ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ПРОФСОЮЗ СНОВА ПРИШЕЛ НА ПОМОЩЬ
12.02.2010 / Газета: Морские ведомости Украины / № 6(759) / Тираж: 5000

На днях в Белгород-Днестровском порту благополучно закончилась еще одна история. История о том, как украинским морякам не платили заработную плату, о том, как моряки доверили свои проблемы ФМПСУ и им сумели помочь. И, наконец, история о том, как люди поверили в то, что их проблемы хотя бы кому-то не безразличны.

Об этом наболевшем вопросе мы побеседовали с ITF-инспектором ФМПСУ Вадимом Викторовичем Мощенко

— Вадим Викторович, расскажите, пожалуйста, что произошло в Белгород-Днестровском порту?

— Белгород-Днестровский порт в последнее время значительно повысил свой грузооборот. Этот порт специализируется на перегрузке различных грузов, в том числе древесины. В основном в направлении Украина-Турция.

Достаточно часто компания, занимающаяся деревообработкой, приобретает в собственность суда с целью удешевления процесса доставки груза.

В данном конкретном случае, после того, как мы получили в свой адрес обращение моряков, мы выяснили, кто является владельцем данного судна. Это является обязательной процедурой, ведь мы должны четко понимать с кем нам в дальнейшем придется контактировать, как обстоят дела с финансовым положением судовладельца и т.д.

Таким образом, мы выяснили, что судовладелец — это достаточно крупная турецкая компания по переработке древесины, которая задолжала морякам заработную плату более, чем за 2 месяца. У нас на тот момент уже имелась информация о том, что в 2008 году экипаж данного судна (судно называется «ALI MACIT», флаг Камбоджи, турецкий судовладелец), включая капитана и старшего механика, был списан на берег без выплаты заработной платы. В таком случае мы начинаем действовать согласно инструкций, разработанных в специальном отделе моряков. Мы посещаем суда, ведем с моряками разъяснительную работу, проводим консультации и даем специальные инструкции о том, как себя вести на судне. В таких ситуациях мы напоминаем членам экипажа, что не стоит доводить сумму задолженности по заработной плате до астрономических сумм — ведь чем меньше сумма, тем легче эти деньги взыскать с недобросовестного судовладельца.

Подобная работа была проведена и в этом случае. Отдельная особая благодарность администрации Белгород-Днестровского порта, службам портнадзора и капитана порта, которые любезно предоставили нам возможность посетить порт и само судно, провести встречу с экипажем. В ходе беседы на борту судна, подтвердилось наличие задолженности по заработной плате перед экипажем. Семь человек российско-украинского экипажа обратились к нам с просьбой о помощи. Остальные колебались. Все дело в том, что судовладелец, особенно турецкий, имеет привычку обещать обманутому экипажу «золотые горы» — из серии: «Я Вам заплачу, только чуть позже, вот только дойдем до Стамбула, и...». Поверьте, наученные опытом, мы можем Вас заверить в том, что по обыкновению это «потом» никогда не наступает, а добиться украинским морякам справедливости в турецком суде практически нереально.

— Что произошло далее, и как повел себя экипаж?

— Мы все описанное выше объяснили экипажу в максимально тактичной форме и рассказали, что существует специальный комплекс мер по дальнейшему поведению в подобной ситуации.

Взвесив все «за и против», моряки приняли решение вступить в профсоюзные ряды. Ведь до возникновения данной ситуации, только один из обратившихся моряков был членом профсоюза. Для нас принципиально важным является то, чтобы данный шаг был сделан осознанно и самостоятельно.

Что касается дальнейших событий, то, например, капитан судна, как это иногда бывает, принял сторону судовладельца. Он проводил собрания, уговаривал членов экипажа не вступать в профсоюзные ряды. В наше отсутствие судовладелец лично по Skype связывался с моряками, просил их забрать заявления, обещал им выплатить деньги. Кроме того, он утверждал, что в Одессе ITF никому и никогда еще не сумел помочь. Но, несмотря на данные действия, почти все моряки своего решения не изменили, а мы, со своей стороны, приступили к определенным стандартным процедурам по возвращению задолженности.

В результате проведенных действий, в течение двух дней, судовладелец через своего представителя рассчитал всех людей, которые к нам обратились.

Когда люди получали в моем присутствии деньги на борту, то остальные члены экипажа были очень расстроены. Впоследствии они признались, что сожалеют в том, что колебались, что не поверили в то, что мы сможем помочь в решении проблемы. Экипаж, получивший расчет, принял решение покинуть судно.

— Скажите, пожалуйста, имеет ли возможность судовладелец расстаться с экипажем, потребовавшим выплат и обратившимся в профсоюз, несмотря на то, что срок контракта еще не истек?

— В таких случаях возможны различные варианты развития дальнейших событий. Иногда, моряки принимают самостоятельное решение сойти на берег. Но хочу подчеркнуть, что, если членами экипажа не принято подобное решение, а срок контракта не истек, никто, подчеркиваю, никто не имеет права списать моряка против его воли. Исключениями являются только те случаи, когда сами моряки нарушают правопорядок, не выполняют профессиональные обязанности, распивают спиртные напитки и т.д. В связи с этим, я хочу еще раз подчеркнуть следующее: несмотря на невыплаты заработной платы, всегда оставайтесь на рабочем месте, выполняйте свои непосредственные обязанности, ведите себя достойно! Подобные Ваши действия исключат любые штрафные санкции со стороны судовладельца, лишают его возможности списать моряков на берег досрочно.

Поэтому не стоит бояться обращаться за помощью. Если моряк самостоятельно не примет решение прервать сотрудничество с недобросовестным работодателем, никто его не спишет.

— Вадим Викторович, расскажите, пожалуйста, о так называемых «черных списках»

— Действительно, в последнее время моряков часто пугают занесением их фамилий в «черные списки».

По данному поводу хочу со всей ответственностью заявить следующее: «это не так». Прежде всего, хочу особо подчеркнуть, что создание подобных списков незаконно Единой базы не существует, а, если и существует, то на уровне какого-нибудь одного местного крюинга, не более того. Глобальных сетей с подобной информацией попросту нет. А создание их будет преследоваться по закону. Так что подобные опасения абсолютно беспочвенны. В данной ситуации присутствует прямая выгода судовладельцев — моряки боятся, они никуда не обращаются со своими проблемами, а такими людьми легче всего управлять.

— Вадим Викторович, чего стоит опасаться морякам, и каким образом можно избежать недобросовестных судовладельцев, фрахтователей и агентов?

— Ситуация иногда доходит до абсурда. Например, в данном случае, агент судовладельца сделал все возможное, чтобы мы не смогли встретиться со сменным экипажем и предупредить моряков о причине ухода с судна предыдущего состава. Но, хочу подчеркнуть, что нам все-таки удалось пообщаться со вновь прибывшими моряками и пред упредить их о возможных проблемах с невыплатой заработной платы. Это моя обязанность, мы должны поставить моряков в известность и объяснить им пути решения подобных проблем.

Безусловно, обидно, что существуют не добросовестные крюинговые компании, которые знают о проблемах на конкретном судне, знают о постоянных невыплатах заработной платы, но никаких мер не предпринимают, и отправляют людей в рейс. Впоследствии претензий по отношению к себе они не принимают, и заявляют, что в невыплате виновата компания-судовладелец, а не крюинг.

Ведь все крюинговые компании обязательно лицензированы. И по условиям лицензирования, есть пункт, в котором четко прописано, что компания обязана поставить в известность и предоставить правдивую истинную информацию морякам о месте их будущей работы. Ведь возможны различные проблемы, например, когда судно арестовано за долги, выставлено на продажу, находится в состоянии ремонта и т.д.

Так вот в данном случае имеет место следующий факт: некий херсонский крюинг уже третий год подряд отправляет людей на это судно, прекрасно понимая и зная заранее, что людей не рассчитают.

Подобную практику однозначно необходимо искоренять.

И еще один момент: моряк, к сожалению, обращается в ПТ только лишь тогда, когда возникнет проблема. А зря. Специалисты из специального отдела моряков могли бы по советовать многое — моряк не только бы не стал подписывать заведомо невыгодный для себя контракт, но и данный конкретный крюинг бы обходил.

В конце нашей беседы хочу подчеркнуть, что обращение обманутых моряков за помощью это — не бунт, это — цивилизованное решение возникших проблем!

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.018
Перейти на повну версію сайту