![]() |
|
![]() |
![]() |
Согласно данным социологического опроса, проведенного институтом им. Горшенина, более половины украинцев (55,9 процентов) проголосовали бы за государственный нейтралитет. Против — только 13,7 процентов.
Стимулировать следует культуру, а не формализацию языка. Повторяется одна и та же ошибка: понятие «национальная культура» подменяется понятием «государственного языка», что никогда не было тождественным. Как видим, власть никакого вывода из причин нашей культурной деградации так и не сделала.
Во вторник страна получила, наконец, возможность ознакомиться с текстом коалиционного соглашения с программными принципами деятельности коалиции, а также ее персональным составом. Программные принципы, на которых собралась действовать коалиция «Справедливость и реформы», были известны и ранее. Проект соглашения (вернее, выдержки из него) был довольно оперативно опубликован в Интернете.
Собственно говоря, значение этого документа не столь уж и велико, в особенности, в том, что касается внутренней политики. Здесь довольно стандартный набор предложений, типа «усовершенствования механизмов государственной власти, укрепления принципов парламентаризма и демократии», «усиления борьбы с коррупцией и теневой экономической деятельностью», «реформирования системы правосудия, обеспечение справедливого и доступного судопроизводства», «развития местного самоуправления путем расширения полномочий местных советов», «реформирования межбюджетных отношений в пользу местного самоуправления» и т. д.
Все обозначенные позиции являются своего рода аксиомой. Ведь не станет же коалиция настаивать на сворачивании демократических принципов или введении внесудебного правосудия (суда Линча или Особых совещаний).
Гораздо более интересными оказались пункты коалиционного соглашения, касающиеся наиболее спорных вопросов. Так, впервые одним из принципов деятельности в сфере внешней политики определено закрепление на законодательном уровне внеблокового статуса Украины, что означает «неучастие Украины в военно-политических союзах других государств».
Вокруг идеи внеблокового статуса Украины в последнее время было сломано немало копий. Курс предыдущего руководства страны на вступление в НАТО вызвал ответную реакцию в политических кругах и обществе. Внеблоковый статус рассматривался как альтернатива евроатлантической интеграции. Появилось немало интересных теоретических разработок на данную тему.
Примечательно, что в данном случае политика коалиции совпадает с общественными настроениями. Согласно данным социологического опроса, проведенного институтом им. Горшенина, более половины украинцев (55,9%) проголосовали бы за государственный нейтралитет Украины, если бы сегодня проходил соответствующий референдум. Против государственного нейтралитета проголосовали бы 13,7% опрошенных, почти столько же (13,9%) затруднились с ответом, а 16,5% не стали бы участвовать в голосовании. Другой важной «фишкой» коалиционного соглашения является обязательство участников принимать меры для экономической интеграции на постсоветском пространстве в соответствии с национальными интересами Украины и на принципах ВТО, а также развивать взаимовыгодное сотрудничество со странами СНГ.
Напомним, что Премьер РФ Владимир Путин на встрече с Президентом Украины Виктором Януковичем в Москве предложил Украине вступить в Таможенный союз. «Сейчас внутренняя и внешняя политика Украины будет серьезно корректироваться. Мы хотим круто изменить ее, сделать крутой поворот в наших отношениях», — сказал Янукович. «Вступайте в Таможенный союз», — предложил в ответ Владимир Путин. В свою очередь Янукович заявил, что вхождение Украины в ЕЭП возможно только на условиях ВТО.
Аналогичную позицию высказал недавно и вице-премьер Сергей Тигипко, который считает преждевременным вхождение Украины в Таможенный союз с РФ, Казахстаном и Белоруссией. А выход ради этого из ВТО он назвал глупым. «Сейчас говорить об этом преждевременно, — сказал Тигипко в интервью «Контрактам». — Во-первых, сама структура Таможенного союза сырая. Во-вторых, Украина — член ВТО, и между этими структурами есть противоречия. А выходить из состава ВТО, чтобы вступить в Таможенный союз, глупо — мы долго и тяжело вступали в первую организацию, заплатив слишком высокую цену за свое членство». Кроме того, отметил Тигипко, стратегическая цель Украины — ассоциированное членство в Евросоюзе и создание зоны свободной торговли с Европой. «Правда, эту зону придется ограничить для некоторых секторов. К примеру, для сельского хозяйства», — добавил он.
Компромиссный и взаимоприемлемый вариант предлагается и для решения языкового вопроса. Коалиция намерена обеспечить реализацию государственной языковой политики на основе норм международного права, Европейской Хартии региональных языков. Впрочем, Янукович еще до второго тура заявлял о том, что не намерен менять Конституцию и придавать русскому языку статус второго государственного.
Для тех отчаянных, надеявшихся, что с приходом «регионалов» к власти языковая тема перестанет играть роль гильотины в вопросах культурного развития, достаточно указать на один факт: В. Янукович недавно подписал Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О кинематографии» и другие законы Украины о поддержке производства национальных фильмов». Согласно принятому 17 февраля Закону, производители национальных фильмов до 1 января 2016 года освобождены от арендной платы за землю и уплаты НДС. Однако национальным фильмом отныне будет считаться только фильм, «основная (базовая) версия языковой части звукового ряда которого создана на украинском языке». Фактически это вступает в противоречие с положениями Конституции, согласно которым все языки у нас равны, и всем им обеспечивается гарантированное развитие. Как видим, для кинематографа это положение Конституции уже не действует.
Но что есть, то есть. Производители теперь смогут включать в себестоимость кинопродукции сумму затрат на страхование производства фильма и получение финансовых гарантий производства фильма в размере до 10 процентов сметной стоимости картины. До 1 января 2016 года от уплаты НДС освобождаются и «услуги по демонстрации национальных и иностранных фильмов, дублированных на государственном языке».
Финансирование кинематографии выведено в отдельную защищенную статью государственного и местного бюджетов. Также создан специальный счет финансовой поддержки национальной кинематографии, который будет источником специального фонда госбюджета, и совет по управлению средствами этого счета. Закон обязывает Государственный кинофотофоноархив хранить фильмокопии всех документальных, периодических и исторических видеоматериалов, созданных как за счет госбюджета, так и за средства юридических и физических лиц. Согласно заключительным положениям Закона, он вступает в силу после его подписания главой государства и официальной публикации, за исключением пунктов об освобождении от арендной платы, НДС и предоставления льгот в налогообложении, которые вступят в силу с 1 января 2011 года.
Как сообщается на президентском сайте, принятие этого Закона «было с благодарностью воспринято всей творческой элитой».
Ну, насчет «всей» — сильно преувеличено, хотя народный артист Украины, худрук Национального академического драмтеатра им. И. Франко Богдан Ступка и встретился с Президентом, чтобы поблагодарить за это решение. Но Богдан ступка — не «вся» элита, хотя и выдающий актер, безусловно, мирового класса.
Заметим, правда, что этот закон действительно важен. В свое время, Россия сделала очень серьезный прорыв в этом направлении, облегчив налоговое бремя для кинобизнеса. В целесообразности такого шага мы можем воочию убедиться, включив телевизор, на каналах которого идут преимущественно российские фильмы и сериалы. Основой нынешнего процветания российского кинематографа стало принятие в 1996 году Госдумой РФ Закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», ключевыми статьями которого стали освобождение от налога на добавленную стоимость производства, тиражирования и проката кинопродукции, освобождение от налогов на прибыль инвестиций в кинопроизводство; освобождение от налогов средств, идущих на строительство кинотеатров. В 2002 году налоговые льготы были отменены, однако увеличилось финансирование кинопроизводства государством: в 2003 году из российского бюджета было выделено около 90 миллионов долларов, в 2007 — более 160. Правда, содержание российских фильмов, в большинстве своем, очень сильно напоминает Голливуд, и существенно отстает от кинематографа советских времен, но, тем не менее, шедевры у него уже есть.
Что же касается нас, то Украина до последнего времени была лишена возможности производить кинопродукцию в таких объемах. Теперь, будем надеяться, она появится, хотя принципиальная ее одноязычность (что бы там ни говорили записные «патриоты») может оказаться тормозящим, а не развивающим фактором — лучшие творческие силы и раньше больше тяготели к Москве, чем к Киеву, а теперь это может усилиться: иллюзии исчезли. Как итог, продукция, возможно, и появится, а будет ли она иметь отношение к культуре — большой вопрос.
Впрочем, в общем и целом, возможно, что Януковичу удастся сделать больше, чем Ющенко (регулярно на словах заявлявшего о необходимости поддержки национальной культуры, то на так ничего для нее и не сделавшего). Но, заметим, повторяется одна и та же ошибка: понятие «национальная культура» подменяется понятием «государственного языка», что никогда не было тождественным. И, как видим, власть никакого вывода из причин нашей культурной деградации так и не сделала, и, похоже, не сделает.
Но вернемся к коалиции и оппозиции. У первой идет активная раздача портфелей. У второй — все сложнее. Желающих быть главными оппозиционерами несколько. На эту роль претендует и Арсений Яценюк, и Юлия Тимошенко со товарищи, и часть «нашеукраинцев», не желающих примыкать ни к тем, ни к другим.
Однако, даже при всех амбициях Яценюка, он вряд ли серьезно сможет претендовать на эту роль. Не та личность, и не те ресурсы. Да и энергия не та. Тимошенко уже показала, что не намерена обеспечить комфортные условия для новой коалиции. БЮТ уцепился за тот факт, что часть депутатов, поставивших свои подписи под коалиционным соглашением, сложила депутатские полномочия в связи с переходом в Правительство.
«В действительности парламентской коалиции нет. Потому что часть тех депутатов, которые подписали соглашение, мы уже лишили депутатства, — заявил вице-спикер Николай Томенко в момент подписания соглашения о создании объединенной оппозиции. — Коалиция появится только тогда, когда принесут присягу новые депутаты Партии регионов, а это будет во вторник, 30 марта». В свою очередь депутат Юрий Кармазин прибавил к словам Томенко, что депутаты от Партии регионов примут присягу лишь в том случае, если «оппозиция даст им это сделать». «Они не выполнили много других формальностей, и я думаю, что мы можем действовать адекватно, и не дать им принять присягу», — заявил он.
Конечно, подобная формальная зацепка вряд ли поколеблет позиции правящей коалиции. Гораздо большее значение может иметь решение суда о возможности формирования коалиции как фракциями, так и депутатами. Как пояснила Тимошенко, после того, как Президент подписал закон о внесении изменений в Регламент Верховной Рады, народные депутаты от БЮТ обратились и в Административный суд, и в Конституционный с иском о признании этого закона неконституционным.
Следует отметить, что опять же, согласно упоминавшемуся социологическому опросу института им. Горшенина, большинство украинцев (70,6%) считают, что стране нужна сильная оппозиция. Из них более половины (52,3%) уверены, что Украине сильная оппозиция точно нужна, а 18,3% полагают, что «скорее, нужна». При этом почти каждый пятый респондент (19,3%) не видит необходимости в сильной оппозиции для Украины. Из них каждый десятый (10,3%) считает, что оппозиция стране точно не нужна, а 9% — скорее не нужна. Также каждый десятый украинец (10,1%) затруднился с ответом.
Выходит, что пять лет режима Ющенко и пять лет борьбы с ним хоть чему-то научили украинских граждан. Жаль — не всему, чему следовало бы. И им еще предстоит долго учиться. Учиться тому, чтобы, как минимум, их избранники представляли бы их же интересы. Пока — не получается. Во всяком случае, большинство политических партий, представленных в парламенте, представляют даже не себя, а, по-прежнему, своих лидеров. И так будет до тех пор, пока, во-первых, мы не научимся самостоятельно мыслить, а, во-вторых, покорно соглашаться избирать списки, а не конкретных людей.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |