ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
65 ЛЕТ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕНИЙСКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА
24.02.2010 / Газета: Моряк / № 8 / Тираж: 3300

В борьбе за интересы коллектива

Новое время диктует новые формы борьбы за интересы трудящихся. О пикетах и забастовках в советские времена и речи не могло быть. А сейчас с их помощью все чаще выражается протест против экономической политики правительства.

Так, в конце 90-х годов сложилась критическая ситуация с выплатой заработной платы работникам морского и речного флота. У многих задолженность по ней составила год, кое-где даже два. На рабочих местах образовались простои – из 1000 человек заняты работой были 100-120. В 1998 году Федерация профсоюзов Украины обратилась с призывом организовать пикетирование на ул.Банковой в Киеве. В этой акции активное участие приняли 120 моряков и работников портов. В их числе были и представители Ренийского морского торгового порта.

Со временем проблем у коллектива порта не убавлялось, а прибавлялось. Постоянно снижался грузопоток, падал уровень производства, а правительство не принимало никаких мер для улучшения ситуации. Федерация профсоюзов Украины объявила первую Всеукраинскую акцию протеста и призвала профсоюзные организации предприятий морского и речного транспорта принять в ней участие, выдвинув самые основные требования, необходимые для решения проблем каждого коллектива. Профком порта откликнулся на призыв и направил делегацию в столицу, которая перед зданием правительства развернула плакат «Порту Рени — украинскую железную дорогу в 2006 году». Именно она является самым необходимым условием для притока грузов, экономического возрождения предприятия. Разговоры о ее строительстве ведутся давно, но мер конкретных не принимается. И, наконец, два года назад было принято постановление о строительстве железнодорожной ветки Рени-Измаил. Теперь предстоит добиться, чтобы оно выполнялось.

Профсоюз не остался в стороне и от дискриминационного решения правительства взыскивать с предприятия 50% прибыли. Ему удалось добиться снижения сбора до 15%. В то же время тарифные ставки на переработку грузов повысить до 25%.

В июле прошлого года профком откликнулся на обращение профсоюза работников отрасли к премьер-министру «О недопущении уменьшения тарифов и сборов на комплексе работ, связанных с обработкой грузов и оказанием услуг в портах Украины». Оно появилось в знак протеста против опубликованного накануне Кабмином заявления о необходимости их уменьшения в связи с якобы необоснованным повышением. Для Ренийского порта намерение правительства обернулось бы резким сокращением доходов – на каждой тонне потери составили бы 20%. Сборы являются одним из основных источников дохода. В мае прошлого года коллектив с трудом добился увеличения аккордных ставок на 30%. Но даже при этом после согласования с профкомом администрация была вынуждена перейти на 80-процентную оплату труда. По решению профкома в Киев для участия в массовой акции протеста были направлены представители предприятия. Совместными усилиями удалось не допустить снижения портовых сборов.

Лидер коллектива Василий Иванович Лозовский возглавляет профсоюзную организацию порта вот уже 21 год. Срок его полномочий продлится до 2011 года. Это своеобразный рекорд: никто из его шести предшественников за всю историю профсоюзной организации порта не пользовался так долго доверием коллектива.

Однако в целом стаж лидерства в коллективе у него значительно больше – он практически равен трудовому стажу в Ренийском морском торговом порту. А это более 40 лет.

До избрания на освобожденную профсоюзную работу он был активным общественником, возглавлял комсомольскую организацию второго грузового района, был членом партбюро портофлота, а потом секретарем парторганизации, кстати, одним из лучших.

Правда, это не помогло ему избежать выговора по партийной линии во время пресловутой перестройки. Но, как ни странно, это наказание лишь добавило ему авторитета и сыграло не последнюю роль во время выборов председателя профкома на профсоюзной конференции порта в 1989 году.

– В то время я работал докером, – вспоминает Василий Иванович, – На районе меня избрали делегатом профсоюзной конференции. В перерыве после отчета профкома ко мне подошли ребята и говорят:

– Мы предложим включить тебя в списки кандидатов на должность председателя профкома. Ты в порту уже 20 лет, хорошо тебя знаем, уважаем и считаем, что справишься.

Я дал согласие, хотя шансы свои оценивал не высоко, поскольку в список вошли девять человек. Голосовали в три тура. После первого осталось три претендента, а после второго два – В.И. Рязанцев и я. Большинство проголосовало за меня.

– Профсоюзная работа проводилась под руководством и неусыпным контролем партии, было много общего, но имелись свои особенности и отличия. С чего пришлось начинать?

– Мне повезло в том, что в парткоме был хороший наставник Н.И. Исаев. Он многому научил, особенно в вопросах делопроизводства. А начинал я с изучения закона о труде, ведь прежде чем отстаивать права тружеников, надо знать законодательство. Досконально изучил планирование, потом осваивал вопросы социального страхования, жилищного законодательства. До всего доходил сам. В сложных ситуациях помогал Николай Федорович Катранжи. Силу и уверенность придавало доверие и уважение людей, которые я постоянно чувствовал.

– За годы вашей работы на выборной должности произошло много изменений и в порту, и в стране в целом. Чем отличается профсоюзная работа сейчас? Когда было проще?

– Раньше, конечно, было проще. Прежде всего, потому, что правящая партия много брала на себя, нередко решала все и за профсоюзы. В то же время профсоюз имел хорошую и испытанную временем законодательную базу. У нас была большая власть, например, в вопросах охраны труда. Выговор по профсоюзной линии за пренебрежение правилами безопасности на рабочем месте или другие нарушения приравнивался к административному наказанию. За него можно было даже должности лишиться.

Сейчас законодательная база выхолощена, мы оказались без важного инструмента воздействия на руководителей за различные нарушения. Сейчас можно рассчитывать только на свою компетенцию, напористость и умение договариваться с руководителями. В частности, в вопросах разработки и принятия коллективного договора, который является самым главным инструментом в нашей работе. Кстати, нам всегда удается достигнуть взаимопонимания с администрацией, мы действуем в рамках конструктивного партнерства. Хотя это совершенно не исключает конфликтов. Но они происходят один на один, особенно при разработке колдоговора. На люди выходим уже с полностью согласованным документом, выполнение которого гарантировано обеими сторонами. Вот потому, несмотря на крайне тяжелые экономические условия, которые переживает сейчас предприятие, мы смогли добиться сохранения целого ряда льгот для тружеников, и они действуют, служат надежной защитой.

Серьезно мешает тот факт, что нет законов о трудовых коллективах, они лишены права участвовать в решении вопроса о том, кому доверить руководство предприятием.

– Тем не менее, ваш профком однажды не дал министерству вашего профиля назначить начальником человека, которого вы посчитали недостойным этой должности.

– Да, в 2001 году мы узнали, что начальником нашего порта назначают А.Сауляка, который ранее работал в Одесском порту. Мы, конечно, поинтересовались, что это за человек и узнали, что он может использовать власть в личных целях. В пользу этого говорил и тот факт, что он вез с собой 16 человек для ближайшего своего окружения. А это значит, что столько же опытных и квалифицированных работников, отдавших порту не один год, будет уволено. В то время готовился к сдаче дом, так что, помимо вакансий, его «варяги» отберут у портовиков еще и 16 квартир.

Мы не могли допустить этого. У административного здания предприятия организовали митинг протеста, на котором присутствовали представители многих СМИ. Конечно, в этой борьбе была большая степень риска – его могли несмотря ни на что все-таки назначить на должность начальника. А он – потом всех нас лишить работы. Однако уверенности и решимости в борьбе за интересы порта придавал тот факт, что нас решительно поддержал Профсоюз работников морского и речного транспорта Украины, Ассоциация морских портов Украины, многие порты страны, а также руководство города и района. Особо ощутимой была поддержка городского головы, которым на то время был С.С. Колевич. В результате приказ о назначении А. Сауляка начальником нашего порта министерством был отменен.

– Говорят, один в поле не воин. На кого вы опираетесь в своей работе?

– Прежде всего, на членов профкома. Его костяк я подбираю сам – 7-8 человек, в которых всегда уверен. Я давно уже работаю в порту, хорошо знаю людей, стремлюсь найти таких, которых доверие людей обязывает бескорыстно и честно выполнять обязанности. Несколько сроков подряд в составе профкома плодотворно работают Д.М. Ковальжи, В.П. Бартян, В.Г. Толстова, А.А. Доценко, В.М. Брошеван, В.Г. Хомутников и др. Действует 32 цеховые профсоюзные организации и два профкома (СЭЗ порта и интерклуб). Успешно работают председатели цехкомов И.Г. Драгой (мехмастерские), И.В. Кырнац (управление порта), Н.Г. Михальчук (диспетчерская).

Мы стараемся заинтересовывать наш актив, применяем различные формы поощрения, в том числе и премирование. В то же время каждый четверг проводим с нашими активистами занятия, на которых знакомим их с новинками в законодательстве, с лучшим опытом профсоюзной работы. Регулярно приглашаем на занятия юристов, работников отдела труда и заработной платы.

Добиваться эффекта в работе помогает ее планирование, чтобы не чувствовать себя, как в тумане, а твердо знать, чем заниматься, за что бороться. На этот год, например, мы запланировали рассмотреть на заседании профкома анализ производственного травматизма, провести общепортовую профсоюзную конференцию по выполнению коллективного договора. В поле зрения профкома будет также обеспечение внедрения технически обоснованных норм труда, организация отдыха, работа совета ветеранов.

Но самое главное для коллектива – обеспечение работой. Руководители предприятия постоянно отчитываются на профкоме по этому вопросу. Но пока ничего хорошего они сказать не могут. У нас нет постоянных грузопотоков. Есть примерно 14 договоров на два миллиона тонн грузов. Но этого недостаточно, требуется постоянный поиск грузов. Нас всегда спасал транзитный грузопоток, но он ушел в порт Констанца, который ближе к морю. Евросоюз защищает свой рынок. Джурджулешты перехватил зерновой поток. А нам практически достаются крохи от Измаильского порта, если он не справляется сам, или при низкой воде в Дунае от ближайшего молдовского соседа.

Конечно, ситуацию надо менять. Определенную долю оптимизма внушил состоявшийся не давно съезд АПК, на котором говорилось о намерении создавать в устье Дуная большие зерноперерабатывающие комплексы. В то же время, на мой взгляд, нам надо настойчивее искать инвесторов, способных возродить предприятие. Задача профсоюзной организации состоит в том, чтобы постоянно быть на страже интересов тружеников, обеспечивать соблюдение их прав.

* * *

За время своей деятельности Василий Иванович Лозовский удостоен нагрудного знака «Профсоюзна відзнака», он носит звание «Заслуженный работник Профсоюза работников морского и речного транспорта Украины». В 2004 году стал Почетным работником Профсоюза работников морского и речного транспорта Украины под номером 15, в 2007 году награжден Почетной грамотой Верховной Рады «За особые заслуги перед украинским народом», дважды ему присуждалось звание «Почетный работник морского и речного транспорта».

Нина СТОЙЛОВСКАЯ

НАЧАЛО ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ РЕНИЙСКИХ ПОРТОВИКОВ ОТНОСИТСЯ К 30-М ГОДАМ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ

С целью защиты прав рабочих действовало четыре профсоюза по следующим профессиям: грузчики; возчики- перевозчики на собственном транспорте; весовщики -приемщики груза через весы до прихода судна или вагона; штивщики груза.

Синдикаты этих профсоюзов защищали своих членов, имели свои казначейства.

Все грузчики были застрахованы.

В августе 1944 года город Рени был освобожден советскими войсками от фашистских захватчиков. С первых дней мирной жизни в городе начинает возрождаться работа предприятий, создаются новые организации и учреждения.

5 февраля 1945 года в Ренийском морском торговом порту была создана первичная профсоюзная организация работников морского и речного флота. Избран профсоюзный комитет в составе 7 человек.

Первым председателем профкома стал диспетчер порта Павел Николаевич Прокопов.

Основной задачей профсоюза была организация социалистического соревнования среди тружеников предприятия, восстановление хозяйства после войны. Чтобы обеспечить производству высокий профессиональный уровень, нужны грамотные специалисты. Поэтому перед профсоюзом ставилась задача организовать обучение работников порта в вечерней школе.

В это время в порт стала поступать различная перегрузочная техника, портовые краны. Для работы на ней была организована учеба молодежи на водителей и крановщиков.

В 50-е годы к числу важнейших задач профсоюза прибавилась забота об обеспечении нормальных бытовых условий на производстве, создание для портовиков надежной социальной инфраструктуры. В 1951 году на территории порта была построена первая баня.

В начале 60-х годов началось бурное строительство жилых домов. Только за два года новоселье справили 100 семей портовиков.

Укреплялся порт и железнодорожный узел. Профсоюзные организации транспортников-смежников организовали соревнование между сменами портовиков и железнодорожников. Его результатом стало повышение производительности труда и трудовой дисциплины. Победители соревнования поощрялись ежеквартально.

В 1954 году построено здание клуба моряков. Профком порта проводит большую работу по организации культурного досуга работников предприятия. В клубе начинают работать кружки художественной самодеятельности – вокальный, художественного чтения, драматический, инструментальный. Коллективы художественной самодеятельности создаются на всех производственных участках. Стали популярными проводимые между ними конкурсы и фестивали. В клубе моряков регулярно проводятся огоньки, посвященные праздникам, передовикам соревнования.

В 1957 году открыт первый детский сад «Якорек» на 50 мест. Контроль за работой детсада, распределение мест в нем возложены на женсовет, который заявил о себе активной работой.

В апреле 1960 года председатель женсовета Е.С. Жемерикина была избрана делегатом ХIV съезда профсоюза рабочих морского и речного флота. В своем выступлении на съезде она подняла ряд наболевших вопросов: отсутствие спецодежды для женщин-работниц Ренийского порта, о строительстве детского сада на 100 мест, поликлиники моряков. Все эти вопросы нашли отражение в принятых резолюциях и были решены в последующей работе профсоюза.

На съезде Е.С. Жемерикина была избрана кандидатом в члены ЦК Профсоюза работников отрасли.

В 1960 году после перехода порта на семичасовой рабочий день и новые условия оплаты труда заметно повысился трудовой подъем . И в этом заслуга профсоюзных активистов, которые проводили большую работу среди тружеников предприятия.

В 1962 году решением коллегии Министерства морского и речного флота СССР и Президиума ЦК профсоюзов Ренийскому морскому торговому порту присуждено первое место и вручено переходящее Красное знамя.

В 1963 году в коллективе порта появился первый орденоносец. Лучший крановщик предприятия, наставник молодежи Иван Григорьевич Боярский был награжден самым почетным орденом страны – орденом Ленина.

В 1965 году делегатом VII съезда Профсоюза работников морского и речного флота СССР был избран председатель профкома порта Н.Ф. Катранжи.

В 1973 году профком порта учредил звание «Ветеран порта Рени».

В 1977 году знатному бригадиру докеров-механизаторов Л.П. Щербе коллектив порта оказал высокое доверие представлять их коллектив на VII съезде профсоюза работников морского и речного флота Украины.

Важной составляющей деятельности профкома становится интерклуб. Организация встреч с иностранными моряками, рассказы о работе профкома, о том, какую он проводит работу по защите прав тружеников, созданию для них надлежащих условий.

В честь 150-летия порта, которое отмечалось в 1966 году, был открыт музей, посвященный истории предприятия. Инициаторами и непосредственными участниками его создания стали секретарь парткома А.С. Семенов, председатель профкома Н.Ф. Катранжи, директор клуба моряков Е.К. Грибанова. В музее собраны уникальные исторические материалы, представлены этапы становления порта, собраны рассказы о лучших людях предприятия.

В 60-70-х годах при содействии и непосредственном участии профкома большого размаха достигло спортивное движение. Стадион «Водник» собирал тысячи горожан — любителей футбола на матчи любимой команды портовиков «Водник» с соперниками из Рени и других городов области. Среди рабочих порта были прославленные легкоатлеты и тяжелоатлеты, баскетболисты и теннисисты, которые добивались побед на различных соревнованиях.

Год от года росла и крепла мощь предприятия, увеличивалось количество работников — членов профсоюза. Так, в 1962 году коллектив состоял из 1820 человек и переработал 3 млн. тонн грузов. В 1985 году в порту насчитывалось 3400 человек, и было переработано 10 млн. тонн грузов.

На протяжении многих лет коллектив порта связывали шефские отношения с сельскохозяйственным предприятием – колхозом «Пограничник» из Орловки и школами города. Порт оказывал им помощь в приобретении техники, мебели, оборудования. Каждую осень коллективы производственных подразделений выезжали на поля подшефного колхоза для оказания помощи в уборке овощей, винограда, а также заготовке кормов. Труженики села обеспечивали портовиков огородной продукцией.

Под руководством профкома создавались комсомольско-молодежные бригады докеров-механизаторов, которые соревновались между собой за высокие темпы и качество обработки грузов на причалах.

Профсоюзный комитет порта возглавляли председатели:

Н.П. Прокопов (1945-1957 гг.)

М.И. Жаров (1957-1962 гг.)

Н.Ф. Катранжи (1962 -1978 гг)

Ю.Н. Алексеенко (1978-1983 гг )

С.И. Ефименко (1983 – 1986 гг )

Н.М. Бачурский ( 1986 – 1989 гг.)

В.И. Лозовский (с 6.10.1989 по настоящее время).

5 февраля 1945 года в Ренийском морском торговом порту была создана первичная профсоюзная организация работников морского и речного флота. Избран профсоюзный комитет в составе 7 человек.

Первым председателем профкома стал диспетчер порта Павел Николаевич Прокопов.

Однажды докер спросил своего сына, кем он хочет стать, когда вырастет. Мальчик ответил: — Хочу быть Катранджи»

В детстве многие мальчишки мечтают стать похожими на взрослых, имеющих высокий авторитет, пользующихся большим уважением среди взрослых. Для детей ренийских портовиков таким человеком был Николай Федорович Катранжи. Его имя постоянно было на слуху в семьях портовиков. В течение 16 лет он возглавлял профсоюзную организацию порта.

Для него не было важнее дела, чем защита интересов людей. При его активном участии создавалась мощная социальная инфраструктура на предприятии. С его именем связывали такие понятия, как справедливость и участие, его искрометный юмор, оптимизм и умение оказать моральную поддержку многим помогали в непростых житейских ситуациях.

Заслуги Н.Ф. Катранжи перед предприятием, жителями города, среди которых почти каждый второй портовик, были высоко оценены — он удостоен звания «Почетный гражданин города Рени».

С портом была связана вся его жизнь. Он пришел сюда совсем юным парнишкой в 1946 году, не имея специального образования, но с огромным желанием освоить самую сложную перегрузочную технику. И добился своего, став крановщиком, причем лучшим в порту, да и не только в порту. Несколько раз ему присуждалось звание «Лучший крановщик ММФ». Позже он вспоминал: «Особенно мне запомнились 50-е годы. Может, потому, что это были годы моей молодости, которые совпали с периодом активного развития порта. Помню, как впервые смонтировали кран «Деррик- Хойст». Рядом с ним работала транспортерная линия подачи руды на баржи. Молодой крановщик Николай Сербинов загрузил первый грейфер руды в бункер.

Это был исторический момент. Присутствовавший на этом событии начальник порта А.Н. Федоров подошел к Николаю, вручил ему пачку «Беломорканала» (самых престижных на то время папирос) и сказал:

- Этот грейфер освободит, наконец, наших грузчиков от тяжкого труда.

Действительно, труд грузчика в то время был очень тяжелым. Нужно было обладать не только крепким здоровьем, но иметь большую физическую силу, чтобы справляться с плановыми заданиями. В историю порта вошел К.И. Железку, который за смену перевез на тачках около 8 тонн грузов. Это был настоящий рекорд, который так никто и не смог побить, поскольку в порту началась осуществляться полная механизация ручного труда».

Николай Федорович своим трудовым вкладом как высококлассный специалист и достойный лидер коллектива также вписал замечательную страницу в историю и порта и города.

Автор: Нина ЯКОВЛЕВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту