ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ЧМП ЕЩЕ НЕ СПЕТА
21.01.2010 / Газета: Одесские известия / № 6(3988) / Тираж: 23655

Незадолго до Нового года ЧМП потрясло «пренеприятнейшее известие»: исчез санатор пароходства Владимир Шнякин, более года занимавший эту должность. 4 ноября 2009 года он на неделю уехал в командировку во Вьетнам по вопросам, связанным с дальнейшей деятельностью пароходского предприятия «Лотус». И – не вернулся!

А теперь, пожалуй, и не вернется. Черноморская транспортная прокуратура (ЧТП) возбудила в отношении него уголовное дело. На период следствия 25 декабря 2009 года он был отстранен от занимаемой должности. Правоохранителям предстоит выяснить, почему вместо восстановления своей платежеспособности предприятие, возглавляемое Шнякиным, оказалось на грани полной ликвидации. Как случилось, что им подписаны несколько инвестиционных договоров, по которым недвижимое имущество государственной судоходной компании переходило в руки частных собственников? Причем речь идет о разбазаривании нескольких сотен государственных миллионов! Это стало поводом для вынесения прокуратурой постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого. Пока – заочно по причине его продолжительного отсутствия. На имущество пароходства наложен арест.

Один из активных пособников санатора, помогавший в деле разбазаривания дорогостоящей недвижимости, уже перешел на казенные харчи в камере следственного изолятора. Сам Шнякин – в розыске. К сожалению, пока безуспешном. Так ли трудно выявить его местонахождение или, как говорится, так ищут, чтобы не найти? Сотрудники пароходства верят, что выяснится и это.

В редакции имеется письмо созданной ими инициативной группы, под которым стоит более 40 подписей. Трудовой коллектив адресует его Президенту Украины, СБУ, Минтранссвязи Украины, транспортному прокурору, Госдепартаменту по вопросам банкротства, комитету кредиторов пароходства. Ситуацию, сложившуюся в судоходной компании, сотрудники считают чрезвычайной, угрожающей жизнедеятельности всего предприятия. Сейчас там уже отсутствуют печать, устав, чековая книжка, которые по странному совпадению исчезли одновременно с исчезновением незадачливого санатора. Пароходством стало управлять лицо, приказ о назначении которого он якобы передал по факсу из Беларуси. Не исключено, что этот документ заверен его факсимильной печатью. А если так, то назначение наместника является незаконным. О чем сотрудники и сообщили в ЧМП.

Еще более их настораживает финансовая ситуация в пароходстве. В своем коллективном письме они обозначают механизм окончательного разорения Черноморского пароходства. Он состоял в том, что ЧМП заключало с некими предприятиями заведомо убыточные для себя инвестиционные договоры, по которым должно было бы произойти отчуждение государственного имущества. С этого момента подробнее…

Для начала – парадокс: балансовая стоимость всех объектов ЧМП составляет по коммерческим оценкам порядка 5 миллиардов гривень. По формальным – около 500 миллионов, что тоже немало. Эту цифру озвучил Владимир Работнев, в 2008 году еще бывший заместителем министра транспорта и связи (ныне советник Премьер-министра Украины по вопросам морской отрасли). Величина же доказанного долга перед кредиторами составляет только 36 миллионов гривень. Но и при таких материальных потенциалах ЧМП они уже 5 лет все никак не могут получить назад свои деньги.

Необходимость погасить долги возростала изо дня в день. Возможно, в глазах санатора она стала так велика, что он решил закрыть эту ситуацию любой ценой – в буквальном смысле! Так, в декабре 2008 года на арене событий появились неизвестно откуда всплывшие 10 фирм. Об этих загадочных ООО с ничего не говорящими названиями известно только то, что прежде ни одно из них не состояло с ЧМП в партнерских отношениях. Вот и гадай, из каких побуждений они взялись оформить контроль над дорогостоящими объектами ЧМП. И чем руководствовались, когда брали на себя обязательства погасить долги судоходной компании перед кредиторами? Но, видимо, – не бесплатно! Так и образовались пресловутые инвестиционные договоры. В соответствии с ними фирмачи, выступившие в роли «спасителей», должны были получить объекты пароходской недвижимости, причем оцененные по невесть откуда взявшимся низким ценам. В сравнении с рыночными ценами на них можно сказать, что передачу планировалось осуществить почти задарма. Превратности санации наводят также на мысль, что данная эстафета тщательно готовилась. Так, например, ее предварял разрыв отношений с арендаторами, после чего прекратились поступления доходов на счета ЧМП, и его хоздеятельность заметно ухудшилась. Еще менее увязывается с идеей восстановления платежеспособности неожиданный отказ Черноморского пароходства от долговыставляемых претензий к фирме «Алькор». Разве не щедрый подарок для нее 5,3 га приморской территории, занимаемой Межрейсовой базой моряков? За какие только заслуги? Кроме этого, в соответствии с инвест-договорами предполагалось отдать без боя рейдерам 6,6 га антенных полей, пансионат для ветеранов флота по ул. Каманина, 20, самое шикарное здание пароходства. Всего – 20 объектов недвижимости ЧМП, стоимость которых исчисляется миллионами.

Последующая продажа этих земель, складов, баз отдыха, яхт, производственных помещений могла бы принести новым владельцам огромнейшие барыши. Во всяком случае, несоизмеримо больше 36 миллионов, которые ждут кредиторы. И фирмачи могли, а по условиям договоров выходит, что и должны были, покончить с этой «мелкой» проблемой, чтобы она не мешала им оставить ЧМП без имущества, что автоматически повлекло бы его ликвидацию. И тогда никто бы уже не нашел концов.

Но до этого с фирмачами предстояло расплатиться, только не деньгами, а имуществом, потому что они неожиданно выступили также в роли кредиторов. Такой поворот тем более удивителен, потому что официально подтвержденных кредиторов, объединенных в комитет, всего 5. Не значит ли это, что затея с инвест-договорами происходила в обход санации? Иначе с чего бы это 10 фирм так дружно взяли на себя долговые обязательства пароходства на 36 миллионов гривень? Кто проверил их платежеспособность? Состоят ли они вообще на учете в налоговой администрации?

Попытка отдать долги, продав имущество на аукционе, который был назначен в пароходстве на 29 сентября 2009 года, оказалась фарсом. Помимо того, что он был заведомо недействительным из-за нарушенных условий торгов, на него фактически могло быть выставлено только то имущество, которое по документам уже не принадлежало ЧМП.

Известно ли было комитету кредиторов об этом десятке доброхотов, так ретиво жаждущих им помочь? По правилам, руководители ЧМП должны были поставить в известность комитет о намеченных операциях с недвижимостью. А если действительно поставили? Проясняет ли это секрет образования фирм?

Кончилось тем, что фирмачи сами подали в суд с требованием передать им давно обещанные объекты. По какой оплошности Хозяйственный суд Одесской области в августе 2009 года вынес решение в их пользу? Благодаря чему признал законным отчуждение пароходской недвижимости? По каким соображениям продлил полномочия Шнякина еще на полгода? Впрочем, решения судей независимы…

ЧМП уже исполнило бы свою лебединую песню. Но, к счастью, решениями Высшего Хозяйственного суда Украины и Верховного суда Украины 23 декабря 2009 года решение одесских судей отменено.

Не мешкает и транспортная прокуратура! Значит, не напрасна надежда многих сотрудников ЧМП на то, что они все же получат свою зарплату, задержанную по милости вышеизложенных событий на 3-4 месяца. Значит, пароходство добьется возврата ему 80 миллионов долларов дебиторских долгов, столь необходимых для реанимации судоходной компании. Ведь в предвыборных программах всех кандидатов на пост Президента провозглашено восстановление былой славы ЧМП. Значит, прощальная песня еще не спета?

Автор: Владислав КИТИК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту