![]() |
|
![]() |
![]() |
Школьная реформа неслучайно вызвала повышенный интерес в обществе, ведь речь идет о будущем наших детей, уровне образования нации. Ныне, начиная от депутатов Верховной Рады до педагогов городских и сельских школ, учеников и их родителей, продолжается активная дискуссия по поводу того, каким должен быть период получения среднего образования: 10 или 12 лет. Приглашаем наших читателей высказать свое мнение.
Публикуем ответы педагогов, учеников и их родителей на этот, ставший животрепещущим, вопрос.
В. Коломийченко, директор УВК «ООШ I-ІІІ ступеней-гимназия», пгт Любашевка, Л. Бабец, заместитель директора, В. Стягайло, учитель информатики:
– 12-летнее образование дает возможность обеспечить в начальной школе фундаментальную подготовку получения базового образования. Начальная школа должна быть обязательно 4-летней. Средняя школа (5-9 классы) обеспечивает обучение учеников по их способностям, интересам, вкусам, создает условия для дифференцированного обучения и допрофильной подготовки. С этой целью у нас созданы классы гимназии с расширением предметов вариативной части (курсы по выбору, факультативы, индивидуальные групповые занятия, консультации).
Старшая школа для нас – это школа профильная, профессиональная.
Сегодня мы даем ученикам фундаментальные знания по основам наук путем углубления через профили, предоставляем образовательные услуги для получения профессии (оператор компьютерного набора ІІІ категории, водитель автотранспортного средства категории «С»).
Причиной возникновения проблем разного видения образования в Украине является несовершенство материально-технической базы выполнения образовательных стандартов.
По нашему мнению, нуждаются в пересмотре учебные программы, планы, нужно лучше информировать общество.
Украина – государство европейское! Мы – за 12-летнее образование!
Лариса Николаевна Бабинец, учитель истории УВК «ООШ I-ІІІ ступеней-сельскохозяйственный лицей» с. Троицкое:
– На днях мы с коллегами обсуждали вопросы по продолжительности обучения учеников в школе. Конечно, мнения высказывались разные, однако многие из нас выступают против 12-летнего обучения. Складывается впечатление, что с реформой образования очень спешили, не учтя многих факторов, и сегодня мы все пожинаем ее плоды. Главная причина – это несовершенство учебной программы. Вызывает беспокойство и содержание учебников по ряду предметов. Так, учителя-словесники предлагают добавить еще по несколько часов украинского языка и литературы; нужно «почистить» содержание учебника по зарубежной литературе, избавившись от сомнительных произведений, более тщательно и точно осветить историю нашего государства. Что касается русского языка, то его нужно приравнять к иностранному и преподавать на уровне с английским и немецким языками. При этом нужно не забывать о физической культуре и спорте, изобразительном искусстве и народном творчестве. Ведь наши дети должны заканчивать школу образованными, воспитанными и здоровыми.
Виктор Найда, ученик 11-го класса УВК «ООШ I-ІІІ ступеней-детсад» села Покровка :
– В этом году я заканчиваю школу. Нас в классе всего восемь человек. Я очень доволен, что пришлось учиться только 11 лет, а не двенадцать. Возможно, и есть что-то привлекательное в том, чтобы дольше побыть в школе с друзьями, а потом – в вузе. Однако быстротечное время требует скорее получить профессию, стать на ноги и найти место, как говорится, под солнцем.
Присутствующая при нашей беседе мать двоих детей из этого же села Анжела Кочержинская заметила, что выступает категорически против 12-летней системы. Ее больше привлекает советское образование, когда дети учились всего 10 лет и получали основательные знания. Женщина не хочет, чтобы ее четвероклассник Павлик и девятиклассник Сергей учились так долго. Ведь при нынешней безработице, когда село все больше нищает, родителям нужно «жилы рвать», чтобы заработать деньги и дать своим детям образование, и не только общее. Поэтому еще два года учебы – это многовато.
Ольга Проценко из Любашевки:
– Мой сын Алешка учится во втором классе, а дочка Лиза еще ходит в детский сад. Понятно, родителям хочется, чтобы их дети дольше были с ними, но я против 12-летнего образования. Сегодня совсем другое время, наши дети намного быстрее взрослеют, а многолетнее пребывание в школе будет им только во вред.
Роман Юрченко (15 лет), ученик 9-Г класса УВК «ООШ I-ІІІ ступеней-гимназия» поселка Любашевка):
– Мне нравится в школе, хотя мы учимся по 12-летней системе. Бывает трудно, когда в день по 7 уроков. Правда, мне так и не придется получить полное среднее образование, так как после окончания девяти классов планирую поступать в техникум. Думаю учиться на компьютерщика, чтобы родителям было легче.
Анна Степановна Слюсарь, учитель начальных классов Савранской ООШ І – ІІІ ступеней:
– По моему мнению, лучше всего было, когда была десятилетка. Когда вводили одиннадцатилетнее обучение, то вроде бы ставили цель разгрузить учеников. А в действительности в программы ввели еще больше материала, причем много даже ненужного. На сегодняшний день в начальных классах, например, столько различных мелочей, из-за чего основное и более важное дети усваивать не успевают. Совсем нет времени на закрепление и повторение. Ежедневно новые темы. Я считаю, что и с переходом на 12-летнее обучение повторится то же самое.
Анастасия Квасюк, ученица 9-го класса Савранской ООШ І-ІІІ ступеней:
– Я, как и большинство моих ровесников, не одобряю такого решения. Что это даст? Кто хочет хорошо учиться, тот учится и сейчас. Говорят о разгрузке. Да это же просто растянут настоящую программу. Вот и все. Многих возмущает то, что мы будем заканчивать школу аж в 18 лет. Получается, что некоторым ребятам, родившимся в начале года, сразу же после выпуска идти в армию. Да и девушкам не лучше. Если к двенадцати школьным добавить еще пять или шесть лет университета или института, то, образно говоря, уже и до пенсионного возраста недалеко.
Сергей Николаевич Шпат, директор Марьяновской ООШ І-ІІІ ступеней:
– Я – за перевод хотя бы на одиннадцатилетнее образование да еще и на пятибалльную систему. Не подумайте, что я консерватор, но надо реально смотреть на все факты. Если взять даже ту, еще советскую систему образования, тогда она была одной из лучших в мире. Недаром же многие наши выпускники на международных олимпиадах занимали высокие призовые места.
Дети нынче в общеобразовательной школе вынуждены осваивать вузовские программы. Зачем? Надо же учитывать, что в общеобразовательную школу ходят дети с различным уровнем возможностей и подготовки, что не все имеют наклонности к обучению и не планируют идти в вузы. Те, кому это нужно и кто хочет этого, изучат соответствующие науки после школы. А так получается, что единицы действительно с интересом осваивают сложные программы, а остальные, причем преимущественное большинство, мучаются.
Не следует оставлять без внимания и физиологический аспект такого удлинения обучения. Ведь юношам после двенадцатилетнего сидения за партой придется сразу же идти в армию.
А с девочками возникает еще больше проблем. У нас уже есть случаи, когда три девятиклассницы родили детей. Значит, пока они закончат двенадцать классов, их деткам будет уже по три года. Разве это нормально? Я не хочу сказать, что все в таком возрасте должны рожать детей или выходить замуж, но ведь не исключена и такая возможность. И это нужно принимать во внимание.
Светлана Пилипишина, пгт Ширяево:
– Я – мать двух учеников: сын Андрей учится в шестом классе, а дочь Полина – первоклассница. Им нравится учеба в школе, хорошо воспринимают материал, имеют хорошую память, словом, учатся охотно. Тем не менее, каждый вечер проверяя домашние задания, вижу, какие чрезмерные нагрузки у шестиклассника, как он устает, возвращаясь из школы, а ему же еще шесть лет учиться. Так никакого здоровья не хватит. Поэтому я считаю ошибкой введение в свое время 12-летней учебы. Мы же учились 10 лет, и тогда, кто хотел иметь знания, учился хорошо. Ведь эффективность образования определяет не срок обучения, а его содержание и качество.
Татьяна Бузыка, одиннадцатиклассница:
– Я – за десятилетнее среднее образование. Во всяком случае, мои родители заканчивали десятилетку. Они с самого начала были против продления учебы в общеобразовательной школе. Говорят, что сегодняшние дети созревают намного раньше, чем поколение наших родителей в таком же возрасте. Даже сейчас между старшеклассниками весьма «вольные» отношения. Я, например, не исключаю, что при 12-летнем общем образовании за партами будут сидеть уже взрослые девушки и их гражданские мужья. Причем отнюдь не безусые. Да и потом, что мог бы дать уже нам, одиннадцатиклассникам, еще один год учебы в школе? Скорей всего, он был бы для нас пыткой.
Людмила Савчук, рабочая, мать двоих сыновей:
– Я дворником работаю. И когда поутру собираю вместе с мусором бутылочки с этиловым спиртом, презервативы, становится страшно. Я часто вижу этих ребят. Им по 14 – 16 лет. Но как они отличаются от наших детей! В таком возрасте они были совсем другими. Это сейчас им по 25 – 27 лет. Какие изменения в сознании, в морали! Знакомая учительница рассказывает: «Иду через школьный двор мимо группы старшеклассников. В руках сигареты. Курят в открытую! Говорю им: «Вы хотя бы вид сделали, что не курите». А они: «Ой, да ладно вам!» А это лишь 10-й класс. Что же с этими нагловатыми юнцами будет через два года, случись им задержаться в школе? Нет, я категорически против 12-летки. Нельзя ребятам перезревать в школе – простите за грубость. Мои сыновья закончили десятилетку. Один после института уже работает. На хорошем счету. Другой учится в вузе заочно. Я ими горжусь. Так что 10-летнего образования им вполне хватило, чтобы поступить в институты. Да и зачем ломать то, чем мы жили? И жили неплохо.
Александра Александровна Бышляга – учитель-методист начальных классов Раздельнянской ООШ № 2 с 47-летним опытом работы, отличник народного образования Украины:
– Я не согласна была изначально с введением двенадцатилетней системы образования. Дети не выдерживают такой спринт в общем образовании.
Недавно пришлось подменять учительницу в одном из девятых классов. Восемьдесят процентов школьников после окончания 9-го класса настроены уходить из школы. Причем кто куда: кто в колледж, кто на базар торговать, кто… Школьная программа перегружена. Тяжела для восприятия биология, искажена история. По литературе новые авторы в большинстве детям неинтересны. Если б можно было до 8 класса вести общеобразовательную программу, а после дать возможность ребенку самому выбирать, что ему ближе – гуманитарные или точные науки.
Я много лет работаю в русских классах, а когда началась украинизация, детям было очень трудно. Мыслить по-русски, дома и на переменах говорить тоже по-русски, на уроках приходилось заниматься сурдопереводом, чтобы ребенок понял, чего от него хотят. Только в третьем классе возможным становится диалог учителя и ученика на украинском языке. Я согласна с тем, что, допустим, в Винницкой или Хмельницкой областях родным для большинства детей является украинский, то для наших южных районов ближе все же русский.
Со многими родителями приходилось говорить: все против двенадцатилетнего школьного образования и против двенадцатибалльной оценки знаний учеников. Многие родители, как впрочем и дети, до сих пор не понимают – «6» или «7» оценка хорошая или плохая? Приходится даже на доске чертить таблицу, чтоб понятнее было.
Элла Семеновна Дмитриева, бабушка внука-второклассника и бабушка внучки Анечки, которой на следующий год идти в первый класс:
– Наш старший внук учится во втором классе, мы его сейчас провели в школу. Дома вопрос обучения внуков волнует не только детей, но и нас с дедом. Это получается, когда внук окончит школу, нужно сразу идти в военкомат? Раньше ребенок после окончания школы имел возможность поступить или в училище, или в техникум. В армию шел служить, имея какое-то образование, жизненный опыт, а что сейчас?
Хотелось, чтобы к нашим пожеланиям прислушались. Единственное, с чем мы сейчас согласны, – имели возможность выбора, и внук пошел в русский класс.
Настенька Кирницкая, ученица 10-го класса:
– Через год будет выпускной. Конечно уже думаю о поступлении в вуз, о дальнейшей своей судьбе. Хотя на это есть еще целый год. Наверное, хуже тем, кто сейчас учится в 9 классе. Учиться в школе им придется намного дольше. Оканчивать школу в 19 лет Это слишком!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |