![]() |
|
![]() |
![]() |
Наверное, нет одессита, который не видел бы хоть одну из многочисленных постановок Георгия Ковтуна. А было их столько, что сразу все не перечесть! По случаю 60-летия со дня рождения и за значительный вклад в развитие театрального искусства Одессы режиссера наградили Почетным знаком отличия Одесского городского головы «Благодарность».
Юбилей он отпраздновал вместе с преданными зрителями: по такому случаю 20 февраля в театре Музкомедии состоялся торжественный концерт. И хоть в тот день подарки должен был получать Георгий Анатольевич, получилось наоборот: подарок читателям «ОЖ» сделал он, выкроив из плотного репетиционного графика немного времени для интервью нашей газете…
В театре должно быть чисто и красиво
— Вы славитесь зрелищными постановками: с большим количеством декораций, со спецэффектами и даже цирковыми трюками. Во время вашего балета «Спартак» в санкт-петербургском Михайловском театре по сцене ходят настоящие тигры… Вы считаете, что «сила спектакля» — в подобных «спецэффектах», в декорациях?
— Однозначно, нет. Декорации лишь дополняют, объясняют идею, основную мысль постановки. Вероятно, моя любовь к зрелищным, масштабным постановкам связана с тем, что я люблю красоту. А может, это дань моему возрасту… Да и хочется, чтобы происходящее на сцене казалось зрителю красивым.
— По-вашему, сегодняшнему зрителю нужна именно красота?
— Она нужна всегда и всем. А сейчас ее и вовсе сложно найти. Гуляешь по городу, оглядываешься по сторонам — некрасиво. Приходишь домой, включаешь телевизор — и там тоже самое. Поэтому я — за настоящий театр, который был сто лет назад, когда декорации были еще масштабнее и дороже. Пусть хоть в театре будет красиво.
Там сбываются режиссерские мечты…
— Кого из театральных предшественников вы называете своим учителем?
— Все великие режиссеры прошлого, особенно те, которые творили до 50-х годов ХХ века, достойны подражания. Причем, позавидовать можно не только их таланту, но и условиям работы: раньше в год ставилось не меньше пяти спектаклей. А сейчас что? Театр находит деньги в лучшем случае для одной постановки. И не всегда для «правильной». Директоры театров боятся работать с малоизвестными композиторами, браться за пьесы молодых драматургов. Чтобы не «прогореть», они делают ставку на классику: предпочитают выпускать балеты и пьесы на произведения, испытанные временем. А давать дорогу надо современным композиторам и драматургам. В противном случае наши далекие потомки решат, что в ХХІ веке композиторов и драматургов не было вовсе.
— Вы ставите спектакли в разных городах мира. Наверняка, вы знаете, где режиссерам живется легче…
— Там, где есть деньги. Ведь нужны средства на декорации, на зарплату артистам — на воплощение своей театральной мечты, идеи… На Западе, например, все подчиняются режиссеру. Знаете, что будет, если я пожелаю: пусть на сцене появится кровавое пятно, которое затем непонятным, волшебным, образом исчезнет? Для воплощения подобной театральной выдумки-прихоти создадут чуть ли не научно-исследовательский центр, только чтоб все было так, как я решил! У нас таких финансовых возможностей нет, потому работать режиссерам здесь сложнее.
Актеры — это ноты
— Вы работали с актерами разных стран, из разных актерских школ, с разным театральным прошлым. Где актеры лучше?
— Они всегда там, где есть хороший режиссер. Конечно, не все зависит от него. На качество работы актера сильно влияют условия, в которых он развивался как профессионал. Огромное значение также имеет пьеса, которую ему предстоит сыграть. Если она ему не нравится, то велика вероятность, что и сыграет он ее неинтересно.
— Вы даете дорогу молодым талантам: задействуете в постановках совсем юных артистов, которые и вовсе не знают, что такое — профессиональная сцена.
— Да, в моих спектаклях много «людей с улицы». Только не подумайте, будто я занимаюсь поиском актеров-самородков. Молодые ребята сами ко мне приходят и говорят, что хотят участвовать в моих спектаклях. Тогда я прошу их доказать, что они талантливы, приглашаю их на сцену. А она не врет. Она-то и рассказывает, кто есть кто: показывает, есть у человека актерские задатки или нет.
— Импровизировать актерам разрешаете?
— Нет. Я — музыкальный режиссер. Я привык к нотам. А у каждой ноты есть свое место. Так вот, актеры — мои ноты. Они должны знать свое место и делать то, что я от них потребую. Тогда спектакль «зазвучит».
Поговори со мною, зритель!
— Наличие цирковых трюков в ваших спектаклях — результат вашего циркового прошлого?
— Конечно. Акробатические трюки — это краски, которые необходимы мне для создания спектакля. Я использую их, как художник использует любимый цвет. Правда, смешением разных видов искусств сейчас не удивить: границы всех областей искусства размываются, один вид искусства влияет на другой — и так по цепочке все смешивается.
— С помощью театра режиссер общается со зрителем. Каждый режиссер говорит о своем?
— Театр, даже если он ставит всем известные пьесы Мольера или Лопе де Вега, говорит о сегодняшнем дне, об актуальных проблемах. Режиссер сам решает, на чем сделать акцент, на что публике стоит обратить внимание. В этом смысле каждый режиссер говорит о своем… Я же «общаюсь» с публикой так, чтоб она стала добрее, лучше, чтоб она ходила в театр чаще и верила: красота и любовь действительно существуют.
— Когда же одесситы снова увидят ваши балеты на сцене родного оперного театра?
— Я могу ставить балеты в лучших оперных театрах мира, а вот возобновить сотрудничество с одесским не получается. Почему — непонятно.
— Мы с вами все о работе да о работе… А как вы отдыхаете?
— Я отдыхаю, работая. И работаю, отдыхая.
Из биографии
Георгий Анатольевич Ковтун родился 18 февраля 1950 г. в Одессе. С восьми лет работал цирковым акробатом, в 1978-м поступил в Ленинградскую консерваторию и стал учеником Николая Боярчикова. Сегодня он – Заслуженный деятель искусств России, преподаватель кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, балетмейстер, режиссер-постановщик, лауреат международных конкурсов. На его счету более 300 постановок в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Он работал во многих областях искусства: цирк, кино, балет на льду, драма, мюзикл, телевидение, опера, оперетта и др. Последняя премьера в Одессе – мюзикл «Силиконовая дура.net» А. Пантыкина состоялась в ноябре 2009 года. Одна из его самых значительных работ последнего времени – балет «Спартак» А. Хачатуряна в Санкт-Петербургском Михайловском театре. Бюджет этой постановки – 3,5 миллиона долларов.
Воспитывает двоих дочерей. Старшая дочь живет в Киеве. Жена с младшей дочкой – в Америке. Мать Георгия Анатольевича – в Одессе.
Постановки в одесских театрах
Только на сцене Одесского русского драматического театра им. А. Иванова идут три спектакля Георгия Ковтуна: «Пеппи?!», «Вий» и «Степан Разин». Еще больше он сделал для Одесского академического театра музыкальной комедии им. М. Водяного («Ромео и Джульетта», «Кентервильское приведение», «Силиконовая дура.net»; постановка танцев для «Шутки Ж. Оффенбаха», «Ключ на мостовой», «Мафиози», «Званый ужин с итальянцами», «Микадо»). Репертуар Одесского национального театра оперы и балета также пополнялся его балетами: «Гольдбергские вариации», «Болеро», «Валентина», «Старик и море», «Божественная комедия»…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |