![]() |
|
![]() |
![]() |
СЕГОДНЯ ни один вуз страны не готовит специалистов, которые бы в равной степени обладали знаниями и навыками эколога, производственника и экономиста. Универсализация образования и смежные специальности также не решают эту проблему. Между тем, с учетом развития промышленности и внедрения современных технологий, профессиональный экологический аудитор должен обладать именно таким запасом знаний и навыков.
Речь пойдет о более тесной связи науки с производством посредством местного самоуправления. Последнее, по мнению специалистов «Инновационного бизнес-инкубатора», может стать связующим звеном этой цепи и поспособствовать профессиональной подготовке универсальных экологических аудиторов, которые бы имели эксклюзивное право на проверки промышленных предприятий города и, возможно, области.
Эта тема представляется актуальной для Одессы, поскольку как только заходит речь о необходимости экологического аудита тех или иных предприятий, тут же возникает проблема: кто оплатит услуги независимых экспертов? В местных бюджетах финансирование этого, как правило, не предусматривается, а руководители компаний, где, по мнению местных властей и общественности, такие аудиты необходимы, не заинтересованы в их организации, тем более, в оплате. Особенно это касается предприятий, работа которых несет потенциальную опасность окружающей природной среде и здоровью людей.
- И в городе, и в области сегодня остро ощущается нехватка специалистов для решения проблем окружающей природной среды, — считает руководитель проекта «Инновационный бизнес-инкубатор» Елена Шуклина-Матюшкина. — Почему бы в этой ситуации не пойти по пути социального заказа: из местного бюджета выделяются средства на переподготовку дипломированного эколога по программе «Комплексный экологический аудит». Такую программу легко отработать с помощью ученых Одесского государственного экологического университета и одного из промышленных предприятий города. После обучения в экологической интернатуре и получения соответствующих знаний и навыков на производстве в заключении такого аудитора сомневаться не придется. С ним уполномоченное лицо органа местного самоуправления заключит договор на проведение экологического аудита, и, таким образом, будут сэкономлены десятки, а то и сотни тысяч гривень для бюджета.
Суть идеи Елены Анатольевны в следующем. На любом предприятии есть технологический процесс. Европейский стандарт качества в области охраны окружающей природной среды ISO 14001 разбивает единый технологический процесс на несколько этапов. Для того, чтобы профессионально ориентироваться в том, как конкретное предприятие может избежать выброса в атмосферу того или иного химического компонента, нужно владеть полной информацией обо всех производственных циклах. И тогда аудиторское заключение сориентирует контролирующие органы на то, как можно добиться минимизации выбросов в атмосферу вредных веществ, например, промышленными предприятиями нефтегазовой отрасли.
Пока же ситуация такова. Есть предписание инспектора Государственной экологической инспекции в Одесской области на проведение экологического аудита на конкретном предприятии. А организации, которая бы занималась таким аудитом по заказу государственных органов или же органов местного самоуправления, фактически нет. Как следствие, проверка затягивается на месяцы, а иногда и годы.
Социальный заказ на подготовку универсального экологического аудитора, по мнению руководителей «Инвестиционного бизнес-инкубатора», может инициировать как городской совет, так и областной совет. Совместное финансирование такого проекта также не исключается и может стать составной частью программы социально-экономического развития.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |