![]() |
|
![]() |
![]() |
В четверг, 25 февраля, четвертый президент нашей страны в сессионном зале Верховной Рады присягнул на верность Украине. Но кончен бал, умолкли хоры, опорожнены амфоры. Чего ждать от нового президента?
Тень былой власти
Янукович стал главой государства в разгар экономического и политического кризиса. Впрочем, похожий кризис наблюдался во время вступления в должность всех президентов независимой Украины. Разница в том, что перед Кравчуком, Кучмой и Ющенко стояли конкретные и решаемые в общем задачи. Как они с этим справились — другой вопрос. Перед Виктором Федоровичем задача вообще не поставлена или он держит такую задачу в секрете.
Первые два президента строили государственное здание фактически с нуля. Материал, конечно, был неподатлив, но Леонид Макарович и Леонид Данилович могли дать простор фантазии во внутренней и внешней политике, во всяком случае, они имели возможность выбирать модели поведения и пути выхода из трудных ситуаций. Кравчук, например, мог позволить себе в 1994 году пойти на досрочные выборы. Кучма в 2004 году еще способен был искать варианты выхода из острого кризиса.
У Ющенко свобода действий с самого начала была ограничена обязательствами перед политическими союзниками, а с 2006 года он оказался пленником плохо выписанных конституционных полномочий. Тем не менее Виктор Андреевич в узком диапазоне тоже мог определять, куда двигаться. У Виктора Федоровича, похоже, выбора нет.
Начнем с того, что лидер Партии регионов стал президентом в основном при поддержке тех же избирателей, которые голосовали за него пять лет назад. Пять лет эти люди ждали своего часа, возможности поквитаться с «оранжевыми», «укравшими» у Лидера власть. Они дождались реванша, но вернуть ничего не могут. Власти, которой обладал некогда Президент Украины, нет. Есть ее тень, а тени задач не решают.
Между тем обещания, которые в течение избирательной кампании давал четвертый Президент Украины, можно выполнить, только обладая властью Кучмы, в частности, обладая возможностью назначать и смещать правительство и отдельных министров. Но с января 2006 года это компетенция Верховной Рады, где у регионалов нет большинства.
Президент поэтому вынужден не с кризисом сражаться, а искать себе политическую опору. И не факт, что он опору найдет. Переговоры о создании новой коалиции в парламенте (возглавляемой фракцией ПР) пока результата не принесли. Если не считать председателя Верховной Рады Литвина, новых сторонников у Виктора Януковича в зале под куполом не появилось. Зато прибавилось противников, которых президент в последнее время сам и расплодил.
Не в последнюю очередь это вызвано стремлением главы государства сходу продемонстрировать решительность действий. Еще до инаугурации Янукович сделал ряд заявлений (по пребыванию ЧФ России, по газовому консорциуму, по проблеме «второго» языка), которые оттолкнули от него часть политиков, склонных к компромиссу, но не к капитуляции в сфере национальных интересов. А упомянутые заявления можно оценивать именно как капитуляцию.
В проекте коалиционного договора, который фракция ПР направила всем руководителям фракций (кроме БЮТ) в Верховной Раде, регионалы идут еще дальше. В ряду внешнеполитических задач и приоритетов государства появляется «внеблоковый» статус Украины, термин, который исчез из официального обихода еще при Кучме. С коммунистами и литвиновцами на такой основе общий язык найти, конечно, можно. Но рассчитывать на сотрудничество с фракцией «Наша Украина — Народная самооборона» не стоит. Хотя создание желанной коалиции зависит именно от НУНС.
Два трудных выбора
Вернее, зависело. Потому что речь президента во время инаугурации и первые указы после нее заставляют думать, что приведение в порядок системы управления государством можно понимать «расширительно». В ВР, например, зарегистрирован новый законопроект — проект изменений в регламенте парламента, где предусмотрено членство в парламентской коалиции народных депутатов на индивидуальной основе.
Это прямо противоречит решению Конституционного суда, определившего, что коалицию составляют фракции. Но Верховная Рада не раз принимала заведомо неконституционные решения. И если регламент изменят, прикупят перебежчиков и сформируют коалицию «под Януковича», проблема отстранения Тимошенко от власти будет решена. Во всяком случае, до решения КС, которое последует не скоро.
На это время команда Януковича получит возможность править самодержавно, назначив удобное правительство, сменив глав госадминистраций, восстановив контроль над силовыми структурами. Управлять этим хозяйством собираются тоже по-старому — из администрации президента, структуры, которую одним из первых указов уничтожил президент Ющенко и которую одним из первых указов восстановил президент Янукович.
В ближайшее время станет ясно, удастся ли Виктору Федоровичу подмять под себя страну сходу. Оппозиция его намерениям будет жесткой, если не жестокой. Фракция БЮТ на церемонии инаугурации президента в зале ВР демонстративно не присутствовала, и Тимошенко не намерена добровольно уходить в отставку с поста премьера.
Во вторник, 2 марта, Литвин в связи с отсутствием подписей 226 народных депутатов под коалиционным договором более чем годовой давности собирается похоронить «демократическую коалицию». Если Владимиру Михайловичу удастся объявить о распаде правящего «большинства» с места спикера, парламент поставят «на счетчик». Через тридцать дней президент получит право издать указ о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады, и весь этот срок народные депутаты проведут в раздумьях: что лучше — идти на рискованные досрочные выборы или до 2012 года плотно «лечь под донецких».
Это тяжелый выбор. И его можно заменить только таким же тяжелым выбором. Парламент, или конкретно фракция НУНС, до вторника должен решить, «ложиться» ли ей под Тимошенко. Один раз (в сентябре 2007 года) фракция так поступила. Второй раз (в октябре 2008 года) на это отважилось минимальное большинство фракции. Причем даже среди большинства были критики курса нынешнего премьера.
Но два года назад и год назад Янукович был в оппозиции. А теперь у власти. Часть нашеукраинцев и самооборонцев Виктора Федоровича и его команду воспринимают как угрозу не только Украине — себе. Они понимают, что реальную оппозицию в парламенте четвертый президент (что бы ни заявлял он в инаугурационной речи) постарается нагнуть до покорности. И в методах стесняться не будет.
Тем, кто нагибаться не хочет, надо «идти на войну», делать это сейчас и делать не в одиночку. В такой ситуации полководцев не ищут, а встают под проверенные знамена. Сегодня знамя одно — БЮТ, а полководец… сами знаете, какой полководец. Но при многочисленных недостатках Юлии Владимировны Тимошенко у нее есть неоспоримое достоинство — она не отказывается драться. А это сегодня немало.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |