![]() |
|
![]() |
![]() |
До руководства не дозвониться, не достучаться, не докричаться. Не идет оно на контакт с прессой. В этом особенности его провинциального поведения. Надеемся, что это временно.
Поэтому вопрос о выкупе заводских акций, который надо было адресовать руководству, собственный корреспондент Украинской транспортной газеты «Моряк для начала обсудил с председателем профсоюзного комитета предприятия Ильей Петровичем Хаджи. Он ведь представляет трудовой коллектив.
– Илья Петрович, каково сейчас положение, если можно так сказать, на рынке ценных бумаг измаильского ССРЗ?
– Несколько лет назад судоремонтникам было предложено купить акции завода по цене 1 гривна за штуку, что многие охотно сделали, рассчитывая впоследствии на получение дивидендов.
Но вот накануне нынешнего Нового года наблюдательный совет ЗАО «ИССРЗ» принял решение относительно выкупа проданных ранее акций по договорной цене, но не выше, чем по 30 копеек за одну акцию. Понятно, что в воздухе повис большой и продолжительный вопрос…
Когда мы акционировались, тогда еще работал прежний директор, к продаже были предложены акции. Лично я приобрел 442 штуки. Кто-то меньше, кто-то полторы тысячи акций. Люди пошли на это, потому что им рисовали будущее, красивое и обеспеченное.
Заплатив деньги, акции мы так не увидели, в руках не держали, так как они существуют только в электронном варианте. И, конечно же, никаких денег не получили за все эти годы.
Теперь эти акции у нас хотят купить по смешной цене – стакан семечек стоит сегодня дороже. За выплаченную когда-то 1 гривну дают в три раза меньше – всего 30 копеек. К этому надо приплюсовать растущую инфляцию, и выходит, что акция подешевела не меньше, чем в пять раз. Если продашь свои «ценные бумаги в электронной форме» – перестанешь быть акционерами. Есть над чем задуматься!
Необходимость выкупа акций объясняется следующим. 30.04.09 г. вступил в силу Закон Украины «Об акционерных обществах», согласно которому в срок до 30.04.11 г. завод должен привести в соответствие свой Устав и внутренние документы.
Если до принятия этого закона существовали открытые и закрытые акционерные общества, то теперь определены другие два типа – публичные и частные. При этом количество акционеров частного акционерного общества не может превышать сто человек.
Называться «частным», как нам объяснили, выгоднее, чем «публичным». Потому что, при последнем варианте будут увеличены расходы предприятия.
То есть, либо мы остаемся акционерами и несем дополнительные расходы, либо получаем хоть какие-то средства от продажи акций. В этой ситуации коллектив завода просто не знает, как поступить целесообразнее: то ли по пословице «с паршивой овцы хоть шерсти клок», то ли занять выжидательную позицию. Конечно, работники завода «незлым тихим словом» поминают бывшего директора, ведь при покупке акций деньги были вырваны из семейного бюджета, что было сделать непросто. В итоге – остались у разбитого корыта.
Сказалась наша юридическая безграмотность.
Кстати, грамотные тоже понабрали этих акций, а теперь все коту под хвост.
На нашей акционерной карьере ставится крест. Подлежат выкупу простые именные акции в количестве 166 тысяч штук, которые составляют по отношению к уставному капиталу 33,2%.
– Но на заводе сейчас неплохое экономическое положение, руководство многое делает для развития предприятия…
– Нужно отдать должное администрации предприятия – заказы у нас есть. Завод приобрел новый док, который не пустует. В декабре выпустили из ремонта три судна. Сейчас на выходе еще два. В основном, ремонтируем российский флот. Владельцев, видимо, устраивает и стоимость произведенных работ, и их качество.
Судоремонтникам нередко приходится работать и в выходные дни, и в праздничные. Но эту работу по двойному тарифу не оплачивают. Хотя его никто не отменял.
Время от времени за досрочный выход судна из ремонта отдельные бригады премируются, но это не система. Хуже, когда мы вдруг получаем урезанную зарплату…
Судоремонт – очень тяжелый труд, приходится работать и в дождь, и в морозы, и в жару. Я лично считаю, что много потерь рабочего времени из-за неправильной организации процесса работы. Бегом, нахрапом, «на баррикады!» – в итоге много недоделанного, что приводит к авральным работам.
Из-за такой штурмовщины и захватываются выходные дни.
Людей это злит.
* * *
Я за то, чтобы экономика работала, но власть должна контролировать за счет чего эта экономика поднимается.
Нещадной эксплуатации рабочего человека не должно быть места.
Наши люди забыли, что такое рыбалка, полноценный отдых, выезд с семьей на природу, общение с детьми. В такой ситуации человек быстро изнашивается физически – и это выливается в серьезную социальную проблему. В советское время мы об этом узнавали из книжек, теперь в полной мере испытываем на собственной шкуре.
– Как в таких условиях работает профсоюзная организация предприятия?
– Что касается профсоюзной работы, то в 2009 году результаты похуже, поскольку проводилась реорганизация предприятия.
Теперь мы называемся ОАО «Дунайсудоремонт». Может быть, удалось сделать больше, если я – освобожденный председателем профкома.
В прошлом году лишь части ремонтников выдали робу, остальные – кто в чем. Руководство мотивирует это обстоятельство покупкой нового дока.
Приобретение, безусловно, необходимое для завода. Это означает развитие производства и расширение объема ремонтных работ. Но я против того, чтобы производственно необходимые расходы производились за счет социальной сферы.
Но при этом нужно отдать должное руководству предприятия.
Он еще никому не отказал в материальной помощи, в выделение средств на проведение операции, в случае тяжелой болезни.
За заводом осталась база отдыха «Судоремонтник» на берегу Черного моря, где члены коллектива оздоравливаются за половину стоимости путевки.
Каждый год выделяются семейные путевки в Карпаты, причем абсолютно бесплатно.
Такой организацией отдыха люди очень довольны.
Но… В советские времена на заводе проводились спортивные соревнования, была художественная самодеятельность.
Но… Тогда судоремонтники работали по восемь часов и имели выходные. Люди не были так измотаны.
Сегодня владелец готов выделять средства на приобретение формы и спортинвентаря. Мы говорили на эту тему.
Но… Люди так устают физически и морально, выкручиваясь из многочисленных проблем, что им сейчас не до спорта и клубных мероприятий.
Вспоминая советские времена, невольно напрашивается аналогия с Измаильским морским портом, где были веселые новогодние утренники, где дети радовались и получили сладкие подарки.
Все объясняется просто: в порту есть хозяин, а у нас есть владелец. Это разные вещи. Я по-крестьянски скажу, как учил меня дед. Хороший хозяин своих лошадей бережет. Он их хорошо кормит и содержит в тепле.
Но есть и другая позиция: выжать из клячи все возможное, а потом на бойню отправить. Так зачем тогда тратиться на нее?
– Илья Петрович, вы говорите прямо и открыто. Не вызовет ли это неоднозначную реакцию у руководства?
– У нас с руководством ведется цивилизованный диалог, в этой дискуссии современный руководитель всегда на достойной высоте.
А определять ценного работника по симпатиям и антипатиям – это не метод.
Когда случаются задержки в получении зарплаты, рабочие идут ко мне с жалобами. При этом большинство не готово к открытому разговору с руководством:
– одному до пенсии пару лет осталось,
– другой боится без работы остаться,
– у третьего – свои причины и особенности.
Такая позиция только на руку администрации. Ей нечего опасаться противодействия.
А я так скажу: однажды вставшего на задние лапки, трудно поднять на дыбы.
Я всегда об этом помню и, не впадая в крайности, дипломатично выстраиваю свою линию поведения и как человек, и как председатель профкома завода.
* * *
Понятно, что время «красных» директоров прошло, когда власть контролировала законность, заботилась о коллективах.
Но, на мой взгляд, не прошло время, когда предприниматель старается взять побольше. Что там с работавшими на предприятии людьми? – это тоже должно его беспокоить.
Такого развития событий хотелось бы меньше всего.
* * *
Но, глядя на то, что происходит наверху, можно ожидать чего угодно. Власти:
– превратили государство в некую «территорию проживания»,
– довели людей до нищеты,
– создали напряжение в отношениях.
Мы – не политики, мы – заводские рабочие.
По идее, не должны лезть в политические дебри, нас вынуждает это делать бездарное управление страной.
Я нахожусь среди людей, внутри трудового коллектива, возглавляю профсоюзную организацию.
Я знаю настроения среди рабочих.
Я знаю, о чем я говорю.
Беседа с председателем
профкома предприятия Ильей ХАДЖИ
ИЗМАИЛ, ОАО «Дунайсудоремонт»
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |