![]() |
|
![]() |
![]() |
В 2009 году глава РГА издал 596 распоряжений. Даже при грубом подсчете, выходит 2 распоряжения в день! Если же суммировать все входящие и исходящие, то «бумагооборот» в РГА за год составил 11223 документов!
За период с 2005 по 2009 год численность чиновников в нашей стране выросла на 40 тысяч человек, или, по армейским стандартам — на четыре дивизии!
…О навозе вспомнили тогда, когда «производить» его уже некому. Жаль, что биогаз нельзя вырабатывать из бюрократической документации — она могла бы стать поистине неисчерпаемым источником энергии!
Меня давно мучает вопрос: чем занимаются на работе наши чиновники? С годами это стало похоже на детское любопытство мультяшного слоненка, которому очень хотелось знать, что кушает за обедом крокодил…
И в самом деле, можно легко вообразить трудовые будни сварщика, тракториста, учителя, парикмахера и даже коммивояжера… У чиновников — такой же восьмичасовой рабочий день, как и у представителей большинства уважаемых профессий.
Однако, учитывая огромное количество всевозможных госучреждений, где работают целые армии служащих (администрации, управления, отделы, комитеты, комиссии, департаменты, инспекции, представительства и т. д.), я всегда «озадачивался»: неужели у каждого управленца есть объем работы на все восемь часов пять дней в неделю? Ну, посидел чиновник на совещании. Ну, поговорил по телефону с другим чиновником. Ну, изучил новое Постановление КМУ. Ну, написал отчет для вышестоящего начальства. А дальше-то что?
Контора пишет, и пишет, и пишет…
Навязчивый вопрос преследовал меня еще и потому, что многие чиновники различных ведомств не раз откровенно признавались в отсутствии у них реальных полномочий для решения тех или иных конкретных вопросов. Но, по логике, коль нет реальных полномочий — не может быть и реальной работы. Один из примеров — районные государственные администрации. Они не могут непосредственно влиять на местную экономику, не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий, и вообще лишены возможности руководить в полном смысле этого слова. Так чем же все-таки занимаются толпы обитателей казенных кабинетов, приходя утром на свои рабочие места?
Справедливости ради надо отметить, что чиновников (во всяком случае, служащих низового звена) нельзя строго судить за «имитацию бурной деятельности». Они действительно заняты с утра до вечера. Заняты бесконечной и чрезвычайно напряженной бумажной волокитой. И хотя это никогда ни для кого не было секретом, одно дело — говорить о бюрократии на бытовом уровне, и совсем другое — понимать подлинные масштабы сего явления, выраженные в цифрах и фактах.
Передо мной — интересный образчик бюрократической отчетности. Называется он «Аналитическая справка о состоянии работы с документами в Ренийской райгосадминистрации за 2009 год». Как информирует начальник общего отдела аппарата РГА Анна Маргаза, из общего числа полученных в течение года документов на контроле находились 864. Примечательно, что по сравнению с 2003 годом число контрольных документов увеличилось на 525 единиц, или на 250 процентов (то есть, основная динамика роста бумажного потока наблюдалась в период правления «оранжевых» — А. П.)!
На протяжении минувшего года РГА исполнила 1402 документа, в работе находятся 908; в целом же был зарегистрирован и отправлен по назначению 3061 исходящий документ. Кроме того, РГА отправила 295 ответов на обращения граждан и 4816 (!) экземпляров распоряжений главы РГА. Таким образом, общее количество исходящих документов достигло 8172 единицы!
Что касается входящих, то, как ни странно, документы из вышестоящих органов власти отнюдь не доминируют: в 2009 году они составили 13 процентов от общего объема бюрократических бумаг. Доля письменных обращений граждан также сравнительно невелика — 24 процента. А вот общая ведомственная переписка выросла почти в два раза: если в 2003 году был зафиксирован 1241 документ данной категории, то в 2008 году — 2202. И теперь официальные письма чиновников составляют 63 процента от всей документации! В общем, как говорят в народе, контора пишет.
Вместо экономики — отчеты об экономике
Не менее показательно выглядит распределение «бумажной нагрузки» среди структурных подразделений РГА. Наибольшее количество документов — 587 — исполнил отдел экономики. Это при том, что именно он чаще всего подвергается критике за отсутствие анализа, прогнозирования и планирования экономических процессов в районе, а также за дублирование функций органов статистики. Отдел экономики, может, и хотел бы взять на себя роль местного аналитического центра, да вот беда — отчеты строчить надо. Где уж тут обдумывать новые проекты и заниматься их реализацией?
Отдел градостроительства, архитектуры, ЖКХ и развития инфраструктуры исполнил 360 документов. Наверное, поэтому в Ренийском районе нет ни градостроительства, ни модернизации ЖКХ, ни развития инфраструктуры.
Одним из самых «бумагоемких» является управление труда и социальной защиты населения (УТиСЗН) — оно исполнило 416 документов. Тут, допустим, все понятно: через это управление проходят огромные суммы социальных выплат, а деньги, как известно, любят счет и документальное подтверждение. Однако, приблизительно такое же количество документов (404) исполнило управление сельского хозяйства. Правда, руководить агропромышленными предприятиями оно не вправе, но зато занимается реализацией государственных программ в сфере АПК и оформлением документов, необходимых для получения дотаций в животноводстве. И хотя за годы независимости Украины произошло громадное (по сравнению с советскими временами) сокращение поголовья скота, бюрократия нарастает и в этой погибающей отрасли. Не правда ли, символично?
На этом фоне «мания отчетности приобретает порой и вовсе курьезные формы. «Вышестоящие власти требуют от нас отчетов по любому поводу, — сетует первый заместитель председателя РГА Михаил Лизогуб. — Недавно, к примеру, запросили информацию о том, сколько в районе навоза, в том числе птичьего помета. Зачем? Они там, «наверху», хотят знать, можно ли в Ренийском районе вырабатывать из этого навоза биогаз». Вот те раз: о навозе вспомнили тогда, когда «производить» его уже некому. Жаль, что биогаз нельзя вырабатывать из бюрократической документации — она могла бы стать поистине неисчерпаемым источником энергии…
Но всех переплюнул глава РГА — в 2009 году он издал 596 распоряжений! Даже при грубом подсчете, за вычетом выходных и праздничных дней, выходит 2 распоряжения в день! К этому следует прибавить 169 полученных в прошлом году распоряжений главы областной госадминистрации и 29 его же поручений. Ей-богу, не позавидуешь нашим чиновникам: чтобы выполнить такую массу «вказiвок», они просто вынуждены подменять реальные действия их имитацией. Потому как, опять же, на каждый чих начальства надо успеть написать отчет. Наивный читатель спросит: а о чем писать-то, если этих самых реальных действий нет? О том, что «провели, заслушали, приняли…». Вовремя поставленная галочка — главное чиновничье достижение…
Если же суммировать все входящие и исходящие документы, то, по информации общего отдела аппарата РГА, «бумагооборот» в течение 2009 года составил 11 тысяч 223 единицы разнообразнейшей документации!
Ну, и когда работать?
Сократить — значит, увеличить
Совершенно очевидно, что «бумажная жизнь» одной отдельно взятой районной госадминистрации или любого другого ведомства — это миниатюрное зеркальное отражение бюрократии всей страны. В Украине каждый новый президент, каждый новый премьер и чуть ли не каждый новый губернатор начинает свою деятельность с того, что обещает сократить бюрократический аппарат. И всякий раз эти попытки заканчиваются одинаково: если сначала и удается оптимизировать численность армии чиновников, то потом она увеличивается еще больше.
Поразительной живучестью и не менее поразительной способностью к «размножению» бюрократия напоминает гидру — многоголовое змееподобное чудовище из древнегреческой мифологии. Как известно, с гидрой не мог справиться даже Геракл: на месте отрубленной головы у нее вырастали две новые. Эллинскому герою помог юноша Иолай, который прижигал раны гидры и тем самым предотвращал удвоение ее мощи.
Однако на украинском политическом Олимпе в последние годы господствовали не герои, а карлики. Они лишь изображали борьбу с гидрой, а в действительности подкармливали ее. Достаточно вспомнить о том, что в 2008 году СНБОУ принял план минимизации влияния мирового финансового кризиса на экономику Украины. В числе прочих мероприятий предусматривалось сокращение аппарата государственных управленческих структур на 20 процентов. И что же? По итогам 2009 года количество украинских чиновников не только не снизилось, но, напротив, выросло на 2,3 процента и составило 640 тысяч человек. В целом же за период с 2004 по 2009 год численность государственных служащих в нашей стране увеличилась на 40 тысяч человек, или, по армейским стандартам — на четыре дивизии!
Симптоматично, что пример «борьбы» с раздуванием штатов подавал Кабмин, который устами «премьерки» Ю. Тимошенко тоже не раз заявлял о необходимости сокращения бюрократического аппарата. За время второго правления Юлии Владимировны численность Секретариата Правительства и его патронатных служб поднялась до 1244 человек по сравнению с 993 сотрудниками в начале первой каденции Ю. Тимошенко. В итоге, несмотря на кризис, состав органов исполнительной власти достиг рекордных цифр: накануне отставки предшествующего Кабмина у 21 министра было 150 заместителей (в среднем — по 7 замов у каждого). Кроме того, в 41 центральном органе числились 204 заместителя, а территориальные подразделения органов исполнительной власти увеличили свои штаты почти на 16 тысяч человек.
Очень интересно при этом ретроспективно проследить высказывания некоторых украинских политиков по поводу засилья бюрократии наряду с ее неэффективностью.
Виктор Ющенко, кандидат в Президенты Украины, август 2004 года: ««Сократить ненужные управленческие структуры, уменьшить численность армии чиновников. Остальным — обеспечить надлежащие условия работы и достойную зарплату. Дешевый чиновник очень дорого обходится народу».
Анатолий Матвиенко, в ВР V созыва — первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления: «Есть заместители министров, которые и не знают, зачем они, собственно, ходят на работу».
Игорь Колиушко, народный депутат II-III созывов, занимался вопросом реформирования госаппарата и при Леониде Кучме, и при Викторе Ющенко: «В декабре 2005 года я пошел в Секретариат Президента работать именно над реализацией административной реформы. В мае 2006 го состоялось заседание Национального совета по вопросам государственного управления и местного самоуправления под председательством Президента. На этом заседании приняли за основу концепцию реформы государственной администрации… Но второго заседания я так и не дождался. А Закон о Кабмине, который является ключевым в данном вопросе, был принят в редакции, которая фактически ставит крест на каком-либо реформировании госаппарата».
Чтобы победить украинскую гидру, новому Президенту (если, конечно, он того захочет), придется приложить поистине геркулесовы усилия. Однако в условиях современной Украины, как и в древнегреческом мифе, ему не одолеть это чудище в одиночку. И тут в роли Иолая должно выступить гражданское общество. В противном случае мы обречены вечно кормить бесчисленные головы монстра, отнюдь не страдающего отсутствием аппетита.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |