![]() |
|
![]() |
![]() |
ВПОЛНЕ закономерно, что уже давно назрела необходимость в автоматизации паспортных столов и жилищных предприятий в едином программном комплексе. В нашем городе решением вопроса автоматизации учета в коммунальных предприятиях «Жилищнокоммунальный сервис» занимается ООО «Городской Единый Расчетный Центр». Об этом наш разговор с заместителем генерального директора ООО «ГЕРЦ» Александром САМБУРОМ.
- Александр Валерьевич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, какова предыстория данного проекта?
- Любой технологический продукт актуален тогда, когда в нем имеется крайняя необходимость. Технология автоматизации учета в паспортных столах — часть программного комплекса «Единая Система Автоматизированных Начислений» (ЕСАН).
Программа ЕСАН разработана на основании решения городского головы № 1266-01p от 21.12.2000 г. «Об ускорении внедрения автоматизированной системы учета коммунальных платежей» и решения № 215 от 27.07.2006 г. Одесского горисполкома.
Основой для учета жилищных и коммунальных услуг являются договорные отношения между исполнителем услуг и потребителем конкретной услуги.
Жизненно необходимо свое-временно отслеживать процессы миграции и изменения в статусе собственников или нанимателей в коммунальном жилом фонде.
Учетом данной информации занимаются сотрудники жилищных предприятий и подразделения паспортного стола при КП «ЖКС».
С сентября 2008 года, после заключения договоров «на опытно-промышленное внедрение», ООО «ГЕРЦ» развернуто внедрение программы ЕСАН во всех КП «ЖКС», ЖЭУ «Ренессанс-92» и некоторых ведомственных жилищных организациях.
- Насколько востребована услуга автоматизации для людей, проживающих в «ЖЭКовских домах», работников КП «ЖКС» и сотрудников паспортного стола?
- Более чем! Изменилось отношение не только жителей, которые ранее по многу часов проводили в очередях за каждой справкой. При работе с программой ЕСАН время выдачи «заветного документа с печатью» сократилось едва ли не на порядок.
Паспортисты и бухгалтеры в процессе обучения получили необходимый опыт пользователя ПК, в значительной степени востребованный при трудоустройстве.
Техническое перевооружение жилищных предприятий, проведение компьютерного «ликбеза» и знакомство с технологиями Интернета содействовало росту культуры обслуживания со стороны КП «ЖКС».
Это положительно сказалось на самой атмосфере взаимоотношений в «жилищной конторе» между сотрудниками КП «ЖКС» и жильцами, обращающимися за справками, поскольку ввело выдачу документов в спокойное и деловое русло.
- Законодательство Украины предъявляет определенные требования к эксплуатации автоматизированного паспортного стола и бухгалтерского учета для КП «ЖКС»...
- При всей кажущейся простоте такого учета внесение информации паспортистами в Глобальную Базу Данных (ГБД) ЕСАН сопровождается жестким контролем ввода данных и их хранения, а также формирования справок для множества инстанций — полномочных получателей информации.
Основной вопрос, задаваемый нам, — о том, насколько законен ввод данных в программу ЕСАН для коммунальных предприятий и создания городской ГБД.
Во-первых, Глобальная База Данных ЕСАН является собственно-стью Одесского городского совета и находится в хозяйственном ведении его коммунальных предприятий — исполнителей жилищно-коммунальных услуг.
Во-вторых, база данных, формируемая паспортистами и бухгалтерами, имеет многоуровневую защиту — начиная от защиты ПК локального пользователя, контроля доступа к БД в Интернет-сети и множества прочих параметров.
У пользователей программы имеется возможность использовать индивидуальные параметры входа в систему, что делает невозможным какое-либо вмешательство, просмотр либо изменение данных для лиц, не имеющих на это права и полномочий. Каждая проведенная операция протоколируется в журнале операций, на сервере, позволяя уточнить, когда и кем вносились или изменялись данные.
В-третьих, в базе присутствуют данные не персонального характера, которые являются основой для множества выдаваемых документов и справок в адрес коммунальных служб, ведомств и различных учреждений.
А с учетом периодичности их выдачи и получения организациями и предприятиями данные предоставляются гражданином добровольно в более чем одну инстанцию.
Такое представление информации можно считать данными публичного характера, связанными с хозяйственной деятельностью коммунальных служб, организаций и различных ведомств от детского сада, военкомата до судопроизводства.
- Какие принципы и функциональные возможности заложены в построение программы ЕСАН?
- В настоящее время созданная информационная система построена, с одной стороны, по адресному принципу и имеет в своей структуре районы, улицы, дома, квартиры, лицевые счета.
При этом такие элементы, как дома, квартиры и счета, содержат подробную информацию по всем характеристикам.
С другой стороны, система построена по персональному принципу, то есть организован паспортный стол (Автоматизированное Рабочее Место паспортиста), в рамках которого могут быть внесены данные о жильцах домов и квартир, прописка-выписка людей.
На сегодняшний день изменение состава прописанных людей фиксируется паспортистом, затем в качестве справки (Форма №1) предоставляется во все коммунальные предприятия города.
Подобная же ситуация происходит с изменением площадей квартир, при объединении жилья, разделении лицевых счетов и реконструкции.
Собственники жилья предо-ставляют эти данные не только по месту жительства, в КП «ЖКС», но и всем исполнителям коммунальных услуг.
Если подобные действия будут фиксироваться в ЕСАН, а коммунальные предприятия города будут иметь доступ к этой информации или работать в рамках этой системы, то данные будут вноситься только один раз — на уровне участка КП «ЖКС».
Это позволит оптимизировать работу абонентских отделов коммунальных служб, а жителей города освободит от необходимости выстаивать очереди с целью предоставления информации во все коммунальные службы в разных районах города.
Аналогичный обмен данными может быть организован при регистрации льгот по месту жительства, то есть один раз в лицевом счете по месту прописки.
При необходимости данные по льготникам можно импортировать из единого реестра льготников.
- На ваш взгляд, каковы преимущества от внедрения предлагаемой системы?
- Для жителей нашего города использование программы ЕСАН и АСУКП делает возможным выдачу справок о задолженности за потребленные жилищные и коммунальные услуги в одном месте — на участке КП ЖКС.
Коммунальные службы смогут получить данные о нанимателях и собственниках жилого фонда в виде электронных реестров, формируемых программой, что сэкономит немало сил и здоровья нашим гражданам, особенно лицам пенсионного возраста.
Программа ЕСАН предлагает стандартизированную схему обработки данных по коммунальным услугам в рамках города, а также обеспечит полную прозрачность выполняемых действий.
Система передачи данных и их интеграция уже существует в АСУКП и не требует дополнительных затрат на ее создание.
ЕСАН позволяет вести учет основных технических характеристик муниципального жилого фонда и других данных, которые сейчас не используются в процессе начислений, но в дальнейшем могут быть использованы.
Автоматизация работы паспортиста по прописке-выписке населения и выдаче различных справок, ведение реестра исходящей документации, централизация процесса начислений, его полная автоматизация, протоколирование всех операций по вводу и обработке данных позволит поставить под жесткий контроль процесс начислений, исключив ошибки и злоупотребления.
Возможность сохранения копий документов на ПК пользователей локально позволит сэкономить время при повторении запросов, а также предоставлять информацию в электронном виде.
Интеграция с платежными системами НСМЭП, VISA, MasterCard позволит ускорить поиск данных клиента в базе данных участка и КП ЖКС при использовании карточки НСМЭП и платежных карт международного образца как идентификатора абонента.
- В чем преимущества вашей программы?
- Система предполагает хранение всей информации в Единой Глобальной Базе Данных и организацию доступа к этой информации в режиме онлайн-доступа для каждого жилищно-коммунального предприятия.
При такой организации работы с информацией данные в Глобальной Базе Данных всегда находятся в актуальном состоянии, могут быть подвергнуты анализу руководящим звеном любого уровня для принятия решений без временной задержки и бюрократиче-ских проволочек. А это позволяет отслеживать ситуацию в городском хозяйстве коммунальных услуг в любой момент времени.
При попытке несанкционированного доступа к базе данных задействуется система защиты сервера и ГБД более высокого класса, чем на любом локальном компьютере.
При краже компьютера или носителя информации у локального пользователя никаких данных из ГБД получить вообще невозможно; таким образом, сохраняется целостность и конфиденциальность занесенных в базу данных.
Кроме того, защита ГБД предусматривает запрет экспорта данных из базы в любом виде даже для администраторов системы, что не является контролируемым при локализации базы данных на уровне пользователя ПК.
- Насколько сложны для сотрудников коммунальных предприятий процесс обучения и работа с программой ЕСАН?
- Лично мне хватило 30 минут обучения на «Модуль паспортиста» и два часа на «Модуль бухгалтера», причем большая часть времени ушла на чтение самой инструкции для пользователя.
Простой, интуитивно понятный интерфейс программы позволяет ее использование для сотрудников ЖКС, имеющих любой начальный уровень выше нулевого. Программа не требует специальных навыков и обладает простой навигацией.
Для практической работы с ПО ЕСАН достаточно 1 — 5 дней ознакомления и дальнейшего ввода и изменения данных, в зависимости от начального уровня пользователя.
В настоящее время более 70% участков КП «ЖКС» повседневно используют различные сервисы, предоставляемые программой ЕСАН.
- Что дает программа ЕСАН для жителей нашего города, потребителей жилищных и коммунальных услуг?
- Программа ЕСАН предлагает автоматизацию учета для всего спектра жилищных и коммунальных услуг с фиксированной ежемесячной стоимостью и потребленных по счетчикам.
Необходимость приведения учета в коммунальных предприятиях, оказывающих жилищные услуги, в соответствие с утвержденными тарифами требует постоянной коррекции по качеству и количеству предоставленных услуг.
Программа ЕСАН позволяет производить начисления и корректировать расчеты поставленных и реально потребленных услуг по каждому лицевому счету.
Как пример — осуществляемый жилищными организациями перерасчет по текущему ремонту во многих КП «ЖКС».
При появлении накопительных лицевых счетов для каждого дома по аналогии с ОСМД составляющие тарифов будут изменены пропорционально оказанным услугам и накоплению средств на тот же ремонт, дератизацию или полив клумб.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.042Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |