![]() |
|
![]() |
![]() |
Финальная часть предвыборной президентской кампании пришлась на рождественские и новогодние праздники, и это смягчило нравы, отразилось на накале борьбы. Согласитесь, с фужером в руке над тарелкой с закуской как-то неловко поливать помоями даже настоящих врагов, не говоря об «игрушечных» соперниках.
Старая власть уходит
без реверансов
В ходе избирательной кампании окончательно выяснилось, что среди восемнадцати кандидатов на высший пост в государстве реальных непримиримых политических врагов нет. А как легко обмануться! Послушаешь выступления политических «звезд» у Шустера и Киселева, проглотишь пару-другую скандальных заявлений в информационных программах — полное впечатление борьбы не на жизнь, а на смерть.
Но пять лет свободы слова по-украински сделали свое дело. Население, то есть «биомассу», обмануть теперь не так просто. Во-первых, срабатывает рвотный рефлекс, физиологическое отвращение к «зомбоящику». Во-вторых, если этот рефлекс не срабатывает, на помощь приходит остаток способности мыслить. Разрыв между словами и действиями потенциальных «президентов» настолько велик, что заставляет сравнивать не программы, а диагнозы.
Этот разрыв во всей красе проявляется, например, в избирательной кампании действующего президента Ющенко, кандидата бесперспективного, но до сих пор обладающего мощными рычагами влияния на общество через властную вертикаль. Такое влияние проще всего реализовать «аппаратным» способом, выбрав и назначив преемника, как десять лет назад поступил президент России Ельцин.
Предположим, Виктору Андреевичу в свое время (операцию «преемник» готовить надо было, как минимум, за полгода до выборов) осуществить подобное помешали демократические убеждения. Но что мешает ему теперь, воздерживаясь от громких слов, расчищать дорогу человеку, способному продолжить великое дело?
Вместо этого президент не выходит из процесса бессмысленных перебранок с премьером, одну за другой выдает невыполнимые директивы (Кабмину, Нацбанку, Генпрокуратуре и главам администраций), пытается указами влиять на прошлое Украины. Такие действия во время избирательной кампании объяснению не поддаются. Логика в них отсутствует, а результат противоположен тому, что ожидает Ющенко.
К счастью для Виктора Андреевича, соперники по избирательной кампании его промахами воспользоваться не могут. Потому что их действия ненамного умнее тех, что предпринимает глава государства. Начнем с фаворитов. Прежде всего, с того, кто обладает традиционным для Украины трамплином для прыжка в президентское кресло.
Не без основания таким трамплином считается пост премьер-министра. После изменений, внесенных в Конституцию 8 декабря 2004 года, и со вступлением в силу Закона о Кабинете министров премьер, по сути, является единственным центром реальной власти в Украине. Ни президентская вертикаль, ни пребывающий в коме парламент не могут соперничать с этим центром. И не надо оценивать, а тем более сравнивать объем полномочий. Достаточно упомянуть, что уже более года правительство нелегитимно (премьер и министры не прошли процедуру утверждения в ВР), и при этом никому не удается отстранить Тимошенко от власти.
Последний год работы Юлии Владимировны на посту главы правительства показал, что в пределах исполнительной власти она может не оглядываться ни на Конституцию, ни на законы, ни на парламентскую оппозицию. Никакое украинское правительство так «свободно» не обращалось с утвержденным бюджетом государства, никогда не позволяло себе игнорировать бюджетный процесс в принципе.
Можно сказать, что на протяжении 2009 года правительство не просто управляло экономикой и финансами в ручном режиме — у Кабмина в этом отношении были полностью развязаны руки. На этом фоне история с повышением социальных стандартов, минимальных зарплат и пенсий выглядит дико.
Упорство, с каким Тимошенко отстаивала право бедных быть нищими, нельзя объяснить ни требованиями МВФ, ни трудностями с наполнением доходной части бюджета. Это можно объяснить только тупостью и доктринерством премьера, что в какой-то мере опровергает устоявшееся мнение о Тимошенко-популисте.
Рыцари
реванша и карьеры
Настоящий популист во время избирательной кампании ни за что бы не отдал в руки сопернику (такому же популисту) козырную карту борьбы с бедностью. И будь Янукович или его окружение сообразительней команды премьера, они борьбу с бедностью перенесли бы из парламента на улицы, сделали ядром избирательной кампании и залогом победы.
Впрочем, бороться с бедностью, имея в тылу Ахметова, Фирташа и поддержку самых мощных в Украине финансово-экономических групп, психологически сложно. Проще, объединив добрую половину соперников понятием «оранжевая» власть, обвинять их во всех грехах от Адама до наших дней. «Биомасса» глотает такое блюдо (приправленное борьбой «за русский язык», сопротивлением «национализму» и общей советской историей), не пережевывая. На этом бы Виктору Федоровичу остановиться. Но имея в кармане миллион, во второй карман хочется положить два миллиона.
И в ходе избирательной кампании регионалы делают все больший акцент на пересмотре ВСЕХ результатов «оранжевой революции», грубо говоря, на идее исторического реванша. Одним из идеологов и популяризаторов такого пересмотра является бывший глава ЦИКа Сергей Кивалов, которого по совокупности достижений президент России Медведев недавно наградил российским орденом Дружбы народов.
В Кремле «оранжевая революция» — незаживающая рана, идею реванша там, естественно, воспринимают на ура, но как воспримет тотальный пересмотр результатов революции орда украинских чиновников, получивших места под солнцем из рук «оранжевой» власти? Не надо долго думать, чтобы сообразить: эти люди грудью встанут за Тимошенко не только во время выборов, но и после. Не учитывать такую перспективу может тот, кто не учитывает политических перспектив вообще.
Печально, что один из названных фаворитов в ближайшем будущем может стать главой нашего государства. Но еще хуже, что в президент-ской гонке существует большой разрыв между двойкой лидеров и остальными участниками, разрыв фактически непреодолимый. Многое в этом смысле можно, конечно, отнести к дефициту ресурса, принципиально разным возможно-стям ведения избирательной кампании. Однако «шестнадцать остальных» от «первых двух» отделяет не только эта пропасть.
Во время избирательной кампании полно-стью оправдалось подозрение, что, за исключением Януковича и Тимошенко, все претенденты на престол, включая Виктора Ющенко, являются техническими кандидатами. Не в том смысле, что выдвигаются в помощь кандидатам реальным (такое, правда, тоже имеет место), а потому, что ни один из шестнадцати не хочет быть главой государства. Вернее, не предпринимает для этого необходимых шагов.
Осторожный зондаж секретариата президента по поводу объединения национально-демократических сил вокруг Ющенко эти «силы» встретили единодушным протестом. При этом никто из нацдемов не предложил своего варианта объединения, не назвал кандидата, которого общими усилиями и ценой компромисса хотелось бы провести во второй тур.
Очевидно, что часть аутсайдеров президентской гонки использует ее для раскрутки своих мини-партий в борьбе за места в будущей Верховной Раде, а часть готовится занять посты в будущем правительстве. Все равно, при каком президенте. Голоса, полученные 17 января, эти люди используют как ступень для своей карьеры. И только.
С какой стати рядовым гражданам вмешиваться в состязание амбиций номенклатуры, выбирать из двух больших и шестнадцати малых зол? Нет выбора? Нет, выбор пока остался. Он, правда, не политический — моральный. Это девятнадцатая, последняя «клеточка» в избирательном бюллетене — «не підтримую жодного кандидата».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |