![]() |
|
![]() |
![]() |
ИЗВЕСТНЫЙ итальянский ученый и писатель Умберто Эко в одном из своих научных трудов вполне убедительно доказывал, что мы живем в эпоху нового средневековья. И современный город с целым комплексом неразрешенных коммунальных и экологических проблем тому яркое подтверждение. Да, на подступах к нашим городам нет высоких каменных валов и глубоких рвов. Но, попадая в мегаполис XXI века, представитель урбанистической эпохи сталкивается с гораздо более сильными преградами — «камнепадом» с фронтонов или краев крыш, разъезжающимися стенами зданий, подвалами, заполненными водой, дорожными пробками. Да и жители нынешних городов, ощущая на себе вседозволенность и цинизм местной власти, вполне обоснованно могут претендовать на роль современных крепостных полурабов.
В этом я в очередной раз убедилась, всего лишь одну неделю побывав вместе с народным депутатом Украины Алексеем Костусевым по просьбам одесситов в их дворах и домах.
Мы привыкли считать Одессу Южной Пальмирой, маленьким Парижем, морскими воротами Украины, самым европейским городом страны с огромным экономическим, научным и человеческим потенциалом... Увы, в этом городе сплошь и рядом можно лицезреть отнюдь не демократические европейские, а, скорее, средневековые картины жизни простых людей. Устав обивать пороги многочисленных чиновничьих кабинетов, убедившись, что в здании на Думской привыкли больше брать, нежели давать, а тем более — помогать, одесситы идут за помощью к народному депутату Алексею Костусеву. На его личных приемах всегда многолюдно, впрочем, как и во дворах, куда он приходит по «тревожным адресам». Вот две истории из жизни наших сограждан, поведанных людьми во время визитов народного депутата на место бедствия.
Крепостные XXI века
Вы скажете, что это фантастика. И подобное возможно разве что в какой-то азиатской стране, сохранившей феодальные традиции. Нет! Это происходит в современной Одессе! Обитатели семейных общежитий, расположенных по ул. Терешковой, 13 и 28, Ж.-Кюри, 32, Бригадной, 54, в один прекрасный момент узнали, что их здания продали вместе с жильцами! Это, позвольте вас спросить, чем попахивает? Правильно, крепостным правом!
Как рассказал житель «прихватизированного» общежития на Терешковой, 28 Кирилл Крутий, обитатели общежития, а это более 100 семей, работали когда-то в тресте «Черноморпромсантехмонтаж», более того, даже были акционерами этого предприятия. Позже трест переименовали. И новое руководство переименованного предприятия дало «добро» на приватизацию частными лицами этих общежитий как нежилых строений. А документы, подтверждающие, что дом по улице Терешковой, 28 является нежилым, выдали чиновники Малиновской райадминистрации.
«Сначала эти общежития были взяты в аренду ЖЭКом, а теперь оказались в частной собственности! Приватизация происходила еще при жизни бывшего начальника треста. Тогда нам сказали, что приватизируется не дом, а земля, и делается это для нашей пользы, чтобы на этой земле создать лучшие жилищные условия работникам треста. Для нас всех до сих пор остается загадкой, как уставной государственный фонд мог оказаться в частной собственности? Мы обращались за помощью в Фонд госимущества, в районную и областную прокуратуры, но в ответ получаем лишь отписки», — говорит Кирилл Крутий.
Его сосед Виктор Маймескул рассказывает, что из Киева получили подтверждение факта нарушения законодательства при приватизации здания. Но в Одессе твердят: вся процедура была выдержана согласно букве закона. Правда,
имя собственника общежития в горисполкоме почему-то держат в секрете.
«Мы проработали в тресте по 15-20 лет. И что имеем? Вот эти комнаты в общаге, в которых нам не разрешают ни ремонт провести, ни счетчики на электричество и воду установить. Если случается какое-либо ЧП, аварийные службы отказываются к нам ехать. У вас, говорят, дом ведомственный. Пусть вас ведомство и обслуживает. А кто именно собственник, мы не знаем. Только догадываемся», — посетовал Виктор Маймескул.
Вот так, вместо улучшения жилищных условий, люди, прожившие всю жизнь в общежитии, на склоне лет могут в любой момент оказаться на улице, ведь росчерком чиновничьего пера здание это уже относится к нежилому фонду.
Выслушав горькую исповедь обитателей общежития, Алексей Костусев, прежде всего, напомнил людям, что, наконец, принят закон о правах жильцов общежитий, в соответствии с которым ведомственные общежития должны передаваться в коммунальную собственность города, при этом жильцы получают право приватизировать свою жилплощадь.
«Поскольку местные государственные структуры не обращают внимания на проблемы этих людей, я лично, опираясь на данный закон, буду обращаться в высшие государственные структуры. Не может быть такого, чтобы жилой дом на основании того, что он якобы нежилой, был приватизирован. За такие документы нужно судить! Достаточно взглянуть на этот дом, чтобы понять — жилое это помещение или нет. Если будет необходимо, я вынесу вопрос, на рассмотрение Верховной Рады», — отметил народный депутат.
В присутствии собравшихся Алексей Костусев подписал официальное обращение к Премьер-министру Украины, министру ЖКХ и в Генеральную прокуратуру с требованием разобраться в сложившейся ситуации.
Бомжи поневоле
Но если обитатели общежитий «Черноморсантехмонтажа» в тревожном ожидании живут пока в своих комнатах, то некоторые жильцы общежития ОАО «Одессельмаш» уже сменили относительные удобства на палатку под открытым небом.
Оксана Кириченко и Любовь Мельниченко долгие годы проживали в семейном общежитии, расположенном по ул. Николаевская дорога, 301-А. В 80-х годах прошлого века они получили это жилье как работники ПО «Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения» (ныне ОАО «Одессельмаш»).
В 2008 году новые собственники предприятия под предлогом капитального ремонта здания предложили им переехать в общежитие по ул. Черноморского казачества, 123. Как рассказали женщины, они отказались от столь «щедрого» предложения, поскольку условия проживания там значительно хуже. Да и здание это официально не существует. Из него могут выселить в любой момент. В ответ на данный акт вольности руководство ОАО обратилось в суд с иском о принудительном выселении 0. Кириченко и Л. Мельниченко из общежития.
Решениями Суворовского районного суда иски были удовлетворены. Но областной апелляционный суд удовлетворил жалобы 0. Кириченко и Л. Мельниченко и отменил решения Суворовского районного суда об их выселении. Однако, поскольку у некоторых «неодесситов» произошел обмен морально-этических ценностей на количество «американских президентов» на их личных счетах, женщины были выброшены из общежития. И вот уже несколько месяцев, в разгар снегов и холодов, они проживают на улице, в палатках.
«Это не жизнь, а пытка, в XXI веке «Одессельмаш» нам устроил пытку: мы лишены жилья, еды, мы как вышли на улицу 1 октября в туфлях и платьях, так и живем», — не скрывая слез, говорит Оксана Кириченко.
Простые люди, кто чем может, помогают этим «бомжам поневоле». Приносят одежду, одеяла, горячую воду. Но самый дорогой подарок, как нам поведала Любовь Мельниченко, дрова — единственный источник тепла в зимние дни. Их женщины собирают по окрестным мусоркам, просят принести добровольных помощников.
Женщины рассказали, что не могут жить друг без друга в прямом смысле этого слова, ведь когда одна спит, вторая поддерживает огонь, чтобы не замерзнуть. Поэтому даже с высокой температурой и простудой женщины не могут обратиться в больницу, ведь если одну из них заберут в стационар, вторая умрет от холода.
Вместе с Алексеем Алексеевичем мы побывали в импровизированном палаточном городке, выслушали женщин, передали им необходимые вещи, продукты и, конечно же, дрова. А также предприняли попытку посетить руководство предприятия. Увы, даже к народному депутату руководство предприятия не пожелало выйти, сославшись на важные дела. «Я обратился к Генеральному прокурору с очень жестким депутатским обращением, в котором требую заставить руководство предприятия предоставить женщинам жилье не хуже, чем у них было. Я требую наказать виновных в том, что люди оказались зимой, в лютые холода, под открытым небом, вопреки решению апелляционного суда, а также требую, чтобы Генпрокурор взял это дело под личный контроль», — заявил Алексей Костусев. Народный депутат пообещал и дальше помогать женщинам добиваться своего законного права на жилье, а в период их вынужденного круглосуточного пребывания на свежем воздухе помогать дровами и продуктами.
Вместо послесловия
Вот только две истории, которые невозможно объяснить с точки зрения нормальной, человеческой логики. Получается, что наши власть предержащие относятся к простым людям уже даже не как к третьесортным: людей просто вычеркивают из списка живых, выбрасывают на улицу, как надоедливых животных. Смотрю на все это и соглашаюсь с У. Эко. Но я не хочу жить в эпоху жестокого нового средневековья. Одна надежда: история показывает — на смену мрачному средневековью приходит период Возрождения! Этого, я уверена, с нетерпением ожидают многие одесситы. И связывают они одесский ренессанс с именем Алексея Костусева. Действительно, только человек с государственным мышлением, с довольно увесистым багажом успешных проектов может возродить былой дух Южной Пальмиры.
Когда верстался номер: 27 января состоялась встреча народного депутата Украины Алексея Костусева с Оксаной Кириченко, Любовью Мельниченко и руководством ОАО «Одессельмаш» для поиска путей разрешения этой проблемы. Конструктивный диалог, наконец-то, состоялся. Алексей Костусев пообещал женщинам, что он совместно с дирекцией ОАО эту проблему решит, и женщины получат жилье.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |