры, учителям и врачам статуса госслужащих и дополнительного оклада к ежегодному отпуску на оздоровление;
– установление, начиная с 1 января 2009 года, социального стандарта потребления, который будет включать приобретение жилья, стоимость коммунальных услуг, образования, лечения, питания;
– укрепление материально-финансовой основы малых городов и поселков за счет расширения базы налогообложения земли, введение налога на недвижимость и установление более справедливого распределения налога на прибыль;
– реформирование межбюджетных отношений: 60% налога остается на местах, 40% поступлений – в центр, с 1 января 2009 года;
– проведение ревизии всех сельскохозяйственных земель, выявление и устранение злоупотреблений при проведении распаевки земель, незаконных операциях купли-продажи на протяжении 1 полугодия 2008 года;
Популистские обещания нашли свое отображение и в Государственном бюджете на 2008 год. По сути это не бюджет развития, а бюджет проедания. Его с таким же правом можно назвать БЮТЖЕТОМ, поскольку он отражает позиции именно этой политической силы.
Вызывает удивление сам способ принятия бюджета, когда единовременно были приняты изменения в 100 законов, что является нарушением Конституции и игнорированием решений Конституционного Суда.
Кстати, фракция Блоку Литвина добилась, чтобы в бюджете нашли отображение ключевые положения ее предвыборной программы. В частности, в части восстановления действия Закона о детях войны, повышения минимальной заработной платы и прожиточного минимума, пенсий и стипендий, других социальных выплат.
Фракция подчеркивает, что не может согласиться с очередным сокращением государственной поддержки таким малозащищенным категориям граждан, как чернобыльцы, ветераны. Мы и в дальнейшем будем решительно противостоять любым попыткам решать ключевые государственные задачи методом наскока и утаивания от общества реального содержания бюджета страны за внешне привлекательными нововведениями, которые обернутся дальнейшим удорожанием жизни для простых людей.
Еще одна отрицательная тенденция, которая начала активно развиваться во время политического кризиса – это уничтожение правосудия. Понятно, что к судебной системе есть немало вопросов и потому проведения судебной реформы должно было бы стать первоочередной задачей, возможно даже более важной, чем внесение изменений в отношения в треугольнике президент-правительство-парламент. Однако мы снова наблюдаем полностью противоположное. Правительство принимает решение, которым разрешает таможне и налоговикам не выполнять так называемые «откровенно преступные решения суда». Ведь статья 124 Конституции Украины четко говорит: «Судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к выполнению на всей территории Украины». Таким образом, правительство фактически предлагает игнорировать Конституцию. Создается опасный прецедент, когда исполнительная ветвь власти ставится выше судебной. Подобный путь может привести лишь к увеличению правового нигилизма.
Основные события и тенденции в социально-экономической сфере
Основными событиями и тенденциями, которые определяли социально-экономическое развитие региона, стали:
Во-первых, засуха и неурожай в агропромышленном комплексе области. За 2007 год объем производства растениеводческой продукции по сравнению с 2006 годом уменьшился на 48,9%. Несмотря на увеличение посевных площадей, урожай зерна составил лишь 1,2 миллиона тонн зерна при средней урожайности 15,9 центнеров с гектара. Областная организация Народной партии убеждена, что подобных катастрофических результатов можно было бы избегнуть, если бы своевременно были приняты меры на предубеждение. Еще в январе прошлого года депутатская фракция Народной Партии «Народная инициатива» Одесского областного совета выступила с заявлением относительно ситуации в агропромышленном комплексе области, в котором высказывалось беспокойство по поводу состояния дел в животноводстве и оросительном земледелии. Фракция настаивала на увеличении финансирования целевых программ и эффективном их использовании. Игнорирование этих требований привело к лишним потерям в сельском хозяйстве.
Следует отметить, что фракция Блока Литвина в Верховной Раде также занимает активную позицию по проблемам агропромышленного комплекса. Наша политическая сила всегда выступала за недопущение продажи земель сельскохозяйственного назначения, пока не состоится правовое и организационное урегулирования земельного рынка. Именно поэтому фракция «Блока Литвина» приложила все усилия, чтобы эта ее принципиальная позиция была учтена при рассмотрении Верховной Радой Украины Государственного бюджета на 2008 год. Тогда нам удалось отстоять мораторий на продажу земли, правда, на период до принятия соответствующих законодательных актов, которые будут регулировать функционирование рынка земли. Нами инициирован законопроект о внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно преодолении моратория на продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения до 2010 года.
Принятие этого документа дало бы возможность разработать предусмотренный Земельным Кодексом Украины пакет законов, который бы упредил злоупотребления и неправовые действия в вопросах земельной собственности, разрешил бы избегнуть обнищания украинского народа и скупки земель отечественными и иностранными магнатами. Однако депутаты от фракций «Наша Украина – Народная Самооборона» и БЮТ а также часть депутатов фракции «Партии регионов» не поддержали инициированный Блоком Литвина законопроект. По поводу этого фракция Блока выступила с соответствующим заявлением, подчеркнув, что сделает все возможное, чтобы не допустить немедленного внедрения земельного рынка.
Во-вторых, отсутствие продуманной политики в агропромышленном комплексе и в отношении производителей во многом стало катализатором роста цен и инфляции. В условиях неурожая ценовая ситуация была целиком прогнозируемой и главной задачей власти, как в центре, так и на местах должен был стать поиск экономических рычагов для уменьшения отрицательных последствий. Специфическая ситуация сложилась на рынке хлеба. Попытки предприятий-производителей хлеба, в частности ОАО «Одесский каравай» поднять цену на свою продукцию вызвали соответствующие показательные силовые действия со стороны местной власти. Депутатская фракция «Народная инициатива» своевременно отреагировала на эти события. По мнению фракции, сложная ситуация на продовольственном рынке стала результатом бездеятельности власти. Депутаты призвали «органы исполнительной власти, депутатов областного совета совместно с производителями продовольственной продукции разработать и воплотить в жизнь экономические меры относительно нормализации ситуации на рынке продовольственных товаров, в частности, на рынке хлеба, поддержки агропромышленного комплекса и отечественного товаропроизводителя, защиты малообеспеченных жителей области». К сожалению, как мы видим, предупреждение фракции игнорируется, а силовые методы власть считает более приемлемыми для себя.
В-третьих, внешняя торговля региона характеризовалась отрицательным сальдо в размере 1250 миллионов долларов, которое ухудшилось в сравнении с январем-ноябрем 2006 года на 242 миллиона долларов. Подобная отрицательная тенденция началась в 2005 году и с каждым годом все больше и больше усиливается. Это стало результатом как непродуманной валютно-финансовой политики со стороны Правительства, так и отсутствием мероприятий по поддержке отечественного товаропроизводителя. Украина стоит на пороге вступления в ВТО и можно констатировать, что в условиях такого отрицательного сальдо ее присоединения к ВТО может иметь непредвиденные последствия для экономики Украины и региона. Характерно, что вопреки заявлениям о европейской интеграции основными странами-экспортерами у нас являются Россия, Индия, Бразилия, основным импортером – Китай.
В-четвертых, можно говорить о потере со стороны государства управляемости процессами в транспортной области, которая, как известно, является ведущей для Одесской области. Не последнюю роль в этом сыграли непрофессиональные действия руководства Минтранссвязи, которое назначалось не по профессиональным способностями, а по печально известному квотному принципу. Увеличение аварий на железной дороге и автомобильных путях, кадровая чехарда на ведущих транспортных предприятиях Одесской области, в частности, попытки увольнения по надуманным поводам начальника ГП «Одесский морской торговый порт» Николая Павлюка, увольнение президента ОАО «Украинское Дунайское пароходство» известного специалиста Петра Суворова, а также всего руководства УДП, неоднократные изменения руководителей в порту Южный, и наконец, попытки сменить руководство Ильичевского морского торгового порта являются звеньями одной цепи.
Фракция «Народная инициатива» Одесского облсовета в ноябре прошлого года, как известно, осудила факты рейдерства в портах области и кадровую политику Минтранссвязи. По мнению депутатов следствием рейдерских атак на предприятия могли стать беспорядок в транспортной области, дальнейшее сокращение транзитного потенциала, рост социального напряжения в трудовых коллективах.
К сожалению, вынуждены констатировать, что с формированием нового Правительства кадровая политика в транспортной сфере не улучшилась. Об этом свидетельствует даже новый министр, который не имеет ни профильного образования, ни опыта работы в указанной области. Назначение на руководящие должности, как и при предыдущем правительстве Януковича, происходит по квотному принципу, только место приверженцев Партии регионов, заняли приверженцы БЮТ.
В-пятых, на протяжении года неоднократно игнорировались спешные нужды социально-экономического развития Украинского Придунавья. Комплексная программа развития этого края до 2010 года, принятая еще в 2004 году не финансировалась. Делались попытки решить отдельные вопросы, в частности, строительства новых энергетических мощностей на Юге и новых линий электросетей с тем, чтобы уменьшить зависимость Придунавья от энергетического снабжения из Молдовы. Депутатская фракция «Народная инициатива» еще в феврале 2007 года выступила за восстановление финансирования Комплексной программы развития Украинского Придунавья. Со временем с заявлением относительно ситуации в регионе выступил и Политсовет Народной Партии. Мы подчеркивали, что после присоединения Румынии и Болгарии к ЕС, этот регион приобретает стратегическое значение для Украины, а потеря позиций на Дунае представляет угрозу национальной безопасности.
В тот же время, как известно, в Государственном бюджете на 2008 год не были предусмотрены средства ни на строительство автотрассы Одесса-Рени, ни на сооружение железнодорожной ветви Рени-Измаил. 15 января Президент Украины выдает Указ «О неотложных мероприятиях по развитию юго-западной части Одесской области», который повторяет основные пункты программы развития Украинского Придунавья и обязывает Правительство внести изменения в Государственный бюджет на 2008 год, предусмотрев средства на строительство конкретных объектов. Однако возникает вопрос: следовало ли исключительно из политических соображений игнорировать уже существующую программу ради того, чтобы в коне концов прийти к ее выполнению?
Есть еще один аспект. Украина фактически потеряла три года, которые другие страны-соседи использовали себе в пользу. Так, Молдова построила нефтетерминал и порт в Джурджулештах, железнодорожный путь в обход Приднестровья, автомагистраль Кишинев-Леушены. Сейчас сооружается железнодорожный участок Кагул-Джурджулешты в обход Украины, европейские и мировые учреждения выделили Молдове значительные средства на ремонт и обустройство автодорог. Так же в Молдове реализуется программа развития собственных энергетических мощностей. В Румынии развитие порта Констанца становится первоочередной задачам правительства. Разработаны планы реконструкции порта, после реализации которых предполагается увеличение грузового оборота.
Украина же из-за политической нестабильности не может реализовать ни одного проекта. Так, до сих пор принципиально не решено, есть смысл сооружать ветку Измаил-Рени. Только в 2006-2007 годах из уст чиновников звучали полностью противоположные мысли относительно ее необходимости. При таких условиях не исключено, что при очередном изменении руководства страны развитие Украинского Придунавья снова будет поставлено под вопрос.
В-шестых, очевидно отрицательной тенденцией стал дальнейший износ фондов и оборудования жилищно-коммунального фонда, рост бытовых угроз жизни и здоровью граждан. Опять же в январе фракция «Народная инициатива» выступила с заявлением, в котором предупреждала: «Рекламные щиты, которые падают на людей, улицы, переулки и подъезды без освещения, раздолбленные межквартальные проезды, открытые люки на дорогах, деревья, которые падают от ветра, обнаженные провода электросетей, горы несобранного мусора, стаи бездомных собак, которые нападают на людей, неконтролируемое использование фейерверков во время праздников, сброс сточных вод в море, небрежная и опасная езда общественного автомобильного транспорта, особенно так называемых «маршруток» – все это представляет угрозу жизни и здоровья человека, а иногда неотвратимо забирает их». Фракция обратилась к депутатам всех уровней с призывом сделать все необходимое для устранения опасностей и рисков жизни и здоровью наших сограждан.
Печально известные события в Днепропетровске в октябре 2007 года, когда от взрыва газа был разрушен жилой дом и погибли люди, подтвердил правоту депутатов, так же, как и возрастающее количество жертв аварий на дорогах. Все это результат бездеятельности власти и недостаточного финансирования жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, подбивая итоги, можем сказать, что депутатская фракция Народной Партии «Народная инициатива» всегда старалась держать руку на пульсе политической и социально-экономической жизни Одесской области, работать на предубеждение, предлагая власти решения общественно важных вопросов, а также своевременно реагировать на существующие проблемы.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.013Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |