Одесская областная организация Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» презентовала отчет по результатам мониторинга предвыборной ситуации в Одесской области в мае-июле 2012 года.
Руководитель облКИУ Анатолий Бойко заявил, что этот отчет — материал об основных тенденциях и наиболее ярких нарушениях украинского законодательства о выборах. В частности, в отчете представлены следующие факты: о фальстарте избирательной кампании; об использовании административного ресурса и привлечении государственных служащих, должностных лиц органов местного самоуправления и работников бюджетной сферы к агитационной кампании; препятствования осуществлению агитационной деятельности потенциальных субъектов избирательного процесса; использовании «черного PR»; осуществления агитации, сопровождающийся бесплатным предоставлением избирателям услуг и материальных ценностей.
«С мая 2012 года Одесская областная организация Комитета избирателей Украины начала наблюдение за общественно-политической ситуацией, сложившейся в Одесской области вокруг подготовки к выборам народных депутатов Украины 28 октября 2012 года. Несмотря на то, что избирательный процесс официально должен начаться только 30 июля 2012 года, партии и потенциальные кандидаты-мажоритарщики начали осуществлять агитацию задолго до ее официального старта, что выразилось в бурной агитационной деятельности. Такая деятельность фактически находится вне правового регулирования, поскольку действие норм Закона «О выборах народных депутатов Украины» в части регулирования предвыборной агитации распространяется только на субъектов избирательного процесса, и на данный момент не тянет за собой никаких юридических последствий. Однако, по сути, это нарушает принцип равенства возможностей, потому что те кандидаты, которые стартовали раньше, они находятся в более выгодном положении, чем те кандидаты, которые начнут свою кампанию официально после официального ее старта», — заявил руководитель облКИУ.
Согласно данным отчета, наиболее распространенными формами агитационной деятельности в Одесской области в мае-июле было: размещение наружной рекламы, проведение массовых мероприятий, проведение различных праздников, начиная от Масленицы и заканчивая Днем Ивана Купалы, встреч с избирателями, размещение «имиджевых» материалов (значительная часть которых может быть отнесена к скрытой политической рекламе или так называемой «джинсе»), проведение агитации в сочетании с социальными инициативами, например, «Народный бюджет» и «Народный медосмотр», благотворительностью, безвозмездным предоставлением избирателям услуг и материальных ценностей. Такие формы ведения агитационной деятельности должным образом не урегулированы законом, действие избирательного законодательства не распространяется на лиц, которые не получили статуса субъекта избирательного процесса, и лишь усиливают зависимость партий и кандидатов от внешних источников финансирования.
«К сожалению, активная агитационная деятельность потенциальных субъектов избирательного процесса не наполнила коммуникацию политиков с избирателями реальным содержанием. Вместо конкретного видения путей и направлений развития государства и общества политики в очередной раз предлагают избирателям популистские лозунги или решение локальных проблем отдельных населенных пунктов или территорий, апеллируют к прошлым событиям или актуализируют дискуссии вокруг вопросов, которые хотя и мобилизуют электорат, однако не способствуют интеграции общества. Одним из ярких примеров могут быть дискуссии вокруг статуса языков в государстве, которые, в значительной мере, носят искусственный и надуманный характер. Одесской областной организацией КИУ были также зафиксированы случаи распространения так называемого «черного PR», воспрепятствование осуществлению агитации — отказы в предоставлении помещений для проведения встреч с избирателями, других агитационных мероприятий и т.д.», — добавил А. Бойко.
По словам руководителя облКИУ, с приближением выборов значительное распространение получила агитация, сопровождающаяся бесплатным предоставлением избирателям, учреждениям и организациям услуг или материальных ценностей. Согласно законодательству Украины, такая агитация считается непрямым подкупом избирателей. Деятельность многих субъектов политического процесса в Одесской области имела признаки как раз такого непрямого подкупа избирателей, хотя поскольку все события происходят вне избирательного процесса, вне действия закона о выборах, то юридических последствий, к сожалению, они за собой не тянут. Хотя облКИУ считает, что парламент уже давно обязан навести порядок и в процессе финансирования политических сил, и в процессе финансирования избирательных кампаний, и, соответственно, предусмотреть санкции за подкуп избирателей для политических субъектов — это нормальная европейская практика.
Как отмечается в отчете, основными поводами для агитации, содержащей признаки косвенного подкупа избирателей, были разнообразные празднования, памятные даты, реализация региональных социальных инициатив или сооружение отдельных инфраструктурных объектов, в частности детских площадок. Активными субъектами материального поощрения избирателей зачастую выступали именные благотворительные фонды, связанные с теми или иными политиками.
«Мы обеспокоены увеличением количества фактов активного вовлечения представителей органов власти и государственных служащих в агитационную деятельность партий и кандидатов в регионе. Мы считаем, что ситуация с подкупом избирателей – одна из основных угроз чистоты выборам в Одесской области и в целом в Украине. Закон «О политических партиях в Украине» и приказ Главного управления государственной службы №214 от 04.08.2010 г. «Об утверждении общих правил поведения государственного служащего», п.1.7. определяет, что государственные служащие должны воздерживаться от демонстрации собственных политических взглядов и своего отношения к политическим силам, партиям, блокам, не допускать их влияния на выполнение служебных обязанностей. Кроме того, в условиях, когда чиновники не разграничивают политическую и исполнительную работу, возникает значительная угроза злоупотребления административным ресурсом в различных его проявлениях», — заявил А. Бойко.
В облКИУ считают, что сохранение служащими политической нейтральности и отказ от активного участия в избирательной кампании является одной из необходимых предпосылок признания выборов, соответствующих демократическим стандартам. В связи с этим глава государства и органы исполнительной власти высшего уровня должны принять дополнительные меры, в том числе дисциплинарного и организационно-кадрового характера, направленные на ограничение участия чиновников в предвыборной кампании.
Говоря о выдвижении кандидатов в депутаты ВР от разных политических сил, А. Бойко отметил, что в целом процессу выдвижения кандидатов не хватает публичности, открытости и прозрачности. То есть зачастую определение и выдвижение кандидатов от партий проходит без широких политических дискуссий. Хотя по Закону «О выборах народных депутатов Украины» выдвижение кандидатов партиями должно начаться 30 июля 2012 и завершиться 9 августа. Кандидаты, которые будут выдвигаться путем самовыдвижения, должны будут подать документы для регистрации их кандидатами в ЦИК не позднее 13 августа. В отчетном периоде в Одесской области проводилась активная подготовка к выдвижению кандидатов. Так, если Партия регионов уже давно неофициально определилась с большинством потенциальных кандидатов-мажоритарщиков по Одесской области и последние начали активную предвыборную кампанию, кто – в качестве «куратора» «Народного бюджета» и «Народного медосмотра», кто – на собственный риск, в надежде все же таки стать кандидатом от ПР, то у других партий этот процесс был не такой быстрый. Только ближе к концу июля обнародовал список своих мажоритарщиков «УДАР» и Народная партия выдвинула на партийной конференции в кандидаты в ВР своего руководителя Сергея Гриневецкого. Но вскоре два из четырех заявленных по Одессе мажоритарщиков от «УДАРа» – депутат областного совета Николай Шутов и блоггер и общественный деятель Сергей Дибров – публично отказались принимать участие в избирательной кампании. Объединенная оппозиция все еще не может обнародовать полный список кандидатов в нардепы по Одесской области ни по пропорциональной, ни по мажоритарной составляющей.
«Хотя необходимо отметить, что и в ПР процесс определения будущих кандидатов также прошел непросто. В определенный момент возникла конкуренция по ряду избирательных округов за право быть кандидатом от этой политической силы на предстоящих выборах. Так, по Киевскому району г. Одесса (133 округ) на это потенциально претендовали Алексей Гончаренко и Юрий Преснов. В 142 округе с центром в Арцизе соответствующим образом себя позиционировали и Антон Киссе, и Игорь Плохой. Слухам об определении Юрия Крука кандидатом от ПР по 143 округу возмутился Владимир Боделан, который заявил о своей непреклонной решимость баллотироваться по этому округу в ВР независимо от решения партии. Относительно конфигураций на конкретных избирательных округах, то пока 133 округ является, пожалуй, наиболее «интересным» и «веселым» в Одесский области. Тут уже сошлись в противостоянии Игорь Марков, Алексей Гончаренко и Юрий Преснов, к которым еще добавился известный одесский анархист Вадим Черный и блоггер Владимир «Люмпен» Петров. Даже «народные праймериз», организованные партией Натальи Королевской «Украина-Вперед», больше похожи на способ ведения агитации, чем на прозрачный и действенный механизм определения будущих кандидатов, поскольку не предусматривают гарантий реального учета голосов избирателей, отданных за того или иного участника «народного списка»», — подчеркнул он.
В то же время руководитель облКИУ отметил, что уже сейчас в регионе определился ряд округов, в которых избирательная кампания может пройти особенно остро и проблемно. В первую очередь из-за острого политического противостояния между различными группами и центрами влияния в них, которое уже сейчас подчас по содержанию и методам выходит за рамки простого политического состязания. В Одессе такой «горячей точкой» потенциально может стать 133 округ (Киевский район города), на котором уже сошлись в противостоянии Игорь Марков, Алексей Гончаренко и Юрий Преснов, к которым еще добавился известный одесский анархист Вадим Черный и блоггер Владимир «Люмпен» Петров. Избирательная кампания в округе уже сейчас характеризуется высокой степенью интенсивности и накала, использованием «черного PR» и провокаций против кандидатов. Следующие эпицентры напряженности находятся на юге области – в избирательных округах №142 (центр – г. Арциз) и №143 (центр – г. Измаил). Так, в 142 округе, который в народе именуется «болгарским» уже ведут достаточно агрессивную избирательную кампанию Антон Киссе и Игорь Плохой, которые однозначно собираются идти до конца. Игорь Плохой, кстати, летает в села к избирателям на вертолете. В июле к ним добавился еще один тяжеловес – экс-губернатор Одесской области Иван Плачков, который также заявил о своих намерениях серьезно побороться за мандат. Таким образом, в округе складывается конфигурация образца выборов 2002 года, когда те же кандидаты отчаянно соревновались за нардеповский значок.
«В соседнем 143 избирательном округе ситуация еще более напряженная, поскольку тут уже наметилась линия жесткой борьбы за мандат между нардепами Юрием Круком и Александром Дубовым. И если Александр Дубовой все же не получит место в проходной части списка объединения оппозиции и будет баллотироваться по этому округу, как мажоритарщик, то, с большой долей вероятности, эскалации напряженности в округе избежать не удастся. Кроме этого, это второй округ в области, в котором было зафиксировано использование «черного PR» как раз против этих двух потенциальных кандидатов», — добавил он.
«В мае-июле мы зафиксировали случаи использования «черного пиара» в качестве средства агитации против определенных потенциальных кандидатов на очередных парламентских выборах. Сейчас наибольшее количество таких случаев зафиксировано в г. Одесса (133 округ) и в 143 округе (центр – г. Измаил). Так, в г. Рени Одесской области (избирательный округ 143) во время празднования Дня молодежи неустановленные лица распространяли листовки под названием «Жизнь и творчество Саши Дубового». Листовки содержали информацию дискредитационного характера об Александре Дубовом. Также листовки, содержащие «черный PR» против того же Александра Дубового, распространялись и 30 мая в Измаиле во время митинга против нового закона о морских портах. Позже в городах Рени и Измаил распространялись плакаты «Дубовой против», в которых Александра Дубового обвиняли в том, что он будто бы против русского языка, строительства трассы Измаил-Рени, выделения тех или иных средств из бюджета для этих населенных пунктов. Одновременно 14 июля в Измаиле прошла целая массовая акция по дискредитации Юрия Крука с лозунгами «спасибо жителям Донбасса за депутата круканаса» и распространением листовок с «черным PR» против Юрия Крука», — сообщил А. Бойко.
«Как уже отмечалось, использование «черного PR» было зафиксировано и в Одессе, где в июле в Киевском районе г. Одесса (133 округ.) распространялись листовки с «черным PR» против Игоря Маркова, председателя партии «Родына». Листовка в виде письма якобы от самого Игоря Маркова к избирателям, в котором он жалуется на некую общественную организацию «Мать и дитя», которая якобы перед его офисом провела акцию, во время которой ее активисты публично предлагали ему помочь избавиться от наркотической зависимости в то время, как говорится в листовке от имени политика, когда он же почти преодолел эту зависимость самостоятельно. Для большего эффекта письма-открытки были вложены в конверты, содержавшие надпись «Приемная депутата Игоря Маркова» и адрес приемной. Пресс-служба политика опровергла информацию, содержащуюся в листовках, и назвала их провокацией. Отдельно нужно упомянуть листовки с «черным PR» против Виталия Кличко, Арсения Яценюка, Наталии Королевской и Олега Тягнибока, которые также в начале июля распространялись в Одессе. В одной из таких листовок указанные политики отождествлялись с лидерами УПА, в другой – с Гитлером, Муссолини и Степаном Бандерой», — добавил он.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |