![]() |
|
![]() |
![]() |
В воскресенье – выборы Президента Украины. Наша газета регулярно освещала процесс подготовки к волеизъявлению граждан, который вызывал и вызывает серьезную тревогу. Сегодня о проблемах избирательного процесса мы вновь беседуем с председателем Одесской областной организации Комитета избирателей Украины Анатолием БОЙКО.
– Один вопрос волнует всех нас: готов ли Одесский регион к выборам?
– Настолько неорганизованного избирательного процесса я не припомню. Считаю, что Одесская область к выборам не готова. Это не значит, что они обязательно будут сорваны, но есть серьезные проблемы, о которых наш Комитет неоднократно сообщал через средства массовой информации.
– Одна из них – списки избирателей…
– … которые находятся в отвратительном состоянии. Государственный реестр избирателей представляет из себя комплексную проблему всего украинского общества. Вина власти в том, что процесс сверки был запущен слишком поздно. Кроме того, одного отдела Госреестра на один район явно не хватает. При этом нужно отметить и поведение самих избирателей, которые в большинстве своем не пришли проверить, есть ли их фамилии в списках. В Одессе активность граждан была повыше, чем в районах области. Так или иначе, по нашей информации, проверке и уточнению подверглись данные лишь десяти процентов всех избирателей региона.
Ошибок в реестре немало. Приведу пример: одесским избирателям, проживающим в доме во 2-м переулке Амундсена пришли приглашения с указанием адреса «Амундсена, 2». Как видите, это совершенно другой адрес, и 63 человека могли столкнуться с проблемами уже на участке. В списках оказались жители дома на Военном спуске, который… уже снесен! А если избиратель указан в списке, пусть даже ошибочно, избирком получит для него бюллетень.
– Возможна ли отмена выборов в судебном порядке из-за проблем со списками избирателей?
– Теоретически это возможно, но на практике вряд ли осуществимо. Дело в том, что доказать факт массовых неточностей в списках технически очень трудно. В первом туре отмена выборов была бы выгодна так называемым кандидатам второго эшелона. А админресурс, влияющий и на судебную власть, находится не в их руках. Напомню, что на парламентских выборах 2007 года безобразий со списками было не меньше. Но результаты волеизъявления были признаны законными.
– Что делать избирателю, который зарегистрирован по одному адресу, а фактически проживает по другому?
– Обращаться в суд. Закон «О Государственном реестре избирателей» содержит понятие «избирательный адрес», которое позволяет включить в реестр всех граждан, пользующихся правом выбирать, независимо от места их проживания. Конечно, этот пункт создает угрозу манипуляций, но закон есть закон. Суду потребуются документы, подтверждающие факт проживания в населенном пункте без регистрации, – брачный контракт, договор о найме жилья или другие. Если суд удовлетворил требование гражданина, избиратель подает его решение в участковую комиссию. Ее задача – позаботиться о внесении соответствующих изменений в Госреестр и обеспечить гражданину возможность участвовать в голосовании.
Прекрасно понимаю, что значит такое обращение в суд для обычного гражданина, например, студента из провинции, проживающего в Одессе без регистрации. Поэтому лучше поехать домой и проголосовать на том участке, где вы внесены в списки.
– У наших читателей возникают вопросы и относительно волеизъявления тех граждан, кто не сможет прийти на участок по состоянию здоровья.
– К сожалению, и здесь законодатель оставил лазейки для нарушений. Итак, до 20.00 16 января избиратель может подать собственноручно написанное заявление. Замечу: без всяких справок из медучреждения, подтверждающих заболевание. Данное заявление в избирком могут принести родственники. Таким образом, комиссия будет обязана доставить к больному домой урну для голосования. Напомню, вопрос о голосовании вне участков вызвал бурные дебаты о фальсификациях еще в 2004 году.
– Мы уже писали о проблемах в организации работы избиркомов. Есть позитивные сдвиги?
– Трудности были и остаются. Политические силы продолжают неустанно тасовать состав комиссий, внося дезорганизацию в их работу. Кроме того, в связи с большим числом кандидатов в Президенты, многие избиркомы сформированы несбалансированно.
Некоторые статьи расходов комиссий явно не продуманы. Например, на одну участковую комиссию положено всего 70 гривень на телефонные разговоры. Это ставит в трудное положение избиркомы в сельской местности, где их члены связываются с вышестоящими коллегами по сотовой связи. То есть, за свой счет. По состоянию на одиннадцатое января 28-й избирательный участок 135-го округа – это в Одессе – не был телефонизирован, хотя комиссия была создана еще в двадцатых числах декабря.
Далеко не везде помещения, где работают комиссии, соответствуют нормам по площади и конфигурации. Кое-где нет отопления. Из Государственного бюджета не в полном объеме поступают средства на приобретение горючего для транспорта, выделяемого избиркомам местными властями.
– Насколько велика опасность умышленного срыва работы комиссий на местах?
– Председатель облсовета Николай Скорик и председатель облгосадминистрации Николай Сердюк не раз заявляли о том, что находят взаимопонимание во многих вопросах. Думаю, этот мощный рычаг можно использовать и при организации избирательного процесса на местах. Законодательство дает органам местного самоуправления достаточно ресурсов, чтобы повлиять, если нужно, на госадминистрации. Ведь именно советы делегируют им свои функции. Территориальные громады области в силах предотвратить срыв голосования, я в этом уверен.
Выборы, как матч, должны состояться в любую погоду. Как бы ни накуролесили организаторы избирательного процесса, каждый из тех, кто имеет на это право, должен прийти и проголосовать. Отдать предпочтению тому кандидату, к которому лежит душа. Давайте сделаем это. Пока кто-то не проголосовал за нас…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |