ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
14.03.2010 / Газета: Час пик / № 10(463) / Тираж: 5000

Одним из некогда процветавших предприятий Ананьевского района являлось СПМК №5. Вот уже два года как его фактически нет. СПМК было базовым процветающим предприятием, занимавшимся газификацией всего северного куста Одесской области. Там работали 150 человек. Сегодня все они — безработные. За пять лет в районе не газифицировано ни одно село, хотя к 2005 году была изготовлена проектно-сметная документация для производства соответствующих работ. Невостребованной она пролежала пять лет.

Только цифры и факты: поголовье КРС упало в четыре раза; надои от каждой коровы — почти вдвое; птицеводство вообще прекратило свое существование; промпроизводство упало вдвое; число тракторов в хозяйствах сократилось вдвое; комбайнов — втрое. Не построено ни одного жилого дома (ни в городе, ни в селе). Число пенсионеров возросло на 10 12 процентов и достигло 60 процентов от общего количества населения района. Смертность превышает рождаемость в два раза.

Выступая в четверг с трибуны Верховной Рады в связи с созданием коалиции и назначением нового Правительства, наш земляк Сергей Гриневецкий определил главную проблему, которая (не побоюсь этого слова) «достала» всех нас — прежде всего тех, кто живет в «глубинке». Так вот, самая неотложная задача, как выразился Сергей Рафаилович, — «создать управляемость страной и навести элементарную исполнительскую дисциплину».

Думаю, что никто (как минимум, в нашей области) не понимает важность этого фактора так глубоко, остро (и, я бы сказал, болезненно), как это понимаем и чувствуем мы, ананьевцы.

Но прежде, чем перейти к просто-таки убийственным цифрам и фактам, хочется предоставить слово своим землякам, тем более что мои знакомые и собеседники — депутаты районного совета и руководители хозяйств, представляют в советах Народную партию и «Блок Литвина».

Сергей Владимирович Серков, депутат Ананьевского районного совета:

— Если до 2004 года Ананьев в областном рейтинге занимал шестое место, то на данный момент, после пяти лет управленческой чехарды и неразберихи мы «вышли» на 26 е место. Говорят, что плохой результат — тоже результат. Если рассуждать «взагалі», наверное, это справедливо. Но — не в частности, потому что на низовом уровне особенно остро ощущается: как сработаешь, так и будешь жить, как управляешь — так и получаешь.

Сегодня страшно вспоминать события пятилетней давности, когда на смену профессиональной администрации, формировавшейся годами, к власти пришли люди, у которых не то, что профессиональной подготовки не было — даже минимально требуемого образования. Ну, например, главой районной администрации был назначен В. Седов — музыкант и выпускник… культпросветучилища. Ничего плохого в таком образовании нет, но ведь РГА — не Дом культуры, а представитель президента в районе — не клоун (да еще с двумя судимостями, как у означенного господина)!

Как оказалось, клоуны были важнее. Так и формировался управленческий персонал. Заместителем главы РГА стал бывший инструктор автошколы ДОСААФ. И пошло, и поехало… Как люди с такой, извините, «подготовкой», могли управлять экономикой сельскохозяйственного района? Раньше, чтобы стать руководителем района, человек обязан был пройти определенный путь — начиная, например, механиком, дорасти до главного инженера, руководителя предприятия. И только после этого, имея за плечами жизненный и профессиональный опыт работы с людьми, организации того или иного дела, его могли выдвинуть в управленцы района.

Ананьевский район в одночасье стал неуправляемым, Седова сняли с поста главы администрации, но результат оказался равен нулю: главы администрации у нас нет и сегодня.

Вспоминаю период до 2005 года, когда губернатором Одесской области был Сергей Рафаилович Гриневецкий. Мы принимали участие и в разработке, и в реализации региональных программ по развитию Одесской области. Ананьевский район, как, впрочем, и все другие, получал субвенции и дотации из Государственного бюджета на осуществление программы социально-экономического развития. Но все это получило четкую временную характеристику: так было только до января 2005 года. После этого — время полного упадка и запустения.

Павел Ильич Маковецкий, депутат Ананьевского районного совета:

— За минувшие пять лет — полный застой в экономике, в сельском хозяйстве. Если сравнивать с прошлыми годами, поголовье КРС упало в четыре раза (сейчас около 500 голов, а было — более двух тысяч); надой от коровы сегодня составляет 1,5 тыс. кг молока в год (было почти в два раза больше). Птицеводство в нашем районе полностью прекратило свое существование. Урожайность по зерновым за пять минувших лет откатилось на пять лет назад… от 2005 года — то есть, оно сегодня на уровне 2001 2002 годов. Сельская механизация: число тракторов сократилось вдвое (с 650 до 320 единиц), комбайнов — втрое (было 120, осталось 40). За данный период не было построено ни одного жилого дома — ни в городе, ни сельской местности. Уменьшилось количество школьников (на 10—15 процентов). В нашем районе есть школы, где в классах обучается всего два-три ученика. Население района за пять лет уменьшилось на две тысячи человек, а число пенсионеров возросло на 10 12 процентов и достигло на данный момент практически 60 процентов от общего количества населения района. Смертность преобладает над рождаемостью в два раза (в год рождаются около 300 человек, умирают более 600). Число работающих предприятий сократилось почти в два раза, и этот процесс еще продолжается.

Большой проблемой района является газификация таких населенных пунктов как Гандрабуры, Точилово, Байталы, Жеребково.

Кстати, Жеребково — самый промышленно-развитый участок Ананьевского района: здесь находятся предприятия, которые действительно работают, и они остались без газа.

В нашем районе все выборы начинаются с того, что кандидаты во власть обещают решить вопросы газификации этих населенных пунктов. Но дальше ничего не происходит. По моим сведениям, для села Гандрабуры, которое находится ближе всего к газокомпрессорной станции, несколько раз переделывалась проектно-сметная документация.

Не менее остры проблемы водообеспечения: абсолютно изношена система водопроводов, которым более сорока лет. Они нуждаются в замене, а это — большие капиталовложения. Люди пользуются водой из колодцев, которые были построены еще нашими прадедами.

Владимир Федорович Мунтян, директор ЧП «Ананьев-Хлеб», депутат Ананьевского районного совета:

— Наше предприятие за пять лет снизило производство более чем вдвое. Если в 2004 году мы производили 2450 тонн в год, то в прошлом году — 1056 тонн. Этому много причин. Работать стало намного сложнее, в первую очередь из-за нестабильности цен на сырье и постоянного роста цены на газ.

Далеко не последнюю роль сыграло в 2005 году ограничение рентабельности, введенное правительством Тимошенко. До 2004 года производство хлеба никакими процентами рентабельности не ограничивалось, а сегодня, выпекая хлеб, мы не можем установить рентабельность выше 3 процентов.

Кстати сказать, пекари никогда не злоупотребляли рентабельностью, понимая, что это — основной продукт. Да и миллионы за счет буханок хлеба не зарабатывают. Но ведь нужно сводить концы с концами, чтобы мы могли выпекать хлеб и завтра, и послезавтра. А введение «потолка» рентабельности по сути этой возможности нас лишило. Все производители хлеба возмущены до предела. Наш хлебозавод обеспечивает продуктом №1 Красноокнянский, Котовский, Балтский, Савранский, Любашовский районы, а также Радивский и Кривоозерский в Николаевской области. В сутки мы производили до 6 тонн хлеба, а на сегодняшний день — в два раза меньше.

Кто виноват? Разве мы можем быть заинтересованы в том, чтобы меньше производить и меньше получать? Абсурд. Но нас поставили на колени.

Районная администрация не способствовала развитию местных предприятий. Сейчас, например, сложно договориться о поставке хлеба в Котовский район — там заинтересованы в развитии своего производства, в том числе и хлеба. И котовцы по-своему правы: чем больше производят местные предприятия, тем больше поступления в местный же бюджет. А еще это — рабочие места. У нас, в Ананьевском районе, этим никто не интересуется. В район завозится продукция отовсюду, и это больно бьет особенно по предпринимательству, связанному не с торговлей, а с мелким производством товаров и продуктов.

И как же на все это реагируют в местной администрации? А никак — потому реагировать, собственно, некому. На сегодняшний день у нас нет заместителя главы администрации, руководителя сельскохозяйственного управления. Никто не интересуется производством, севооборотами и так далее. Все пущено на самотек. Как результат такого «стиля управления», мы фактически отброшены к началу девяностых годов — периоду краха всего народного хозяйства после развала СССР. Не думаю, что нам удастся быстро преодолеть последствия пятилетней руины в одном отдельно взятом районе — слишком много просто безвозвратно потеряно.

Для того чтобы вытащить наш район из пропасти, в первую очередь необходимо, чтобы пришли профессионалы на места, те люди, которые действительно занималось бы экономикой. Причем тут важно, чтобы такие специалисты были уверены и в своем завтрашнем дне — чтобы они приходили не как временщики, а как люди, которые могут связать свою жизнь с районом и готовы к этому — начиная от главы администрации до начальников и специалистов отделов и управлений. И назначать таких людей следует не по политическим мотивам, а по профессиональным.

К счастью, не всех настоящих профессионалов мы потеряли за эти годы — у нас еще сохранился кадровый резерв тех, кто хорошо знает район, кто раньше работал в системе управления и достаточно успешно работал. Нужно сохранить те предприятия, которые еще остались, обеспечить им возможность работать. Заработает экономика — будут рабочие места и поступления в бюджет. А это — спасение для социальной сферы нашего района.

Достаточно сказать, что из 32 школ у нас осталось 25. Недавно была попытка закрытия СШ №3 на участке Ананьево. Депутаты нашей партии — Владимир Федорович Мунтян и Павел Ильич Маковецкий на сессии районного совета поддержали учителей. Мы пытаемся делать все возможное, чтобы сохранить школу, рабочие места, материальную базу.

Разрушить — легко, это делается сразу и навсегда, а вот восстановить бывает уже невозможно.

Вот такие цифры факты, такие невеселые мысли. В каждодневной суете и заботах, в борьбе за свое выживание (иначе не скажешь о нынешних условиях нашего существования), мы как бы не замечаем того, что происходит. Но стоит собрать воедино те самые цифры и факты, и становится страшно. Страшно от того, как мы могли все это потерять и не заметить?

Время собирать камни…

Автор: Николай Петриченко, Ананьев


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту