Народный депутат Украины, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий считает, что острейшей проблемой в Украине было и остается одно – сохранение управляемости государством, без чего невозможно успешно осуществлять глубокие трансформации, которых требует жизнь.
Такое мнение С. Гриневецкий выразил в субботу, 28 апреля, на заседании международного круглого стола «Российская Государственная Дума: становление парламентаризма на евразийском пространстве» в Москве.
«В истекшие два десятилетия в нашей стране были испробованы различные формы государственного устройства. Обусловлено это было как объективными факторами развития политической системы, так и субъективными моментами. Можно спорить о том, какая из этих форм – парламентская, президентско-парламентская или парламентско-президентская — лучше. Но нельзя не признать другого – идеальных моделей не бывает. Даже самая эффективная из них может быть сведена на нет отсутствием политической и правовой культуры общества, а самое главное — политической элиты, ее неспособностью к компромиссам во имя высших целей, доминированием частных и групповых интересов над общественными», – отметил политик.
«Острейшей проблемой было и остается одно – сохранение управляемости государством, без чего невозможно успешно осуществлять глубокие трансформации, которых требует жизнь», – считает С. Гриневецкий.
«Здесь роль парламентов, призванных создавать необходимую нормативно-правовую базу и осуществлять контроль над соблюдением принимаемых законов, огромна», – добавил он.
Также политик подчеркнул, что одной из острых для парламентаризма Украины и России является проблема парламентского контроля.
«В процессе подготовки к парламентским слушаниям на тему «Перспективы развития Военной организации и сектора безопасности» эксперты отметили ограниченность возможностей Верховной Рады влиять на ситуацию в этой жизненно важной сфере деятельности государства. Одну из причин такого положения они видят в том, что по действующему законодательству наш парламент не наделен полномочиями осуществлять контроль над кадровой политикой в силовых структурах – в отличие, скажем, от парламентов в Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Польше, других государствах», – добавил он.
«На развитии демократических процессов, в том числе и парламентаризма, отрицательно сказывалось и то, что у нас слишком затянулся этап гипертрофированной или, как еще говорят, патологической псевдомногопартийности, сложившейся в ходе перехода от однопартийности к парламентской системе (искусственно такая многопартийность в Украине не создавалась; условия для регистрации создаваемых партий довольно жесткие). Стоит отметить, что, вопреки ожиданиям, и пропорциональная система парламентских выборов не привела к политической структуризации нашего общества. В настоящее время у нас зарегистрировано около 200 партий. Подавляющее их большинство не имеет четко выраженного политического лица, внятного видения перспектив развития общества, что является общепринятым требованием к политической партии. Программы таких «партий» обычно представляют стандартный, сбитый по одной колонке, набор популистских, списанных у левых, обещаний. Не всегда у них есть реально функционирующие организационные структуры, а порой и устойчивое членство. Создаются такие «партии», как правило, для реализации амбиций честолюбивых личностей, рвущихся к рычагам власти как средству обогащения. Или это структуры (в том числе партии-«клоны»), создаваемые для манипулирования сознанием граждан, «отщипывания» голосов избирателей у партий-«тяжеловесов»», – отметил С. Гриневецкий.
По его словам, в последнее время участились «проявления так называемой «политической коррупции» – перебежки парламентариев за приличную долларовую «мзду» из одной фракции в другую, прямое сращивание некоторых партий и бизнес структур, скупка ими «партий», что называется, «на корню», для создания своего лобби в парламенте».
«Но «политическая коррупция» — это лишь верхушка коррупционного айсберга, основанием которому служит сращивание бизнеса и политики, а также бизнес на государственных ресурсах. Как результат, коррупция становится средством управления страной, создается своеобразный вакуум доверия, который пытаются заполнить собой популистские силы», – акцентировал С. Гриневецкий.
«С политической и иной коррупцией связан и такой фактор как стремление политических элит, которые чаще всего являются и бизнес-элитами, к самозамыканию и самоограничению. Нередки уже случаи семейственности, когда депутатские мандаты передаются по наследству, а государственные должности раздаются на основании родственных связей. Все это ограничивает приток в политическую элиту свежих сил с новыми идеями и подходами. С другой стороны, это порождает естественное недовольство со стороны молодого поколения, которое не находит своего места в политической и экономической системе. И здесь возникает опасная грань между апатией и агрессией, в которую может вылиться это недовольство», – добавил депутат.
«Считаю, что назрела необходимость ввести в систему проведение конференций, круглых столов (по типу сегодняшнего), на которых обсуждать общие для наших государств проблемы, требующие общих подходов и согласованных действий, в том числе в плане законодательного их сопровождения. Проводить такие мероприятия поочередно в государствах Содружества», – сказал он.
«Одним из таких вопросов для коллективной разработки могла бы быть, скажем, роль парламентов в определении моделей экономической политики в современных условиях, оптимального сочетания импортной и экспортной направленности наших экономик», – отметил депутат.
«Более активно должны проявлять себя депутатские группы межпарламентского сотрудничества в наших парламентах», – считает политик.
«Особо хотел бы сказать о парламентском содействии межрегиональному сотрудничеству. В этом плане в предыдущие годы был накоплен полезный опыт, в том числе и в сфере проведения бизнес-форумов. Но в последнее время внимание к межрегиональному сотрудничеству заметно и, я бы сказал, непозволительно ослаблено», – также отметил С. Гриневецкий.
«Думаю, что сегодня назрела необходимость создания Межрегиональной Ассамблеи СНГ по типу уже существующей Межпарламентской Ассамблеи стран Содружества, которая способствовала бы координации межрегиональных связей, помогала бы в поиске партнеров в других государствах. Уверен, что парламентарии наших стран могли бы сыграть в этом немаловажную роль», – добавил он.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.018Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |