![]() |
|
![]() |
![]() |
Чехарда, охватившая все сферы без исключения в жилищно-коммунальном хозяйстве страны и Одессы, в частности, имеет свою идеологию. Иначе чем «хуторской» ее не назовешь: каждая фирма, предоставляющая так называемые услуги, вырвала себе неограниченный суверенитет, в рамках которого что хочет, то и творит. Как правило, все свои усилия она направляет не на повышение качества услуг, а на изменение тарифов — и только в одну сторону — на их повышение. Ярким примером такого умопомрачительного скачка цен на услуги ЖКХ может служить трехкратное их повышение весной прошлого года. И что изменилось за это время в работе этой службы? Ровным счетом ничего.
Я НА секунду могу представить, как повело бы себя население Франции или Германии в ситуации, если бы у них произошло такое. Уверен, людской гнев смыл бы правителей — авторов подобных авантюр — в канализационную трубу навсегда. Мы же покорно, словно бесправное стадо, выстраиваемся в очереди, чтобы оплатить «мыльные пузыри», а не услуги. При этом многие жители нашего города смутно догадываются в каких юридически-правовых отношениях находятся с организациями, предоставляющими те или другие коммунальные услуги, отвечают ли эти самые взаимоотношения законодательству Украины. Другими словами, все ли действия местной власти, их коммунальных предприятий вписываются в эти самые законодательные рамки, не являются ли они, по сути, беззаконными, и вообще — те ли «конторы» предоставляют нам услуги, которые определил законодатель?
Вот на эту тему и состоялась у нас беседа в редакции газеты «Слово» с известным в Одессе правозащитником Олегом ДМИТРИЕВЫМ. В гости к нам, как оказалось, он пришел не с пустыми руками. Он принес копию решения Приморского районного суда Одессы. Приведем его для наших читателей полностью.
«Ухвала про відкриття провадження у справі
14 грудня 2009 року суддя Приморського районного суду м. Одеси Женцева 0.77., розглянувши позовну заяву Тарновської Марії Миколаївни, Дмітрієва Олега Петровича до Одеської міської ради про визнання рішення неправомірним та скасування його та зобов'язання вчинити певні дії, —
ВСТАНОВИВ:
Позивачі звернулись до суду з позовом до відповідача, у якому просять визнати рішення Одеської міської ради № 1ПЗ-У від 05.04.2007року «Про визначення виконавців житлово-комунальних послуг м. Одеси» неправомірним та скасувати його, а також зобов'язати Одеську міську раду прийняти рішення про призначення виконавців житлово-комунальних послуг для мешканців багатоквартирних будинків.
Позовна заява подана додержанням вимог статей 105-106 КАС України.
Керуючись ст. 107 КАС України,
Ухвалив:
Відкрити провадження у справі за позовною заявою Тарновської Марії Миколаївни, Дмітріева Олега Петровича до Одеської міської ради про визнання рішення неправомірним та скасування його та зобов'язання вчинити певні дії.
Призначити попереднє судове засідання на 24 лютого 2010 року о 15 годині, ЗО хвилин.
Направити відповідачу копію позовної заяви з копіями доданих до неї документів та запропонувати подати у строк до 24 лютого 2010 року письмові заперечення проти позову та посилання на докази, якими вони обгрунтовуються.
Копію ухвали направити сторонам у справі.
Ухвала може бути оскаржена лише щодо недотримання правил підсудності у встановлений законом строк і порядок, в іншій його частині ухвала оскарженню не підлягає.
Суддя (підпис)»
— Ваше обращение в судебную инстанцию, Олег Петрович, может произвести эффект взорвавшейся бомбы не только для местной власти, но и одесситов. Из судебного решения следует, что жители нашего города до сих пор не имеют законных исполнителей жилищно-коммунальных услуг.
— Подавая исковое заявление в суд, мы действительно хотели обратить внимание общественности города, одесситов на то, что в сфере жилищно-коммунальных услуг Южной Пальмиры существуют сложные проблемы правового, если хотите, юридического характера. При этом мы намерены заставить городскую власть привести свои решения в соответствие с законодательством Украины.
— Но ведь эта надзорная функция принадлежит прокуратуре.
— Вы говорите верно. Но и рядовые граждане наделены Конституцией страны, другими законами Украины правом защищать в судебном порядке свои интересы, нарушаемые в том числе местными органами власти. А нарушение этих самых интересов заключается в том, что городской совет Одессы до сих пор так и не определился с назначением законных исполнителей жилищно-коммунальных услуг. Они вроде бы и есть — это «Инфоксводоканал», «Тепловые сети Одессы», ряд других. Но таковыми они де юре не являются. Ибо их назначение решением Одесского городского совета произведено с грубейшим нарушением и закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», приказа № 60 Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Таковыми они по природе своей не могут быть.
— Естественно, возникает недвусмысленный вопрос — почему?
— Обратимся к закону, который я уже называл. Одна из его статей говорит о том, что отношения между участниками договорных отношений в жилищно-коммунальной сфере строятся на договорных началах. Участниками этих отношении являются: собственник, потребитель, исполнитель и производитель. До сих пор между всеми этими субъектами хозяйственной деятельности в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг не урегулированы отношения на законодательном уровне. К примеру, Одесскому «Инфоксводоканалу» переданы функции исполнителя услуг, хотя те, кто это делал, и те, кто должен выступать в роли исполнителя, понимали, что подобная практика противоречит действующему законодательству. Ведь «Инфоксводоканал» не имеет функции исполнителя услуг. Эти функции принадлежат балансодержателям жилого фонда города, коими до недавнего времени являлись ДЕЗы, а теперь — сервисные центры.
— Выходит, что эта часть законодательной нормы нарушается?
— Именно так оно и есть в Одессе. Если верить высказываниям одного из I руководителей «Инфоксводоканала», подача им воды «до крана потребителя» осуществляется по договоренности с мэрией. При этом стороны договорились, если эксперимент по какой-либо причине не удастся, то «Инфоксводоканал» не будет исполнителем услуг? Из этого видно, что в Одессе очень серьезные «эксперименты» проводятся на уровне кулуарных договоренностей. Законодатель дал право местным органам власти назначать исполнителя услуг, но не трактовать нормы закона по своему усмотрению.
— Кто же может сегодня, по вашему мнению, выступать исполнителем услуг, и каковы его функции?
— Обратимся к приказу Госкомстата, в котором четко обозначена эта норма: «Органами местного самоуправления, владельцами жилых домов назначается исполнитель следующих жилищно-коммунальных услуг: по управлению зданием, сооружением или группой зданий, по содержанию зданий, сооружений и придомовых территорий; по ремонту помещений, зданий, сооружений; по централизованному отоплению, централизованному снабжению холодной и горячей водой, централизованному водоотведению.
При этом отмечу, что исполнители услуг, согласно порядку назначения услуг № 60, который может выполнять обязанности статьи 21 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах». А «Тепловые сети города Одессы» и «Инфоксводоканал» не могут выполнить пункты этой статьи.
— Насколько мне известно, в настоящее время в судах разных инстанций Одессы находится около 9 тысяч исков к неплательщикам за теплоснабжение. Поскольку у нас до сих пор, как вы говорите, нет законных исполнителей услуг, какова судьба этих исков?
— Пока могу сказать только одно: используя решение суда Приморского района, которое приведено в нашей беседе, ответчики могут на его основании приостановить судебные разбирательства до его окончательного рассмотрения. На будущее добавлю, что только балансодержателю, а таковыми сегодня являются сервисные центры, а в перспективе — исполнители услуг, — дано право законом обращаться в суд с исками о взыскании долгов с лиц, отказывающихся оплачивать счета за потребление жилищно-коммунальных услуг или возмещение причиненных убытков имуществу, находящемуся у него на балансе (п. 6 ст. 24 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»). В заключение хочу добавить: я надеюсь, что мы выиграем дело в Приморском районном суде, и тогда в Одессе, во всех районах города, появятся исполнители жилищно-коммунальных услуг — законные, настоящие, и отношения в сфере жилищно-коммунальных услуг станут строиться не по понятиям, а в рамках законодательного поля Украины.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |