ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ЮЖНЫЙ РЭС: ГОРОД В ГОРОДЕ
20.02.2010 / Газета: Юг / № 13(15766) / Тираж: 122306

Об Одессе часто говорят как о городе не-обычном. Изюминки Черноморской жемчужины известны без преувеличения всему миру. Правда, притча во языцех, по большей части, архитектурные изыски и колорит старожилов. Нынче же «вскрылась» еще одна особенность: Южный РЭС — один из самых крупных в Украине. Понятно, не по своей территории, а по количеству потребителей, протяженности коммуникаций и количеству «съедаемых» киловатт/часов.

Южный РЭС обслуживает сто семьдесят три тысячи бытовых абонентов (из них тридцать тысяч — частный сектор) и четыре тысячи юридических лиц. Впечатляет и отпускаемая мощность: средняя — семьдесят пять миллионов киловатт/часов в месяц, что равно объему, потребляемому, например, всем Кировоградским регионом!

— Мы граничим с Центральным РЭС в районе Ивановского моста, Ближних Мельниц, улицы Артиллерийской, а с Ильичевским — возле оптового продовольственного рынка, — рассказал на пресс-конференции начальник Южного РЭС Игорь Кузьмин. — Обслуживаем три района Одессы — полностью Киевский и Малиновский, часть Приморского. В нашем хозяйстве — тридцать пять распределительных подстанций, четыре мощные подстанции на сто десять киловольт — «Таирова», «Аркадия», «Юго-Западная», «Артиллерийская», есть выходы на аналогичные — «Чумку» и «Заставу».

По словам первого заместителя технического директора ОАО «Одессаоблэнерго» Бориса Трасована, протяженность только низковольтных кабельных линий Южного РЭС — четыреста шестьдесят девять километров, в Центральном РЭС таковых — двести двадцать четыре, а в Северном — только сто шестьдесят четыре километра. Высоковольтных кабелей в Южном районе электрических сетей — пятьсот шестнадцать километров, в Центральном — пятьсот два, в Северном — триста восемь километров.

— Чувствуете разницу? — улыбается Борис Трасован. — Добавьте четыреста пятьдесят трансформаторных подстанций! В Центральном РЭСе их четыреста тринадцать, в Северном — двести восемьдесят одна. При этом за 2009 год капитальный ремонт воздушных низковольтных линий увеличился на двадцать один с половиной процент, высоковольтных и низковольтных кабелей на семнадцать и восемь процентов соответственно. Удалось доукомплектовать бригады кабельщиков.

Особенность Южного РЭС и в «специфике» самих потребителей. Здесь на относительно небольшой площади абсолютно разные абоненты: от обычных тружеников до так называемых «небожителей» — руководителей региона и столичной «элиты» разного ранга, прикупившей квартиры и дома в курортной зоне. «Замкнулись» на курортной зоне и представители всех ветвей силовых структур — судов, прокуратуры, милиции. Полюбилась она и состоятельным иностранцам. Но всех уравнивает одно: отсутствие света. То есть нервируют аварийные и плановые отключения электроэнергии.

— Но веерные отключения давно канули в Лету, — продолжает Борис Трасован. — Эта мера в последний раз применялась в начале девяностых годов минувшего столетия, когда (после распада СССР и как следствие — отделения отечественных магистралей) имел место дисбаланс мощности, и частота вместо пятидесяти герц составляла около сорока девяти с половиной.

Сейчас об этом и речи нет, нынешние показатели качества определяются исключительно по уровню напряжения и перерывам в электроснабжении. Перерывы, безусловно, бывают, за что мы несем ответственность в зависимости от категории того или иного потребителя. Жители частного сектора и пятиэтажек попадают в третью категорию, что допускает (согласно законодательству) сутки для устранения неисправности. Разумеется, мы ничуть не заинтересованы в «выдержке» двадцати четырех часов. Поверьте, энергетики вовсе не испытывают какое-то эстетическое удовольствие от вида темных окон потребителей. Ведь пока нет электричества, колесико прибора учета не вращается и за киловатты никто не платит. То есть мы стремимся не допускать перерывы в электроснабжении горожан и юридических лиц.

Само собой, от аварий, особенно в такую зиму, как нынешняя, никто не застрахован. К тому же сети не «первой свежести», среди них и десятикиловольтные линии, действующие по тридцать-пятьдесят лет. И поскольку далеко не на каждой подстанции имеется система сверхсовременной автоматики, — в диспетчерской узнают об отключениях, как правило, по звонкам абонентов. Иными словами, аварийные сигналы круглосуточно «ловят» два оператора, которые передают информацию диспетчеру РЭС, оповещают диспетчерские службы жилищно-коммунальных сервисов и аварийную службу соответствующего района. Именно в последние две инстанции горожанам, чтобы выяснить причины отсутствия света, следует звонить в первую очередь.

По словам Игоря Кузьмина, ежедневно с 8.00 до 17.00 на территории, обслуживаемой РЭС, работают три бригады по ремонту кабельных линий, две — по ремонту распределительных подстанций и пять — по воздушным сетям. Плюс две передвижные лаборатории, специализирующиеся на обнаружении поврежденных «точек» и еще две оперативные бригады с 8.00 до 20.00 в распоряжении диспетчерской службы. Имеются дежурные специалисты и в ночные часы.

Зачастую нас, потребителей, раздражает отсутствие информации о том, когда же будет устранена неполадка. Однако, по словам Б.Трасована, чтобы выявить поврежденный участок, требуется время. Если повезет, ремонтники уложатся в час-два, при другом «раскладе» времени потребуется больше… Потому-то операторы знать о сроках ликвидации аварии просто не могут.

— Основная наша проблема — Юго-Западный массив, застройки шестидесятых годов, — говорит Игорь Кузьмин. — Это, в основном, пятиэтажки, возводившиеся как «времянки». Сети там давно устарели — вместо «отпущенных» двадцати пяти лет кабельные линии функционируют уже полвека. Разумеется, на таких участках наблюдаются локальные отключения, которые мы стараемся быстро ликвидировать. Жильцы именно пятиэтажек чаще других жалуются на перепады напряжения в сети. Отмечу, что наша балансовая ответственность заканчивается на распределительном щите жилого здания. Это своего рода граница, все, что за ней (внутридомовые сети), принадлежит жилищно-коммунальным сервисам. И перепады напряжения происходят, как правило, именно в домовых сетях из-за неравномерной нагрузки.

Поясню. Если нагрузка по фазам распределена равномерно, перепадов напряжения никогда не будет. Но если одна фаза будет загружена, скажем, на двадцать ампер, другая — на сто восемьдесят, а третья — на двести ампер, то пресловутых скачков в сети не избежать. Там, где минимальная нагрузка, напряжение останется идеальным, где наибольшая — жди беды.

По словам Б.Трасована, в «хрущевках» есть еще одно слабое место — отсутствие контура повторного заземления, предназначенного для того, чтобы при определенном повреждении кабеля частично брать на себя функции «ноля».

Всего на территории, обслуживаемой Южным РЭС, около тысячи подстанций, на каждую из которых «нанизано» около десяти многоэтажек. Из общего числа находящихся здесь домов около восьмисот жилых строений высотой пять и более этажей. По сути, это город в городе: кинотеатры, больницы, рестораны, магазины, исправительные колонии, международный аэропорт, киностудия... Но вот парадокс: из огромного числа подстанций —лишь половина в ведении РЭС, остальные — абонентские, куда доступ сотрудникам облэнерго запрещен.

Для минимизации отключений энергетики регулярно проводят модернизацию и замену устаревшего оборудования. Средства на эти мероприятия предусмотрены инвестиционной программой, которую ежегодно утверждает Национальная комиссия регулирования электроэнергетики. В числе основных работ — замена голых проводов на изолированные самонесущие. Как пояснил Борис Трасован, первые состоят из нескольких «ниток», которые имеют свойство схлестываться и, как следствие, перегорать, вторые представляют собой единое целое, что повышает надежность и уменьшает отключения в десятки раз. Однако такая замена — процесс длительный и дорогостоящий: финансирование, заложенное в инвестпрограмме, позволяет менять в год не более двадцати километров проводов.

— Тем не менее в текущем году мы выполним взятые на себя обязательства, и количество аварий уменьшится, — уверен Игорь Кузьмин. — Наглядный пример — воздушная высоковольтная линия в десять киловольт, идущая от девятой до шестнадцатой станции Большого Фонтана. До недавнего времени это был самый проблемный район Южного РЭС — без отключений не обходилось ни дня. Но в прошлом году, когда город проводил реконструкцию дороги, нам удалось в параллельном режиме провести глобальные работы. В частности, от девятой до двенадцатой станции заменили опоры и вместо голого провода проложили самонесущий. Результат, что называется, налицо — нынешней зимой, богатой на погодные сюрпризы, там не было ни одного перебоя в электроснабжении! По сути, подобные работы проведены в городе впервые — ранее самонесущий провод использовался только на линиях ноль четыре киловольта. Тем не менее в ближайшей перспективе — аналогичная модернизация сетей на участке от двенадцатой до шестнадцатой станции Большого Фонтана.

По словам И.Кузьмина, реконструкция в этом году ожидает и некоторые участки Юго-Западного массива. В частности, планируется прокладка новых фидерных кабелей протяженностью более трех километров от подстанции «Артиллерийская» до распределительного пункта «Новоселовский». Такие же работы — от подстанции «Аркадия» до распределительного пункта «Курортный», что значительно улучшит электроснабжение района Аркадии. И третий проект — прокладка трехкилометрового кабеля к распределительному пункту «Электро» — жилой массив Таирова, частный сектор.

Замена воздушных линий (как на Большом Фонтане) ожидает также район Ближних Мельниц, где под реконструкцию подпадают порядка пяти подстанций. Здесь от новой магистрали заведут изолированный провод к каждому жилому дому, на фасаде которого установят закрытый комплекс учета. Таким образом, энергетики еще один проблемный участок обеспечат бесперебойным электроснабжением, а указанные комплексы учета не позволят недобросовестным абонентам похищать киловатты.

— Хищения — наша головная боль, — пояснил Игорь Кузьмин. — Только за январь наши сверхнормативные потери составили девять миллионов киловатт/часов. В денежном эквиваленте это составляет три миллиона шестьсот тысяч гривень. Именно на такую сумму потребители — население и юридические лица — присвоили товар (электроэнергию), за который платить не захотели. А ведь украденные миллионы могли пойти на реконструкцию других проблемных объектов Южного РЭС.

Участники прошедшей пресс-конференции особо подчеркнули: ОАО «Одессаоблэнерго» конструктивно работает со структурными подразделениями Одесского горсовета, решая насущные проблемы города.

Автор: Лариса КОЗОВАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту