![]() |
|
![]() |
![]() |
ЗА ПОСЛЕДНИЕ полтора десятка лет наши лесопосадки настолько пострадали от порубок и пожаров, что, глядя на эти редкие, обожженные деревья, невольно вспоминаешь рассказы старожилов о том, как когда-то в наших степях не из чего было выстругать пужално для батога. При таком раскладе в борьбе с вырубкой деревьев, как теперь, мы очень скоро дойдем до такого же положения. Сегодня некоторые лесополосы уже исчезли полностью, а в тех, где пока еще остались деревья, их с тупым упорством и невиданной наглостью (прямо среди бела дня) допиливают жители, а вдобавок еще и засыпают посадки бытовыми отходами. Кроме того, зимой из-за отсутствия посадок или из-за их изреженности мы имеем проблемы, когда снег задерживается не на полях, а на автодорогах в виде снежных заносов. Это наглядно показала нынешняя снежная зима.
На фоне этого безобразия в последние годы постоянно ведутся беспредметные разговоры о необходимости сохранения остатков лесных насаждений, об ответственности за незаконные порубки и т. д. Но, думаю, при таком массовом уничтожении посадок одинокие удачные случаи поимки нарушителей на месте правонарушения порядка не наведут. Пока одного ловят, десятки, а то и сотни в районе продолжают рубить деревья, а летом еще и сельхозпроизводители,выжигая после уборки пожнивные остатки, попутно сжигают траву в посадках вместе с деревьями. При этом наказание за такие деяния столь незначительное, что не останавливает ни дровосеков, ни поджигателей.
Да и начисление убытков и штрафных санкций еще не факт того, что нарушитель будет наказан в полной мере, учитывая, что нередко и взять с него нечего, так как у него на иждивении находятся малолетние дети, а также имеется ряд других, смягчающих вину обстоятельств. Но как объяснить, что нередко правонарушителями становятся далеко не бедные граждане, которые могут себе позволить приобрести уголь и те же дрова.
О восстановлении лесных насаждений пока говорить не приходится. К чему приводит ежегодное закапывание саженцев в разных местах для озеленения без полива и последующего надлежащего ухода за ними, мы имеем возможность наблюдать не один год. По отчетам у нас уже столько деревьев посажено, что по идее скоро некуда будет воткнуть палку, и мы должны пребывать в сплошной тени их ветвистых крон. А на деле даже в городе в летний зной можно отдохнуть разве что в тени старых деревьев в сквере у памятника участникам Татарбунарского восстания. А в сквере на центральной площади во многих местах людям на головы сваливаются зрелые сливы. Кто только надоумил их там посадить или же установить под ними скамейки?
Но это, так сказать, лирическое отступление от темы. А что касается незаконных порубок посадок и выброса в неустановленных местах бытовых отходов, то есть обнадеживающие сведения. В редакции побывал главный специалист, государственный инспектор отдела экологического контроля за использованием природных ресурсов А. Т. ЧЕБОТАРЬ, который рассказал, что недавно в Административный кодекс Украины были
внесены изменения, предусматривающие более суровое наказание за указанные противоправные деяния.
Значительно увеличены штрафные санкции за нарушение требований законодательства по сбору, перевозке, утилизации, захоронению отходов (статья 82). Теперь на частных лиц может быть наложен штраф от 20 до 80 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 до 1360 грн., раньше было 85 грн.). На должностных лиц, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан, т. е. 850 — 1700 грн. (до изменений было всего 136 грн. и это касалось только должностных лиц).
Анатолий Терентьевич также добавил, что и вывоз жидких отходов ассенизационными машинами, принадлежащими предприятиям и частным лицам, должен осуществляться только на городские очистные сооружения, а не на городскую свалку или, что обычно и делается, в лесопосадки.
Также за невыполнение законных распоряжений и предписаний должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в отрасли охраны окружающей среды (ст. 188), они отныне вправе налагать штраф на граждан в размере от 9 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от 15 до 45.
А убытки при незаконных порубках деревьев рассчитываются в зависимости от диаметра спиленного дерева. Минимальная сумма в размере 42 гривни начисляется, если диаметр ствола до 10 см. Чем толще ствол, тем больше сумма, и уже при диаметре ствола в 50 см порубщик должен будет заплатить 3109 гривен. Кроме того, за каждый дополнительный сантиметр диаметра к указанной сумме добавляется еще по 105 гривен.
А. Т. Чеботарь привел и несколько примеров задержания нарушителей. Так, 3 февраля этого года был задержан житель села Глубокое, которому за спиленное дерево диаметром 75 см (это ж сколько десятков лет оно росло до такого размера!) был начислен материальный ущерб в сумме 5734 гривни. Житель села Нерушай за такое же деяние (диаметр ствола 67 см) должен будет заплатить 4894 гривни. Были задержаны на месте совершения правонарушения и жители села Траповка. Все материалы находятся в правоохранительных органах, по данным фактам ведется следствие. Помимо материального ущерба, нарушители должны заплатить еще и штраф в размере до 170 грн.
А. Т. Чеботарь подчеркнул, что большую помощь экологической службе оказывают сотрудники райотдела милиции, которые при необходимости с оружием как днем, так и в ночное время выезжают на задержание правонарушителей.
Возможно, с ужесточением наказания за незаконные порубки деревьев и более активными действиями по их охране со стороны природоохранных органов, органов местного самоуправления, других служб да небезразличных к происходящим безобразиям граждан мы сможем таки хотя бы остановить набравший опасные обороты процесс вырубки посадок.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |