![]() |
|
![]() |
![]() |
В ПРЕСС-ЦЕНТРЕ «Паритет» состоялась встреча руководителей Одесского национального академического театра оперы и балета – исполняющего обязанности генерального директора народного артиста Украины Анатолия Дуды, исполняющего обязанности художественного руководителя заслуженного артиста Украины Алексея Ботвинова, а также главного балетмейстера театра заслуженного артиста России Юрия Васюченко – с представителями одесских СМИ, в рамках которой говорилось о планах проведения 200-го юбилейного сезона в Одесском оперном.
По словам Анатолия Дуды, приятные сюрпризы от творче-ского коллектива Одесского оперного не заставят себя долго ждать. Так, 25 апреля состоится торжественный вечер, посвященный 200-летию со дня открытия городского театра, который завершится праздничным концертом при участии трех поколений одесских артистов, а также гостей — наших талантливых земляков, которые выступают на различных оперных сценах всего мира.
- Мы не просто готовимся показать праздничный концерт. Нам бы очень хотелось таким образом привлечь внимание руководства страны к проблемам и нуждам Одесского оперного, — отметил Анатолий Дуда. — Мы уже обращались к предыдущей власти, будем обращаться вновь с тем, чтобы в бюджете Украины, который до сих пор еще не принят, были заложены средства на финансирование Одесского театра оперы и балета по случаю 200-летия, ибо это — один из старейших театров страны и он, бесспорно, требует государственной поддержки. Поддержки, касающейся многих вопросов: расширения штатного расписания до объемов, соответствующих статусу национального, транспортного оснащения, капитального ремонта производственного комбината, который находится в ужасающем состоянии, финансирования рекламно-информационной отрасли, разработки нового сайта.
Анатолий Иванович также подчеркнул, что театр не имеет ведомственного жилья и в связи с этим не может предоставить жилплощадь приглашенным творческим руководителям — главному балетмейстеру Юрию Васюченко и главному дирижеру Александру Самуилу, а также выразил надежду, что городская власть пойдет навстречу и проблема будет решена.
- Хочу также отметить, что коллектив театра сегодня работает нормально: радует творческий порыв, интерес, который появился с приходом двух главных руководителей — Александра Самуила и Юрия Васюченко, — сказал Анатолий Дуда. — Знаете, когда не за кем идти, когда нет человека, который способен дать энергетический, профессиональный посыл, бесспорно, люди искусства начинают остывать, пропадает огонь. А сейчас — этот огонь есть, настроение рабочее, готовимся к осуществлению задуманного.
О самом же «задуманном» рассказали присутствующим другие участники пресс-конференции — исполняющий обязанности художественного руководителя и главный балетмейстер Одесского театра оперы и балета. Алексей Ботвинов отметил, что 22 мая состоится премьера оперы Джакомо Пуччини «Турандот», которая призвана стать вехой в новейшей истории театра. Эта современная постановка с актуальной сценографией и костюмами, над созданием которой работают профессионалы из Германии, будет наделена различными «средствами выразительности», о которых в ходе пресс-конференции детально не говорилось, однако было обещано «множество сценических сюрпризов».
- Интерес к этой постановке настолько велик, что на премьеру оперы «Турандот» в Одессу прибудет журналистский пул ведущих западноевропейских изданий из Германии, Швейцарии, Великобритании и Франции, — добавил в завершение Алексей Ботвинов и пригласил на премьеру представителей одесских СМИ.
По словам Юрия Васюченко, репертуарная афиша театра вскоре пополнится еще как минимум двумя новыми постановками — одноактными балетами «Пахита» и «Вальпургиева ночь». Кроме того, в будущем планируется постановка балета «Спартак», которая напрямую зависит от расширения штатов Одесского оперного.
- У нас есть договоренность с руководством Кишиневского театра оперы и балета относительно совместной постановки «Спартака», — отметил Анатолий Дуда. — Ни у нас, ни у «кишиневцев» нет достаточного количества исполнителей для осуществления столь масштабного проекта, поэтому мы решили объединить наши творческие силы и создать совме-стную работу, премьера которой (даже если не будут решены наши внутренние проблемы) состоится в 2011 году.
Исполняющий обязанности генерального директора театра Анатолий Дуда также признал, что любой оперный театр без русской классики — это не театр, а наличия в репертуаре лишь «Иоланты» Петра Чайковского — недостаточно. Ведутся переговоры с российскими меценатами и ведущими режиссерами, которые занимаются оперными по-становками, — тем самым руководство Одесского оперного планирует решить сразу две проблемы: и творческую, и финансовую.
- Мы понимаем, что лубочная постановка того или иного спектакля выглядит, с одной стороны, архаично, но с другой стороны — мы должны иметь на сцене классическое воспроизведение того, что уже существует, и при этом искать возможности создания новых спектаклей, которые соответствуют сегодняшнему взгляду, — отметил Анатолий Дуда. — Позиция руководства театра сегодня такова: мы не хотим модернизма, который идет вразрез с музыкальной партитурой произведения. Мы ищем варианты, которые дадут одесситам и гостям нашего города возможность познакомиться с новым взглядом на оперное искусство и балетную хореографию, но в рамках того, что вызывает добрые чувства, чувства высокой духовности, а не того, что может опуститься до элемента развлечения. Увлечение развлекательным моментом в высоком искусстве, по моему мнению, пагубно. Для этого есть совершенно другие жанры, которые могут этим пользоваться.
Мы не склонны идти на поводу у коммерческо-развлекательных проектов, ударяясь в шокирующий модернизм, и зарабатывать деньги, повышая цены на билеты. Однако с первого марта цены на входные билеты 10 самых популярных спектаклей все-таки незначительно возросли: их стоимость на сегодняшний день варьируется от 20 до 150 гривень.
После этого последовали некоторые вопросы со стороны одесских журналистов, которые касались гастрольной деятельности и условий проживания артистов. Ответы на них прозвучали следующие: гастролям — быть, но на выгодных одесской труппе условиях (выгодных с финансовой, творческой и так называемой имиджевой стороны); жилищно-коммунальное обеспечение, по словам руководителей театра, обсуждалось неоднократно, было составлено обращение к Премьер-министру Украины Юлии Тимошенко с просьбой осуществить финансирование строительства общежития на 70 мест.
- Вышло поручение, — прокомментировал А. Дуда,- адресованное Министерству культуры, Одесской облгосадминистрации, мэрии, но, в свете недавних политических событий, дело приостановилось. Пока. Однако надежда на то, что процесс возобновится и руководителю Оперного удастся получить целевое финансирование строительства, есть.
Собравшиеся в зале спрашивали также и о незаконных увольнениях, спровоцированных творческими отпусками для гастролей по Европе с антрепризной труппой Сергея Проскурни, а также о «деле» оперной исполнительницы Зореславы Долгой, которая решением суда была восстановлена на рабочем месте, однако получила отказ от и.о. генерального директора театра в предоставлении оного. Анатолий Дуда прокомментировал ситуацию так: «Бесспорно, в коллективном договоре есть строка по поводу творческих отпусков. Но каждая ситуация рассматривается отдельно: если есть возможность у коллектива театра отпустить людей без видимых потерь, то почему нет? В тот раз мы просто не могли сделать этого: разрешить взять длительный творческий отпуск сразу трем тенорам, а где же мы возьмем замену, да еще и с готовым репертуаром?! Это просто невозможно. Ответ был — категорически нет. Они не послушали. И, кстати, все трое были предупреждены, что будут уволены, а на их места придут новые исполнители. Что касается Зоре-славы Долгой — она принималась на работу при предыдущем директоре. И, насколько мне удалось выяснить, принималась «по звонку». Я бы в жизни этого не сделал! Моя принципиальная позиция такова: любой артист, будь то оперный исполнитель или балетный танцор, присоединится к труппе Одесского оперного только при условии, что пройдет конкурс — выйдет на сцену и докажет на деле, что он может. Кроме того, она за полтора года ни разу не пришла в театр, а только обращалась в разные инстанции с жалобами, что ее не восстанавливают на работе (сама же Зореслава Ивановна данные высказывания отрицает и воспринимает как личное оскорбление — прим. автора).
Мне бы хотелось отметить следующее: то количество «своего» взгляда на события, произошедшие в театре за послед-ние семь месяцев, преобладает в отрицательной характеристике. Я на это, и как творческий человек, и как административный, не реагирую. Театр должен делать свое дело. Некоторые думают, что, находясь «под крышей» господина Проскурни или же независимого профсоюза, они могут себе позволить все, что угодно, и, в первую очередь, невыполнение своих прямых обязанностей. Собственно, это и привело к увольнениям».
Речь Анатолия Дуды прервала реплика руководителя пресс-центра «Паритет» Юлии Сибирь, которая, со своей стороны, предложила не развивать диспут в конфликтном направлении, а поставить временно «запятую» для того, чтобы вскоре собраться за одним столом и предоставить слово и одной, и другой стороне. Однако Анатолий Дуда предложение о встрече отверг, сказав: «... я не собираюсь ничего обсуждать с господином Проскурней и «его людьми», не хочу переливать из пустого в порожнее».
Итак, исходя из всего вышеизложенного, как мне кажется, можно сделать следующий вывод: с планами — все понятно, а вот с проблемами — осталось множество вопросов, на которые, хочется надеяться, все-таки будут получены ответы. В конфликте — опять «запятая», недовольных слишком уж много, да и судебных исков не меньше. Каков будет исход — опять-таки неясно. А может быть, все-таки стоило сесть за стол переговоров, вступить в диалог, решить все проблемы, бросающие тень на имя театра? И поставить в конце всего этого точку...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |