![]() |
|
![]() |
![]() |
С первых шагов пребывания у власти молдавские «евроинтеграторы» стали с упорством, достойным лучшего применения копировать методы… украинских «оранжевых».
В то время как Украина прощается с Виктором Ющенко, а вместе с ним и с «оранжевой» эпохой, наши соседи вступают на ту же скользкую тропинку. Напомним, что по итогам прошлогодних июльских выборов в молдавский парламент прошло 5 партий. Партия коммунистов (ПКРМ) получила 48 мандатов, либеральные демократы — 18, либералы — 15, Демократическая партия — 13, «Наша Молдова» — 7.
Четыре бывшие оппозиционные партии, объединились в Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ). Имеющихся депутатских мандатов оказалось достаточно для того, чтобы избрать спикера и сформировать правительство, но недостаточно, чтобы избрать президента. В итоге спикер Михай Гимпу получил парадоксальный статус «и.о. президента».
Фактически с первых шагов пребывания у власти молдавские «евроинтеграторы» стали с упорством, достойным лучшего применения копировать методы украинских «оранжевых». При этом трудно представить, что они специально ездили в Киев перенимать «передовой опыт». Просто почему-то у национал-демократов так все получается само собой. Вначале их не устраивает Конституция, затем то, на каком языке идут фильмы в кинотеатрах, затем какая-то идеология (как правило, коммунистическая).
Начнем с конца. Недавно Гимпу издал Указ о создании комиссии по изучению и оценке тоталитарного коммунистического режима в республике.
В Указе говорится, что Декларация о суверенитете Молдовы от 23 июня 1990 года и Декларация о независимости от 27 августа 1991 года означали не только устранение тоталитарного режима, но и шанс на построение демократического общества. Вместе с тем, хотя почти за два десятилетия в Молдове отмечен прогресс на пути строительства правового государства и интегрирования в ЕС, она остается и сегодня государством, не знающим правды о тоталитарном коммунистическом режиме в своей истории.
Комиссия, куда вошли свыше 30 ученых, изучит документы и материалы о деятельности основных учреждений, вовлеченных в установление и сохранение коммунистического режима, сквозь призму соблюдения основных прав и свобод человека, выполнит исследование, составит сборник документов и аналитический отчет.
Ранее, выступая в эфире местного ТВ, Гимпу заявил, что принятие соответствующих документов может привести к запрету названия Партии коммунистов, а также ее символики. «Люди должны знать о произошедшем во времена СССР», — добавил он. Помнится, чем-то подобным мотивировал свои исторические изыскания Виктор Ющенко, который по примеру Грузии, создал «музей советской оккупации». Теперь, можно ожидать, что подобный музей будет создан и в Кишиневе. И вполне естественно, что в нем не будет музея румынской оккупации, поскольку оккупация с позиций правящего в Молдове Альянса (во всяком случае, значительной его части) трактуется как воссоединение.
Молдаванам еще повезло, что у них не было Голодомора. Голод 1932 33 годов коснулся только северных районов Молдавской АССР, часть которых сейчас находится в составе Одесской области, а часть — в составе непризнанной Приднестровской республики.
Однако, если Ющенко вытворял подобные кульбиты, чтобы «воспитать нацию», а заодно насолить Москве, трогательно относящейся к советскому наследию, то Гимпу и компания преследует заодно и практическую цель — устранение конкурента в лице ПКРМ.
На ослабление их влияния направлена и другая мера — пересмотр Конституции. Две попытки нового парламента выбрать президента (10 ноября и 7 декабря), в которых кандидатом на эту должность выступал лидер демпартии Мариан Лупу, закончились безрезультатно: ему не удалось набрать 3/5 от общего числа голосов (то есть, 61 из 101), как предусматривает нынешняя Конституция. За Лупу отдало свои голоса парламентское большинство, но в нынешнем парламенте оно представлено либерально-демократической коалицией с 53 мандатами. Коммунисты оба раза дружно покинули зал заседания, проигнорировав процесс голосования. И теперь, в соответствии с Конституцией, парламент должен быть распущен и проведены очередные досрочные выборы, ориентировочно, осенью нынешнего года.
Однако, получившие с таким трудом власть оппоненты коммунистов не намерены так просто ее отдавать. Пока что идет постепенная зачистка органов власти и СМИ от сторонников ПКРМ. Но лучший способ свести на нет влияние коммунистов — лишить их блокирующего пакета в парламенте, возможности влиять на избрание президента. Для этого нужно менять Конституцию.
1 декабря Указом Михая Гимпу была создана комиссия по конституционной реформе, на которую была возложена задача провести глубокий анализ Конституции, определить недочеты. В комиссию, наряду с правоведами, вошли преимущественно представители правящих партий. Гимпу заявил: цель инициированной им реформы состоит в изменении механизма избрания президента в парламенте. Ожидается, что это будет либо избрание президента простым большинством голосов, либо возврат к всенародным выборам.
Кстати, как свидетельствуют социологические опросы, порядка 75 процентов граждан Молдовы считают, что президента необходимо избирать прямым голосованием. В то же время, в рядах Альянса за европейскую интеграцию нет единства по данному вопросу. Кто-то считает необходимым вернуться к прямым выборам (они существовали в Молдове до 2000 года), кто-то, напротив, склоняется в пользу классической парламентской республики, где президент — номинальная фигура — нечто вроде английской королевы. Отсутствие консолидированной позиции может поставить под вопрос саму реформу.
Изменения могут коснуться порядка 70 статей действующего Основного Закона.
При этом, по словам и. о. президента, конституционные статьи о нейтралитете и государственности республики не претерпят изменений. В то же время он выразил надежду, что в рамках правящего Альянса за европейскую интеграцию удастся достигнуть договоренности о переименовании названия государственного языка — с молдавского на румынский.
— Нужно иметь смелость и поставить точку в вопросе о языке, — заявил Гимпу. — Хватит старой сталинской и лживой политики. Я вступил в политическую борьбу, чтобы добиться исторической правды. Мы говорим на румынском языке.
Не надо быть пророком, чтобы понять: предложение переименовать язык станет хорошим подарком для приднестровских лидеров и будет активно использоваться в пропагандистских целях. Напомним, что в начале 90 х годов именно языковый вопрос стал одним из катализаторов противостояния между двумя берегами Днестра и закончился созданием ПМР. Исходя из этого, можно сделать вывод, что нынешнее молдавское руководство никоим образом не рассчитывает на нормализацию диалога с Тирасполем и, соответственно, не будет предпринимать никаких усилий для поиска приемлемых путей реинтеграции страны. Также им вряд ли понравится идея «декоммунизации». Впрочем, она может не понравиться и значительной части населения собственно Молдовы. Здесь очень много тех, кто сожалеет о распаде Советского Союза, и им вряд ли понравятся исторические изыски созданной Гимпу комиссии.
Но языковый вопрос способен рассорить и самих участников правящего Альянса. Далеко не все из них с радостью стремятся в объятия «братьев из-за Прута». Свое критичное отношение к инициативам Гимпу уже высказал руководитель демпартии и несостоявшийся президент Марьян Лупу.
Фактически нынешним руководством Молдовы взят курс на денационализацию молдаван и навязывание им румынской идентичности. Сам Гимпу заявил в интервью одному из румынских изданий: «Восстановим истину, которая определяет нашу национальную идентичность, культуру и духовность. Хочу надеяться, что с нашим приходом к власти эпоха «агрессивного молдовенизма», возведенного коммунистами в ранг государственной политики, канула в вечность. Первоочередной мерой, которую очень скоро примет Министерство просвещения, станет изъятие из системы образования учебников истории, в частности, учебника «Интегрированная история», составленных по принципам коммунистической идеологии и изобилующих сталинскими фальшивками. Проводимая коммунистами «национальная политика» отравила не только среду образования и культуры, но и все общество. Здесь нужны неотложные и радикальные меры оздоровления, которые и предпримут парламент и правительство».
Особого восторга не вызовет и другая инициатива представителей Альянса, затрагивающая интересы многотысячной русскоязычной аудитории. Премьер-министр В. Филат потребовал от министра культуры Б. Фокши подготовить к очередному заседанию проекты законодательных поправок, согласно которым кинотеатры, в том числе частные, будут обязаны сопровождать все фильмы титрами на молдавском языке.
По словам Филата, граждане Молдавии должны иметь возможность смотреть фильмы в кинотеатрах на государственном языке. В свою очередь Фокша заявил, что данное решение поможет русскоязычным жителям выучить молдавский. Такая мера где-то оправдана, однако и здесь Гимпу решил пойти дальше. «Правильнее всего, чтобы в молдавских кинотеатрах показывали фильмы, дублированные на румынский язык с субтитрами на русском языке» — заявил он.
В свою очередь владелец крупнейшей в Молдавии сети кинотеатров «Patria» Виктор Шелин заявил, что показ фильмов с обязательными субтитрами удвоит цену на билет и разгонит 90 процентов зрителей. Он посоветовал министру культуры «показывать фильмы с субтитрами в тех 40 государственных кинотеатрах, которые заколочены гвоздями».
Поневоле напрашивается аналогия с украинской ситуацией, когда таким же волевым способом был введен обязательный дубляж и обязательное титрование фильмов на украинском языке. Но здесь речь шла все же о родственном славянском языке. Молдавский язык принадлежит к другой языковой группе и гораздо сложнее. У молдаван нет и нормальной дубляжной базы. Вывод: фильмы будут закупать в Румынии и выиграют от этого румынские кинопрокатчики, которые скажут «спасибо» молдавскому президенту.
Глядя на происходящее в Кишиневе, в Тирасполе довольно потирают руки. Здесь теперь могут с полным основанием спросить: «И вы не верили, что Молдова рано или поздно объединиться с Румынией?!». Для подобных эмоций есть все основания, что подтвердил и недавний визит Президента Румынии Траяна Бэсеску. Румыния, экономика которой переживает нелегкие времена, готова выделить Молдове безвозмездную помощь в размере 100 млн. евро. Средства будут направлены на развитие сферы образования и инфраструктуры в регионах.
Вместе с тем Бэсеску вновь подтвердил: не Бухарест повинен в отсутствии соглашения о границе с Молдовой. «Румыния никогда не подпишет договор, который заново определяет границу между Молдавией и Румынией, — заявил он. — Румыния признала границы Молдовы в том виде, в каком они были унаследованы от СССР» (то есть, включая ПМР). Молдова активизировала свои связи и с США. Во время визита в Вашингтон премьер В. Филат встретился с вице-президентом США Дж. Байденом и получил от него заверения, что США будут оказывать поддержку Кишиневу в деле евроинтеграции. В свою очередь Филат попросил молдавских конгрессменов отменить действие в отношении нее поправки Джексона-Вэника. Что-то похожее мы тоже уже проходили… Пару лет назад отмена действия этой поправки в отношении Украины преподносилась как величайший успех...
Поневоле возникает вопрос: сколько понадобится времени правящему Альянсу, чтобы он растерял то доверие, которое ему избиратели оказали сейчас? Мы помним, что в самом начале президентства Ющенко его рейтинг зашкаливал, но понадобилось всего полгода, чтобы он упал до позорной черты, и еще четыре с половиной года — чтобы он достиг искомых 2 3 процентов. Конечно, Молдова — не Украина, но проблемы там те же, и к экспериментам там относятся так же.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |