![]() |
|
![]() |
![]() |
Навязанная извне программа максимального ослабления Украины — одного из самых больших и в недалеком прошлом потенциально могущественных государств Европы, подчинение его финансовой сферы влияниям и интересам иностранного капитала — практически выполнена!
НБУ удерживает десятки миллиардов валютных запасов на территории США и не использует их в Украине — ни один цент не поступает в украинскую экономику или на решение острых социальных проблем.
Украинскому государству отведена роль смиренного послушника — это очевидные неоколониальные проявления, которые очень дорого стоят украинскому обществу, но никого из украинских руководителей не волнуют.
Актуально спросить руководство НБУ, почему в чрезвычайно затруднительное для национальной экономики время оно держит валютные резервы в ценных бумагах США под 2 3 процента годовых, заставляя правительство унизительно выпрашивать долларовые кредиты под 5 процентов, да и еще с уступками, прямо противоречащими интересам украинского государства?!
Недавно в общегосударственном специализированном издании — «Вестник прокуратуры» (2009, №12 — С. 54 61) — была затронута и серьезно проанализирована профессиональными юристами проблема, дальнейшее игнорирование которой напрямую создает реальные угрозы национальной безопасности страны. Речь идет о формировании, размещении и использовании золотовалютных резервов нашего государства.
Внимательное ознакомление с данной публикацией заставило нас откликнуться на нее (в более широком аспекте) в авторитетном и популярном издании — газете «Голос Украины».
Украинский народ уже отпраздновал своеобразное «совершеннолетие» государственной независимости. В то же время существование Украины, как суверенного и независимого субъекта международных отношений, заставляет констатировать весьма неприятную очевидность. Наше государство до сих пор не имеет собственной доминанты в финансово-экономической политике. А такой базовый блок общенациональной экономики, как денежно-кредитная система, полностью и однозначно подчинена канонам монетаризма — самому авантюристическому течению экономической мысли XX века.
Огромной платой за ее практическое применение стал нынешний глобальный финансово-экономический кризис, а также острые кризисные явления в национальной экономике.
Ключевыми принципами, которые настоятельно насаждались молодым независимым государствам со стороны иностранных носителей данной идеологии, являются декларирование «невидимой руки рынка», то есть, господствующего рыночного саморегулирования, роль государства как «ночного вахтера» и, таким образом, введение максимальной либерализации производственных отношений и, в конце концов, «рыночный блицкриг» — как модель системных изменений для государственных образований на постсоветском пространстве.
Ни одно из государств, которое подверглось идеологии ортодоксального монетаризма, не вышло на желательную траекторию поступательного развития. Наоборот, в подавляющем большинстве из них сформирована модель экономики, которая не отвечает статусу независимого государства.
Примеров по этому поводу можно привести немало. К величайшему сожалению, довольно очевидным примером в этом смысле является Украина. Ситуация в экономике Украины, по технической терминологии, — аварийная. Кроме указанного выше, она также обусловлена параличом национального хозяйства вследствие «денежного голодомора», обусловленного монетарной политикой центрального банка.
В результате тенденциозной денежно-кредитной и валютно-курсовой политики Национального Банка перед Украиной в полный рост встала опасность внешней финансовой (экономической) зависимости.
Уже не является секретом, что современная финансово-денежная политика нашего государства осуществляется под диктовку и под постоянным надзором МВФ. Инструментами, которые инициируют и заземляют чужеземные требования неоколониального характера и содержания относительно молодого независимого государства, безусловно, являются «Меморандумы украинского правительства для МВФ». Эти последние в первоисточниковом варианте появляются на английском языке, а затем в переводе предлагаются для ознакомления и одобрения украинской стороной. При этом как бы «полученные» валютные средства фактически не поступают на территорию Украины, а засчитываются в золотовалютный резерв НБУ, размещенный в соответствующих банках США. Такой механизм — ключевая и определяющая предпосылка так называемого «предоставления» зарубежных валютных займов. Отличительной особенностью, на которую следует обратить внимание, является то, что очередные соглашения с МВФ подписывают действующие правительства, однако валютными займами распоряжается (под диктовку МВФ, а не украинского государства) руководство Национального Банка Украины.
Золотовалютные резервы украинского государства имеют такую структуру активов: монетарное золото; специальные права заимствования; резервная позиция в МВФ; иностранная валюта в виде банкнот и монет или средства на счетах за границей; ценные бумаги (кроме акций), которые оплачиваются в иностранной валюте; любые другие международно-признанные резервные активы при условии обеспечения их надежности и ликвидности. Золотовалютные резервы являются собственностью государства (так должно быть) и предназначены для решения особо важных для национальной финансовой системы и экономики проблем.
Ни один центральный банк в цивилизованных странах не может заявлять абсолютные права на полное и бесконтрольное управления и распоряжение, а тем паче, владение наиболее ликвидной разновидностью национального богатства. Однако украинский центральный банк получил беспрецедентную по критериям мировой практики индульгенцию — абсолютную и полную бесконтрольность относительно условий размещения и использования золотовалютных резервов страны. Никто, ни глава государства, ни парламент, ни правительство Украины не вправе и не могут контролировать ситуацию с валютными резервами. Это — непомерно дорогая плата за зловещий успех лоббистских усилий в парламенте при принятии в свое время нормативного акта высшей юридической силы — Закона «О Национальном Банке Украины».
Все годы сотрудничества Украины с МВФ схема использования валютных займов расписывается (опять-таки под диктовку МВФ) наперед и в деталях. Вот и ответ на закономерный вопрос, почему НБУ удерживает десятки миллиардов валютных запасов на территории США и не использует их в Украине во время наибольших трудностей, обусловленных, в частности, вызовами и угрозами финансово-экономического кризиса. При оформлении соглашения об очередном валютном транше валютного займа предусматривается его использование на погашение назревших для возвращения внешних обязательств или же размещение в валютных резервах НБУ. Таким образом, ни один цент не поступает в украинскую экономику или на решение острых социальных проблем.
В конце прошлого года в Вашингтоне состоялись переговоры украинской правительственной делегации с руководством Международного Валютного Фонда. В результате МВФ разрешил («было договорено о возможности») использовать некоторую часть национальных золотовалютных резервов для покрытия текущих государственных расходов. Имеем, таким образом, конкретные подтверждения того, что украинскому государству отведена роль смиренного послушника и имеют место очевидные неоколониальные проявления. Данная очевидность, которая на самом деле очень дорого стоит украинскому обществу, почему-то никого из украинских руководителей не волнует.
При этом мало кто знает, что Национальный Банк четко соблюдает договоренности с МВФ и Всемирным Банком относительно «паритетной эмиссионной политики», по которой гривневая эмиссия осуществляется пропорционально к долларовым поступлениям (обязательствам) украинского государства. Не потому ли никем не контролируемая эмиссионная и валютная политика НБУ перманентно порождает острые денежные дефициты, а отсюда провоцирует хроническую принужденность отечественных корпоративных образований, органов местного самоуправления и государства к зарубежным валютным заимствованиям?! Ведь выпущенная в обращение в минимальном объеме гривневая масса лишь частично идет на финансирование предусмотренных бюджетных программ.
Преобладающая же масса гривневой эмиссии продается, по субъективному усмотрению руководства НБУ, коммерческим банкам (для этого употребляется термин «рефинансирование»), которые затем кредитуют своих клиентов. Вот эти мизерные «крохи» денежных средств под чрезмерно высокие проценты (сейчас около 30 процентов) попадают по остаточному принципу в реальную экономику. Итак, острый гривневый дефицит, запрограммированный извне, компенсируется интенсивным насыщением украинской территории долларовой массой. Из-за такой политики центрального банка долларизация экономики Украины достигла угрожающих значений.
К сожалению, практически ни одна из украинских ветвей государственной власти не приняла во внимание ту очевидность, что МВФ сознательно выводит из-под ответственности своего «агента действия» — руководство НБУ. Ведь в течение многих лет открыто демонстрируется политико-экономический казус: тенденциозные обязательства, продиктованные МВФ, подписывает и берет на себя правительство, однако одолженные валютные средства переходят в распоряжение НБУ. Возникает логичный вопрос, в чем же тогда выгода для правительства? А «выгода» правительства всего-навсего в том, что Национальный Банк на заявленную сумму валютной ссуды осуществляет гривневую эмиссию. Как видим, вышестоящий орган исполнительной власти привык «довольствоваться малым».
Действия базовых финансовых институтов государства — НБУ и Минфина — запрограммированы таким образом, что их деятельность, в отдельных проявлениях, угрожает национальной безопасности страны.
В этом смысле требует объяснений, из каких интересов исходит Минфин, провоцируя в последнее время ренессанс финансовой пирамиды с облигациями внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и, таким образом, интенсивно наращивая внутренний государственный долг, который в 2009 году перешагнул черту в 51 миллиард гривень. Вспомним, что именно такая политика стала рукотворным фактором финансового кризиса в 1998 году. Вместе с тем в этом же смысле сейчас актуально спросить руководство центрального банка, почему в чрезвычайно затруднительное для национальной экономики время, НБУ держит валютные резервы в ценных бумагах США под 2 3 процента годовых, заставляя правительство унизительно выпрашивать долларовые кредиты под 5 процентов, да и еще с уступками, прямо противоречащими интересам украинского государства?!
Мировая практика показывает, что рыночно развитые государства рассматривают рост золотовалютного запаса страны выше оптимального уровня скорее как недостаток, чем положительное явление. Руководитель ФРС США Алан Гринспен в свое время отметил: «Чрезмерно большой валютный резерв является бременем для национальной экономики». Очевидно, исходя из этого, валютный резерв США уже длительное время составляет просто-таки мизерную часть — всего-навсего 40,3 миллиарда долларов при ВВП свыше 14,5 триллионов.
В теории финансов и финансового права существует понятие «коэффициент Ренди», согласно которому объем валютных резервов должен составлять не больше 30 процентов государственного бюджета. Наиболее развитые страны Запада держат валютные резервы в минимальных размерах. Вот этому конкретное подтверждение. Так, в 2009 году валютные резервы Европейского центрального банка составляли 52,3 миллиарда долларов США, Германии 38,1 миллиардов, Великобритании — 37,1 миллиардов, Франции — 21,7 миллиард, Италии — 33,8 миллиардов.
Исключением являются Китай и Япония, золотовалютные резервы которых на сегодняшний день — самые большие в мире. Однако золотовалютные резервы Японии составляют лишь 10 процентов ВВП. Валютные резервы Китая стремительно растут, и уже достигают 2 триллионов долларов США. Китайская экономика стабильно демонстрирует (даже в условиях мирового финансового кризиса) беспрецедентные темпы экономического роста. Значительное резервирование имеющихся валютных ресурсов является одним из путей защиты от «перегрева экономики». Китай формирует авангардные объемы золотовалютного резерва и размещает их в США, вкладывая в наиболее высоколиквидные активы пока мощнейшего государства мира. Таким образом, руководство Китая формирует «могущественный финансовый щит» и уже сейчас в состоянии существенно влиять на финансовую политику США.
Руководство Национального Банка Украины в последнее десятилетие активно резервировало практически все валютные поступления. Благодаря этому валютные резервы Украины по состоянию на август 2008 года достигли феноменального (если иметь в виду мизерную величину государственного бюджета) уровня — свыше 37,4 миллиардов долларов. Таким образом, понятно, что правление НБУ, резервируя такие объемы валютных поступлений и удерживая их за пределами Украины, перешло все разумные пределы.
Вскоре после начала мирового финансового кризиса в некоторых СМИ прошла информация, что значительная сумма размещенных на счетах американских банков валютных резервов украинского государства оказалась недоступной. Также утверждается, что вследствие неудачного размещения валютных резервов на зарубежных счетах Украина потеряла с началом финансового кризиса свыше 12 миллиардов долларов США. Однако данный скорбный факт руководство Нацбанка старательно замалчивает. Даже после полученных в 2009 году валютных траншей от МВФ (в размере около 12 миллиардов долларов) валютные резервы не приближаются к предыдущему уровню и составляют уже 25,1 миллиардов долларов США (см. Бюллетень Национального Банка Украины, 2009, №11, с. 83).
К перечню подобных «заслуг» центрального банка можно отнести и немало других. У нас есть все основания утверждать, что в течение всех лет независимости Национальный Банк явно и тенденциозно занижает номинальную массу «декретных» денег против объективно необходимых эмиссий, провоцируя таким образом острую потребность во внешних валютных заимствованиях.
Чтобы не быть голословными, приведем такой аргумент. Мировая практика выработала и признала критерий, по которому определяется достаточность денежной массы, сопровождающей создание валового внутреннего продукта (ВВП) в каждой отдельной стране. Речь идет о коэффициенте монетизации, то есть об отношении денежной базы к ВВП.
На начало 2009 года денежная база нашего государства составляла 180 миллиардов гривень, а ВВП — 950 миллиардов. Итак, коэффициент монетизации в Украине составил всего-навсего 0,19 (или 19 процентов). Для сравнения отметим, что данный монетарный показатель в зарубежных странах является следующим: Германия — 0,65; Франция — 0,69; Англия — 0,89; США — 1,1; Япония — 1,16; Китай — 1,6.
Как видим, страны, экономика которых стабильно развивается, придерживаются ключевого принципа — достаточного наполнения экономики денежной массой. И денежная масса, которая находится в общественном обороте, как правило, приближается, а иногда и превышает стоимостную оценку ВВП.
Относительно Украины иностранные «доброжелатели» устанавливают совсем другие параметры, потому что, при условиях постоянного денежного дефицита (а фактически, денежного голода), неминуемыми являются зарубежные валютные займы.
Зная реальную ситуацию, так называемые «зарубежные инвесторы» умело используют ее в свою пользу. На территорию Украины направляется «блуждающий капитал», который по своей природе и в целом на самом деле является фиктивно-спекулятивным. Его краткосрочность и импульсивность, принципиальное избегание сферы, где пришлось бы обслуживать воспроизводительные процессы в экономике, создает существенные финансовые проблемы для страны заземления. По своей истинной сути данная разновидность капитала является «финансовым вампиром». Вот именно такими «инвестициями перманентно наполняется украинская финансовая сфера.
Важно отметить, что размеры денежной базы, т. е. минимальных размеров гривневой эмиссии, руководство НБУ ежеквартально согласовывает с МВФ. Таким образом, общий объем недобора национальной денежной массы, по нашим оценкам, ежегодно составляет несколько сотен миллиардов гривень. Вместе с тем искусственно сформированный гривневый дефицит активно заполняется внешними валютными займами. Разве это не является еще одним очевидным подтверждением неоколониальной политики? Пролонгация данной финансовой политики в ближайшие годы обрекает наше государство на окончательный экономический коллапс. Ведь, начиная со следующего года, и в течение следующего десятилетия Украине нужно будет выплатить внешний долг в сумме 117,2 миллиардов долларов США.
При этом ежегодные выплаты будут такими (в миллиардах долларов США): 15,2 в 2010 году, 17,4 — в 2011 м, 17,9 — в 2012 м, 15,9 — в 2013 м, 2,9 — в 2014 м, 15,4 — в 2015 м, 14,3 в — 2016 м, 9,7 — в 2017 м, 8,5 — в 2018 м, и т. д.
Если иметь в виду, что, согласно правительственному проекту, доходы государственного бюджета в 2010 году составят 284,7 миллиардов гривень, или (согласно запланированному курсу 1 долл. = 7,5 грн.) почти 37,9 миллиардов долларов, то расходы лишь на погашение внешнего займа достигнут в будущем году — 40 процентов бюджетных расходов. О каком же увеличении социальных стандартов в такой ситуации можно говорить? Риторический вопрос.
Очередной стратегической ошибкой, которую навязали нам МВФ и Всемирный Банк, является «комплекс эмисиефобии». Украинской денежно-финансовой политике свойственна хроническая боязнь якобы прямой обусловленности уровня инфляции имеющейся денежной массой. Дж. Г. Кейнс, Людвиг Эрхард, Франклин Рузвельт, Ден Сяо Пин — признанные реформаторы XX века — активно отстаивали определяющую роль и важность достаточного количества денег в экономике страны. Так, Людвиг Эрхард в своей книге «Полвека размышлений» сделал однозначный вывод: «Между инфляцией и объемом денег, имеющихся в обороте, нет никакой причинно-следственной связи. Инфляция порождается единственно тем, что могут возникнуть доходы от деятельности, которая не приносит реальной пользы экономике». Дальше автор предупреждает: «В экономике, зависящей от частной инициативы, процессу воспроизведения угрожает главным образом дефляция».
Конечно, денежная эмиссия представляет собой потенциальную опасность. Однако потенциальная угроза, например, от электрического тока отнюдь не обуславливает каких-то отказов от его широчайшего использования. Деньги — это «кислород» экономического организма, а нормальное денежно-кредитное обращение — его «капиллярно-сосудистая» система. Искусственно ограничивая доступ денежной массы в экономку Украины, мы своими руками омертвляем ее. Следовательно, жестко связывать уровень инфляции с уровнем эмиссии, как это делает НБУ, — грубая стратегическая ошибка, от которой отказались все страны, осуществлявшие в свое время программы спасения национальных экономик от угрозы финансово-экономического коллапса. Умеренная инфляция — не «большая потеря», а при взвешенной экономической политике — важный инвестиционный ресурс.
Субъективно-волюнтаристская монетарная политика центрального банка обескровливает национальную экономику и вместе с тем хладнокровно провоцирует тотальное падение покупательной способности населения.
Поучительно, что выдающийся английский государственный деятель (в свое время наиболее успешный министр финансов Великобритании) Дж. М. Кейнс, выступая в 1928 году перед студентами Кембриджа и Винчестера, спрогнозировал, какими будут социальные ценности через 100 лет и до какого предела вообще разумно накапливать капитал. Он, в частности, считал, что «мировая экономика развивается по принципу магнита; она постоянно нуждается в ощутимом толчке — постоянном повышении совокупного спроса, который напрямую зависит от покупательной способности населения». Это послание великого ученого и государственника следовало бы принять во внимание руководству финансово-экономического блока украинского государства.
Нынешним руководством НБУ игнорируется очевидность, фактически подтвержденная странами «большой двадцатки», что актуален неминуемый переход мира к мультивалютной системе с несколькими межрегиональными (резервными) валютами. Данные процессы вскоре покончат с эпохой господства американского доллара как мировой валюты.
Разумеется, что такие тенденции придется принять во внимание новому руководству Украины, которое (хочется верить) наконец заставит центральный банк государства формировать валютные резервы по принципу разумной умеренности и держать и использовать их лишь в национальных интересах.
Сегодня же мы вынуждены, к величайшему сожалению, констатировать крайне неприятную очевидность. Навязанная извне программа максимального ослабления Украины — одного из самых больших и в недалеком прошлом потенциально могущественных государств Европы, подчинение его финансовой сферы влияниям и интересам иностранного капитала — практически выполнена! И, очевидно, никто из ее исполнителей ответственности не понесет. Ведь наибольшим дефицитом украинской политико-экономической действительности является неотвратимая ответственность в ее конкретно персонифицированном измерении. Если Национальный Банк не выполнил свою, определенную Конституцией, основную функцию — обеспечение стабильности национальной денежной единицы (что предусматривает, прежде всего, стабильность валютного курса) — то за это должно отвечать его руководство.
«Дефолт ответственности» — это реальная угроза для национальной безопасности украинского государства. С этим нужно покончить. Общество не может прогрессировать без введения неотвратимой ответственности руководителей базовых государственных систем и институтов за антигосударственные действия или преступную бездеятельность. В первую очередь, это касается тех, кто, нарушая принцип национальной безопасности, вводил или пассивно сопровождал губительную для государства и общества валютно-курсовую и денежно-финансовую политику.
Сергей Гриневецкий, народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны; Трофим Ковальчук, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |