![]() |
|
![]() |
![]() |
Вот и дождались мы, наконец, настоящей зимы. Несмотря на зловещий «дождь» из летучих мышей, проснувшихся в неурочное время из-за аномально теплой погоды. Вопреки растерявшимся кустам сирени, выбросившим зеленые почки накануне Нового года. И даже декабрьская гроза не остановила победное шествие снега и мороза.
И как-то мы сразу позабыли о том, что нам угрожает глобальное потепление, и вытащили из дальних углов меховые шапки и теплые рукавички: что поделаешь, холод не тетка! Однако все же что-то странное творится в последнее время с погодой. Что по этому поводу думают специалисты?
Радуга в декабре
Инженер-синоптик Гидрометцентра Черного и Азовского морей Анжелика Белан в таком явлении, как гроза в зимнее время, ничего необычного не находит. По крайней мере, ничего такого, что нельзя объяснить с точки зрения науки.
— Мощное кучево-дождевое облако, которое дает нам такое явление, как гроза, формируется на контрастах температур. А предпосылок для подобных контрастов в декабре было достаточно. С одной стороны, теплое море, с другой — холодная суша. В те декабрьские дни температура моря достигала десяти градусов с плюсом, а суши — минус четырех. В ситуации, о которой мы говорим, контраст температур составил нужный интервал, что и повлекло за собой формирование мощной кучево-дождевой облачности. В результате — и гроза гремела, и радуга на небе появилась. Просто мы не привыкли к таким природным явлениям зимой. Обычно в Одессе летом суша прогревается до плюс сорока, а море — плюс двадцати. Интервал температур налицо, и понятно, что гроза летом более частый гость, — рассказывает Анжелика Белан.
Аномальное же цветение сирени в Ботаническом саду в декабре 2007 года Анжелика Белан объясняет кратко-временным, но значительным выносом волн тепла. В чем тоже нет ничего особенного и, конечно уж, катастрофического.
Синоптики, как и ученые, привыкли оперировать фактами и цифрами, анализировать их и делать выводы. За ставшим уже для нас привычным прогнозом погоды, которым традиционно заканчивается сегодня любая новостная передача, стоит колоссальная работа тысяч специалистов.
— Каждые три часа по всему миру проводятся метеонаблюдения, — говорит Анжелика Белан. — Как это делается? Да очень просто. Метеоролог измеряет атмосферное давление как во времена Торричелли: выходит на метеоплощадку, чтобы провести измерения температуры, влажности воздуха, скорости и направления ветра, выполняет комплекс визуальных наблюдений. Два раза в сутки, в двенадцать часов ночи и в двенадцать часов дня, для получения данных о состоянии верхних слоев атмосферы запускается метеозонд. Результаты измерений на этой станции каждые три часа рассылаются в ведущие гидрометцентры мира, где они анализируются и используются в численном прогнозе погоды. Закодированные с помощью общепринятого синоптического кода телеграммы о состоянии погоды получает и наш центр (Анжелика показывает карту. — Авт.).
Метеостанции находятся в основном в крупных городах и районных центрах. Например, в Одесской области работает десять метеорологических станций, в Киевской — двадцать.
Со всем комплексом измерений работают в ведущих прогностических центрах мира, в частности в Германии, Франции, Англии, России и других странах.
— С помощью сложных численных методов в этих центрах составляют прогностические карты погоды для всего земного шара и отдельных регионов. Именно они берутся за основу для составления местного прогноза погоды, который делают специалисты нашего центра, — поясняет Анжелика Белан.
Что ж, видно, что метеорологов всего мира не надо призывать к объединению, они, как никто другой, понимают — Земля у нас одна. В небесной канцелярии не признают границ.
Рукотворная катастрофа?
Человечество всегда стремится заглянуть далеко вперед. Что ждет нашу землю завтра? В близком и далеком будущем?
Последнее время прогнозы специалистов становятся все мрачнее. Нельзя ждать милости от природы после того, что мы с ней сделали, утверждают они.
Особую тревогу у климатологов вызывают тенденции к глобальному потеплению климата.
— Да, многие факты сегодня свидетельствуют: климат на Земле меняется. Но я бы с осторожностью отнесся к утверждению, что изменения эти катастрофические и вы-званы исключительно деятельностью человека,
— говорит доцент кафедры физики атмосферы и климатологии Одесского государственного экологического университета Александр Казаков.
Заглядывая в прошлое, мы видим, что изменения происходили всегда, и это естественно. Мы знаем, что когда-то в Хаджибейский и Куяльницкий лиманы, которые были частью залива, заходили греческие суда. Исследования ученых показывают, что на месте некоторых сегодняшних пустынь была благодатная земля, и наоборот. Конечно, нельзя отрицать тревожные моменты, вызванные антропогенной нагрузкой. Да, эти эффекты присутствуют. Но до какой степени деятельность человека влияет на климат? И является ли техногенный фактор решающим в процессе изменения климата на Земле?
— Почему мы молчим о несомненном вреде, наносимом природе тотальной вырубкой лесов? — продолжает Александр Казаков. — В самом деле, еще из школьного курса мы знаем, что растения являются естественным поглотителем углекислого газа на земле, а также источником кислорода. «Легкие Земли» — так образно называют деревья. И вот эти-то «легкие» истребляют поистине в чудовищных масштабах. Невосполнимые вырубки проводятся сегодня в лесных массивах Сибири и Амазонии. Если к этому добавить пожары, в результате которых в атмосферу выделяется большое количество углекислого газа, то не трудно понять, насколько серьезно может пострадать экология Земли в результате хищнической, неконтролируемой вырубки лесов.
По мнению Александра Казакова, теория парникового эффекта как результат техногенной деятельности человечества учитывает лишь те факторы влияния на климат Земли, которые заложены в климатические модели изначально. И игнорирует другие возможные причины. А таковых специалисты называют как минимум две. Некоторые ученые, например, склонны связывать глобальное изменение климата с периодами солнечной активности. И их исследования наглядно показывают — такая связь есть. Другие — с состоянием Гольфстрима, своеобразной «батареи отопления» Европы.
Как бы там ни было, но эксперты напоминают: периоды потепления и похолодания климата для Земли — не новость. Так, в XIX веке закончился самый холодный период в современной истории. Малый Ледниковый период длился с XIV по XIX века. Вот когда было холодно! Зимы в Лондоне были столь суровы, что Темза покрывалась прочным льдом, возле Тауэрской башни народ устраивал каток. Бывало, что в те времена в Москве снег выпадал даже летом. В 1601 году, например, снег выпал в июле и Москва-реку сковал лед.
Вслед за Малым Ледниковым периодом наступила золотая эра средневекового потепления. А потом климат опять начал меняться.
Очередной период потепления, подчеркивают климатологи, начался задолго до появления самолетов и автомобилей, об индустриальном прорыве тогда и речь не шла. И связать это явление с повышенными объемами выбросов углекислого газа в атмосферу, по крайней мере,
трудно.
Наибольший уровень потепления эксперты отмечают перед второй мировой войной, в сороковом году. После окончания войны, а это было время интенсивного развития промышленной индустрии, средняя температура снизилась. Снижение температуры продолжалось несколько десятилетий и прекратилось к семидесятым годам. Да, сегодня мы живем в период потепления. Но как утверждают многие ученые, не выброс углекислого газа его вызывает, а как раз наоборот — это потепление вызывает рост концентрации углекислого газа.
Как известно, основным источником поступления углекислого газа является океан. Чем выше температура поверхностного слоя океана, тем больше его выделяется в атмосферу. Поглотителями углекислого газа являлись леса. Но после невосполнимой вырубки тайги и джунглей этот компенсатор постепенно перестает работать. Кроме того, каждое вырубленное дерево отдает в атмосферу столько углекислого газа, сколько оно поглотило
ранее.
— Есть язык природы, и есть язык модели, — рассуждает Александр Казаков. — Модель — это математическая абстракция реального мира. Результаты моделирования всегда зависят от того, какие исходные упрощения и предпосылки в нее внесены. Что вложили, то, извините, и получили. Абсолютно точной модели не может быть создано в принципе. Тем не менее мы знаем, что сегодня единственным средством для прогноза будущих климатических изменений являются численные модели.
И мы уже научились прогнозировать с достаточной точностью погоду на два-три дня вперед. А вот на пять и более — можем допустить ошибку. Говорят, что человек полагает, а Бог располагает. Ну что ж, давайте пока относиться к модели лишь как к некоему инструменту по оценке будущих возможных сценариев изменения климата и… работать, работать и работать над его совершенствованием, не абсолютизируя достигнутые сегодня результаты.
Известный ученый Михаил Будыко, постоянно проявляя интерес к происходящим колебаниям климата, советовал, прежде всего, помнить золотое правило врачей: «Не навреди!». Он учил нас не бросаться в крайности, а заниматься серьезными исследованиями происходящих изменений, прямых и обратных связей в природе.
Но что делать — человек всегда стремился предсказывать. И всегда находились люди, умеющие извлечь выгоду из любого рода прогнозов. В свое время человечество было напугано увеличением озоновых дыр. «Скоро мир поглотят черные дыры!» — кричали СМИ мира, и ученые подтверждали это. Причиной столь тревожного явления тогда тоже была названа деятельность человека. Однако прошло время — и озоновые дыры стали уменьшаться сами по себе. По крайней мере, без вмешательства человека и не благодаря ему. Но многие промышленные концерны извлекли из «озоновой кампании» немалую выгоду. Не то ли происходит и сейчас — задают вопрос оппоненты «парникового эффекта»?
«А нынче — посмотри в окно…
…Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…». Такой была зима во времена Александра Сергеевича Пушкина.
И это замечательное зрелище, открывающееся нашим взорам в январе и феврале, а не в мае или июле, заставляет задуматься о том, что наши претензии на ход истории Земли как части Вселенной все же несколько преувеличены. Что, конечно, не позволяет хищнически разрушать природные запасы той планеты, на которой нам позволено жить.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |