![]() |
|
![]() |
![]() |
БЕСКОНЕЧНЫЕ вереницы жилых дворов, подъездов и, конечно же… лиц, иногда просто печальных, иногда злых и раздраженных – именно так выглядят суровые будни инспектора коммунального предприятия «Теплоснабжение города Одессы».
Вот уже примерно полгода как на этом предприятии создана специальная группа досудебного взыскания долгов, состоящая из двенадцати человек. В обязанности каждого из них входит: навещать должников, предупреждать о возможном возбуждении судебного иска, подписывать соглашение о реструктуризации долга, рассказывать о наличии адресной муниципальной помощи, напоминать, увещевать, уговаривать... Работа не из легких. Само собой, хождение по незнакомым дворам и подъездам еще и сопряжено с определенной опасностью. Поэтому все инспектора досудебного взыскания долгов — молодые мужчины. Критерии отбора на такую работы самые жесткие: наличие высшего образования, приятная внешность, крепкое телосложение, выдержанность и умение общаться с людьми. Многие из инспекторов — студенты.
- Я учусь на пятом курсе заочного отделения института внутренних дел, — рассказывает о себе инспектор досудебного взыскания долгов КП «ТГО» Юрий Власюк. — И моя работа — это своего рода преддипломная практика. Во всяком случае, знание юриспруденции на моей работе очень кстати. А в других местах мне наверняка пригодится полученное здесь умение общаться с людьми.
Только в течение ноября и декабря прошлого года Юрий сумел вернуть своему предприятию примерно четыреста тысяч гривень — долг, который давно считался почти безнадежным.
- По нашему отделу — это всего лишь второй показатель, — скромно говорит Юрий. — Коллега, обогнавший меня, вернул предприятию целых восемьсот тысяч гривень.
В целом задолженность населения перед КП «Теплоснабжение города Одессы» составляет примерно 128 миллионов гривень. Разумеется, самые исправные плательщики — это пенсионеры и люди скромного достатка. Однако, по словам начальника службы реализации тепловой энергии коммунального предприятия Т. Полторацкой, примерно тридцать процентов должников — это все-таки люди, находящиеся в затруднительном материальном положении. И почти девяносто процентов из этих людей попросту не знают о программе адресной муниципальной помощи городского головы.
- Иной раз сердце щемит, когда видишь этих людей, — рассказывает Юрий. — Однажды в одной из стареньких хрущевок мне встретилась женщина, имевшая на руках двух детей и не имевшая работы. Не знаю, почему именно она мне запомнилась больше других. Возможно, потому, что была еще совсем молодой и красивой. И с ее внешностью как-то не вязался этот почти потухший, безнадежный взгляд. Разумеется, социальные службы выплачивали ей какие-то пособия. Однако этого совсем не хватало для того, чтобы погасить огромные долги за коммунальные услуги. Когда эта женщина после моей консультации оформила адресную муниципальную помощь, ей из городского бюджета не только погасили все долги, но и выплатили единоразовое денежное пособие.
В этот день, когда мы вместе с инспектором Юрием Власюком отправились в рейд по квартирам неплательщиков, нам почему-то то и дело попадались именно такие люди. Возможно, этому способствовал сравнительно ранний час. Для состоятельных, деловых людей в такое время — как раз самый разгар рабочего дня. Поэтому никого из них не было дома.
Первый признак малообеспеченной, нуждающейся семьи — это отсутствие домофона. Когда Юрий набрал номер квартиры на кодовом замке дома 57/4 по ул. Ильфа и Петрова, домофонная сеть только жалобно пикнула. Немного подождав, мы все же вошли в подъезд. Хозяева нужной нам квартиры оказались дома. После нашего звонка в дверном проеме показалась пожилая женщина — Светлана Семеновна Макарова. Из глубины квартиры до нас донеслись детский смех и звуки какой-то приглушенной возни.
- Конечно же, нам тяжело, — сказала Светлана Семеновна, — я живу вместе с сыном и его двумя детьми. Из нас четверых работает только он один.
На мой вопрос, не нужна ли муниципальная помощь, Светлана Семеновна только безнадежно отмахнулась:
- Да ведь придется собирать кучу справок!
Узнав о том, что социальные службы уже давно используют компьютерное обеспечение и многие данные запрашиваются и получаются в электронном виде прямо на месте, Светлана Семеновна несколько оживилась.
- Ладно, попробую обратиться, — согласилась она.
Со своей стороны инспектор Власюк рассказал ей и об имеющейся возможности реструктуризации долга. На прощание мы оставили женщине уведомление о возможном возбуждении судебного иска и список категорий граждан, имеющих право на адресную муниципальную помощь.
Еще одну печальную историю нам пришлось выслушать от Николая Павловича Гусятнинского, проживающего по ул. Ильфа и Петрова, 49.
- Из четырех членов семьи пока работаю только я один. Жена тоже было устроилась на работу, однако через две недели сразу уволилась, потому что тяжело заболел ребенок.
На мой вопрос об адресной муниципальной помощи мужчина убежденно покачал головой:
- Лучше уж сами заплатим: зарплата плюс отпускные. Справимся!
По другому адресу из списка злостных неплательщиков квартира оказалась вообще пустующей. Соседка сообщила нам, что тяжелобольную хозяйку квартиры забрали к себе взрослые дети.
- Кстати, система отопления там уже демонтирована, — добавила та же соседка.
Возможно, эти люди тоже имели право на адресную муниципальную помощь, но они пошли по другому пути.
Так почему же люди, находясь в затруднительном материальном положении, все-таки не обращаются в социальные службы? Разумеется, этот вопрос скорее к психологу, чем к инспектору КП «Теплоснабжение города Одессы». Многих, безусловно, отпугивает бумажная волокита. Однако в целом настроение всех этих людей наиболее точно можно выразить одним старым русским словом: «авось». Именно с таким настроением и в надежде на «авось» безвольно опускаются руки. А между тем опускать руки никак нельзя...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |