![]() |
|
![]() |
![]() |
Цель Бухареста — «Великая Румыния», о которой наши соседи говорят открыто и без обиняков. Но самое удивительное — не это, а то, что Украина, в лице ее высшей власти, похоже, зорко стоит на страже интересов… соседней страны.
Румыния — связующее звено между Россией и славянскими государствами на Балканах и в Восточной и Центральной Европе. Будучи православной страной, Румыния (и Молдавия) разделяют единый славянский массив на две неравные части, и, таким образом, отрезают Россию от Балкан. Внешнеполитическая стратегия правящих кругов Румынии в начале ХХ века основывалась на концепции объединения всех «румынских исторических провинций» в «унитарное национальное румынское государство», причем украинские земли северной части Буковины и юга Бессарабии рассматривались как часть «Великой Румынии».
Сейчас, когда в Бухаресте реваншистские настроения снова в моде, проект «Великой Румынии» опять угрожает Украине. Заявления румынских государственных мужей о том, что Украина — страна, «нахватавшаяся» чужих земель, только подливают масла в огонь, хотя в этом есть доля правды. Известно, что до присоединения к России в 1654 году территория Украины была в пять раз меньше нынешней. По сути, это были только центральные области, так как Западная Украина находилась под польским господством, а территории, именуемые Востоком и Юго-востоком, к украинской государственности отношения не имели, потому что в разное время были подарены Украине Россией и административно переподчинены Киеву.
Обычно наиболее обсуждаемой темой является факт передачи Украине Крыма в 1954 году правительством Никиты Хрущева. Но забывают и о других приобретениях Киева. По распоряжению советских властей в 1940 году к Украине были присоединены земли, ранее входившие в состав Бессарабской губернии, как отдельной административной единицы в составе Российской Империи. После падения царизма губерния была переименована в Молдавскую демократическую республику в составе РСФСР. Молдавская демократическая республика была оккупирована румынскими войсками и освобождена только в 1940 году, после чего север и юг Бессарабии были переданы Украине. А так как Бухарест считает историческую Бессарабию частью румынской державы, автоматически претензии Румынии простираются на бывшие бессарабские земли в составе Украины.
Удивляет бесхребетность украинского МИДа в этом вопросе. Все истерические возмущения и дипломатические припадки Киева всегда адресовались только Москве, если вдруг кто-то из российских политиков заикался о принадлежности Крымского полуострова России до его передачи Н. Хрущевым в состав Украинской ССР (хотя это непреложный исторический факт). На заявления Бухареста о претензиях на Буковину и Одесскую область в Секретариате Президента Украины либо отделывалась гробовым молчанием, либо вялым протестом. И даже известные своей показной «патриотичностью» украинские националисты словно воды в рот набирали.
При слове «Россия» у них, как у собаки Павлова, зубы щерятся в оскале, а при слове «Румыния» (которая открыто, на президентском уровне заявляет свои претензии на земли соседней страны) их речевой аппарат почему-то не действует.
На бытовом уровне существует некий стереотип, будто Румыния — этакое захудалое государство-заморыш. Возможно, особыми экономическими успехами Бухарест пока похвастаться не может, но и скандалами (по типу газовых) они не отличаются. Да и свой морской транспортный комплекс развивают достаточно активно. Настолько активно, что с некоторых пор Украина им явно мешает.
Румынским спецслужбам удалось сберечь весь свой потенциал, и уже в 1992 году они принимают активное участие в разжигании русофобских настроений в Молдавии, что закончилось приднестровской войной. Украинские же спецслужбы с приходом к власти откровенных националистов были подвергнуты жесточайшей деформации, дабы не представлять угрозу господству новоявленных панов в шароварах. В итоге теперь украинские спецслужбы могут потягаться с румынскими разве что в разжигании русофобских настроений. Для серьезной работы нет ни ума, ни опыта, ни кадров. Поэтому румыны действуют напористо и жестко.
Институт стран СНГ, осуществляющий мониторинг и анализ политических процессов на постсоветском пространстве, заявлял об активизации румынской разведки на территории Украины: «В 2007 2008 годах, — пишется в одном из его исследований, — отмечается активизация румынских спецслужб и подконтрольных им румынских неофашистских и шовинистических организаций на территории Молдавии и Украины. Таким образом, Румыния уже не только откровенно заявляет о своих претензиях на молдавскую и украинскую территории, но и начала делать практические шаги в этом направлении. Последние же события показали, что Румыния переходит к активной стадии восстановления своих «исторических» границ. В связи с чем этот процесс затронет и Украину».
На одной из международных конференций профессор Одесского университета им. Мечникова, известный геополитик Владимир Дергачев задал вопрос заместителю министра иностранных дел Украины о возможной утрате спорного участка континентального шельфа. Тогда он получил на это раздраженный ответ, что такого не может быть, потому что вся Европа — на стороне победителей «оранжевой» революции. Видимо, высокий сановник забыл, что именно потому они и были «на стороне», что очень им хотелось взять под полный контроль всю эту «сторону». Что, собственно, и случилось.
Впрочем, многие на Западе считают Украину «творением Кремля» и поддерживают украинскую независимость исключительно из ситуативных соображений. Сам профессор Дергачев так прокомментировал отношения Украины и Румынии: «До распада СССР Советская Украина по макроэкономическим показателям на душу населения превосходила всех соседей, включая Румынию. Самостийной Украине достался статус третьей ядерной державы с экономической мощью, соответствующей среднемировому уровню. Но геополитическое положение и мощь государства Украина после приобретения независимости начали катастрофически ухудшаться, что и спровоцировало Румынию на продолжение конфликта и обращение в Международный суд. Что сегодня представляет собой Украина? Это националистическое коррумпированное болото Европы, где три политических стаи с остервенением грызутся за власть. По макроэкономическим показателям Украина поменялась местами с Румынией и стала вместе с Албанией одной из самых бедных стран Европы. В свою очередь, Румыния стала членом НАТО и ЕС, а ее макроэкономические показатели выше, чем у Украины. Румынский порт Констанца официально признан Брюсселем главными восточными воротами ЕС в Черноморском регионе. Это имеет самые негативные последствия для портов Украины (Одесса, Южный и Ильичевск), которые создавались как южные морские ворота России и СССР. Длительные украинско-румынские переговоры о делимитации границы и статуса острова Змеиный отрицательно сказались на инвестиционном климате в Украинском Придунавье, ставшим одним из самых депрессионных районов страны. Решение Суда окажет влияние на делимитацию морских границ между Украиной и Россией в Азовском море и Керченском проливе».
И далее он продолжает: «Для Румынии решение Международного суда является символом возрождения геополитической роли страны в Юго-Восточной Европе. Усиление позиций крупнейшей оппозиционной партии «Великая Румыния», выдвигающей территориальные требования к соседним государствам, может реально обострить обстановку в Юго-Восточной Европе… Классическим примером в морском праве служит необитаемая скала Роколл в Северной Атлантике. Скала представляет надводную часть разрушенного конуса потухшего вулкана на срединном океаническом хребте. До 60 х годов XX века принадлежность скалы никого не интересовала. После открытия на ее шельфе месторождения природного газа, Великобритания заявила о своих правах, приняв закон «Об острове Роколл». В 1985 году на скалу на непродолжительное время был высажен гражданин с британским флагом, чтобы доказать, что Роколл населен англичанами. Однако государственная принадлежность скалы оспаривается так же Исландией, Ирландией и Данией (Фарерские острова). Исландия мотивирует свою позицию тем, что скала ближе всего расположена к ее берегам. Дания настаивает, что ее рыбаки с Фолклендских островов традиционно ведут у скалы лов рыбы. После ратификации Британией Конвенции ООН по морскому праву, запрещающей объявлять необитаемые земли зоной жизненных интересов и ограничивать здесь экономическую деятельность других стран, международный конфликт был частично урегулирован. Рыбаки других стран продолжили лов рыбы у скалы Роколл, но Великобритания продолжает настаивать на своих исключительных правах».
Руководитель Украинского филиала Института стран СНГ В. Корнилов прямо заявил, что на радикализацию Румынии есть запрос у румынского общества. «Румыния чувствует, что в спорах с Украиной имеет хорошую поддержку. Катастрофическое поражение Украины в борьбе за шельф Черного моря вдохновило румын. Причем вдохновлены политики из разных лагерей. Думаю, Румыния не будет останавливаться на острове Змеином».
Но подконтрольные украинским властям органы правопорядка занимаются только тем, что требуют через суд… выдворения Украинского филиала Института стран СНГ, фактически действуя в интересах Румынии.
Со стороны МИД Украины не последовало сколько-нибудь серьезной реакции на массовую раздачу румынских паспортов жителям Буковины. Зато при помощи специалистов из США украинские правоохранители принялись выслеживать тех граждан, кто получил российское гражданство, не отказавшись в то же время от украинского (хотя таких случаев единицы).
Попытки руководства Украины сделать хорошую мину при плохой игре, изображая искреннюю дружбу между Бухарестом и Киевом, призваны успокоить собственное население. Рассказы о том, как дружественная Румыния поддержала заявку Украины на вступление в НАТО во время саммита 2008 года в Бухаресте, скрывали главное: Бухарест поддержал Украину исключительно из геополитических соображений с дальним прицелом на решение территориальных споров между двумя странами в свою пользу. Если бы Украину приняли в НАТО, Молдавия оказалась бы зажатой между двух стран Альянса, и ее силком можно было затащить «под флаг» Бухареста.
Прошедшие в Румынии президентские выборы ничего не изменили. Это означает, что Киеву и дальше, как минимум, ближайшие несколько лет придется испытывать на себе дипломатическое и политическое давление соседа.
Румыны действуют напористо и целеустремленно. Газета «Зеркало недели» сообщала, что выбросы значительного количества ила и песка в Килийский рукав Дуная, которые практикует Румыния в ходе дноуглубительных работ на своей территории, могут привести к изменению фарватера реки, по которому проходит украино-румынская граница. Информационное агентство «Росбалт» пишет по этому поводу: «Значительная часть иловых сбросов румынской стороны оседает за струенаправляющей дамбой на мысе Измаильский Чатал на румынском берегу, образуя постепенно увеличивающуюся мель в Килийском рукаве Дуная…. Результаты украинской космической съемки показывают: если в начале 2003 года этой мели еще не было, то в марте 2006 го ее площадь составляла уже 4,3 тысячи кв. м, а в августе 2008 го — почти 20 тысяч кв. м. Дальнейший рост мели с румынской стороны с высокой вероятностью приведет к смещению фарватера реки, по которому проходит государственная граница, в украинскую сторону…». Цель Бухареста — восстановить монополию на транзит судов через Дунай. В настоящий момент половина судов идут из Дуная в Черное море через украинское устье.
Напрашивается вопрос: а что дальше? Уповать на Международный суд ООН как «самый справедливый суд в мире» глупо. Его судьи уже проявили «справедливость», обойдя гробовым молчанием факты убийств армией США тысяч мирных иракцев или солдатами НАТО тысяч мирных сербов.
Понятно, что на Западе у Украины настоящих друзей нет (и никогда не было). Мы для них — всего лишь лакомый кусочек. Как-то один из польских политиков, рассуждая о перспективах возвращения западноукраинских земель в состав Польши, заметил, что единственным препятствием для Варшавы на пути осуществления своей давней империалистической мечты может быть только объединение Украины и России в одно государство, или, как минимум, в крепкий оборонно-политический союз. Тогда, по мнению польского интеллектуала, русские просто не позволят никому отщипывать от Украины целые куски, и Россия станет, таким образом, гарантом территориальной целостности Украины.
Принимая во внимание, практически полную тождественность территориальных проблем, существующих между Польшей и Румынией с одной стороны, и Украиной с другой, Киеву стоит учесть мнение польского аналитика.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |