ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
КАЖДАЯ ГРИВНЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ БУДЕТ ТРАТИТЬСЯ С МАКСИМАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
23.03.2010 / Газета: Одесский вестник / № 47(4670) / Тираж: 18199

Публичное представление отчета о выполнении бюджета города в 2009 году прошло в Одесском городском совете на прошлой неделе.

Представители средств массовой информации и общественность имели возможность детально ознакомиться с постатейными поступлениями средств в городскую казну из государственного бюджета, выполнением доходной и расходной частей главного финансового документа города Одессы. О бюджетной политике города в прошлом году подробно рассказали и ответили на вопросы журналистов директор департамента финансов Одесского городского совета Светлана Бедрега и председатель постоянной депутатской комиссии по бюджету и финансам Одесского городского совета Оксана Гончарук, руководители муниципальных профильных управлений.

Как известно, публичное представление отчета об исполнении бюджета предусмотрено статьей 28 Бюджетного кодекса Украины. На отчете присутствовали представители общественных организаций, депутатского корпуса Одесского городского совета, руководители разных уровней.

Как выполнялся бюджет города в прошлом году, разъяснила Светлана Бедрега. Она, в частности, сказала:

- Исполнение бюджета города Одессы в 2009 году проходило в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Начался кризис в конце 2008 года, а его пик пришелся на 2009 год. Кризис отразился на выполнении бюджета страны, местных бюджетов, в том числе на выполнении бюджета города Одессы. Ознакомлю вас с некоторыми показателями. Доходная часть бюджета города за 2009 год составила чуть меньше двух миллиардов гривень. По отношению к плановым показателям бюджет недовыполнен на 28%. В общий фонд бюджета поступило 1 миллиард 629 миллионов гривень (96% от плана года). Поступления общего фонда без межбюджетных трансфертов (субвенций, которые мы получаем из госбюджета) составили 1 миллиард 253 миллиона гривень. Если характеризовать выполнение доходной части, то основным источником, как и прежде, остается налог с физических лиц. За счет фонда заработной платы (его удельный вес составил почти 68%) и формировалась в основном доходная часть. В целом за 2009 год поступления налога с физических лиц составили 852 миллиона гривень. В зависимости от того, как отработали наши промышленные предприятия, предприятия строительной отрасли, начислялась заработная плата их сотрудникам. Треть всех поступлений по данному налогу (27%) обеспечили организации и предприятия бюджетной сферы, оставшуюся часть — предприятия промышленности, транспорта, связи и строительства. В сравнении с 2009 годом уменьшились поступления по таким отраслям, как промышленность и строительство. Среди предприятий, которые обеспечивали удельный вес данного налога, назову ГП «Одесский морской торговый порт», ОАО «Одессаоблэнерго», Одесская железная дорога и ее структурные подразделения, АБ «Південний». Это те предприятия, которые как в 2008 году, так и в 2009 году обеспечили удельный вес поступлений около и более 1%. Вместе с тем, такие предприятия, как «Масложировый комбинат», «Интертелеком», «Стальканат», Одесский коньячный завод, «Стикон», значительно снизили поступления в сравнении с 2008 годом. Только по этим предприятиям поступления снизились более чем на 10 миллионов гривень. Еще один характерный момент: снизились поступления по налогу с доходов физических лиц по операциям с недвижимостью. В 2009 году эти поступления сократились более чем в 2 раза, а в общей сумме — это более чем 10 миллионов гривень. Следует отметить, что одной из причин невыполнения плановых показателей является уменьшение поступлений от платы за торговый патент. Вы помните, что в прошлом году был принят закон о запрете игорного бизнеса. А у нас 80% платы за торговый патент поступало от предприятий сферы игорного бизнеса. И сразу же (в 2009 году) поступления сократились более чем на 32 миллиона гривень. Кроме того, даже та сумма, которая поступила на 1 января 2010 года, числится как переплата: тем предприятиям, которые нам авансом перечислили средства по этой статье, — мы должны их вернуть. И уже в текущем году производится возврат этим предприятиям переплаченных средств. Одним из самых существенных собственных доходов является плата за землю (арендная плата и налог на землепользование). Вот по этому источнику в наименьшей мере отразились последствия кризиса, плановые показатели были обеспечены, и темп роста, который был достигнут в 2009 году (около 20%), — такой же, как и в предыдущие бюджетные годы. По местным налогам и сборам всего поступило 37 миллионов гривень. По основным видам платежей (местным платежам и сборам) плановые показатели выполнены, не выполненными остались только поступления по парковочным сборам (недопоступило 10 миллионов гривень). Я перечислила основные позиции, по которым были поступления. Теперь о том, на что же направлялись бюджетные средства. Исходя из тех доходов, что мы получили, из остатка средств, числившихся на начало 2009 года, расходы бюджета за 2009 год составили 2 миллиарда 068 миллионов гривень. Это 73% от плановых показателей. Следует отметить, что заработная плата работникам городской бюджетной сферы выплачивалась своевременно, просроченной задолженности не было. Объем фонда заработной платы работников бюджетной сферы составил свыше 900 миллионов гривень. Еще 73 миллиона гривень — это финансирование питания детских и школьных учреждений, 49 миллионов гривень — медикаменты и 101 миллион гривень — расходы, связанные с потреблением энергоносителей. Все эти расходы определены требованиями действующего законодательства. Также из городского бюджета финансировался ряд целевых программ. Всего в 2009 году финансировалось 43 городских целевых программы, на что было направлено почти 150 миллионов гривень. Кроме того, из городского бюджета обеспечивалась выплата муниципальных надбавок. Необходимо также отметить: муниципальные надбавки получает свыше семи тысяч человек, общая сумма финансирования — почти 8 миллионов гривень. Да, в прошлом году были задержки с выплатами таких муниципальных надбавок, то есть большую часть мы обеспечили во второй половине года (преимущественно в ноябре — декабре). Они выплачиваются работникам здравоохранения, библиотек, педагогическим работникам, учителям, пенсионерам.

В рамках городской целевой программы предоставления социальных услуг и других видов помощи было оказано услуг на общую сумму почти 72 миллиона гривень. За счет бюджета развития были профинансированы расходы в общей сумме почти 74 миллиона гривень. Весь транспортный сбор согласно действующему законодательству направлялся на ремонт и реконструкцию наших дорог. Из государственного бюджета в 2009 году город Одесса получил субвенций и дотаций на общую сумму 480 миллионов гривень. Основная сумма — 270 миллионов гривень — это выплата помощи семьям с детьми. То, что предусмотрено было государственным бюджетом, поступало, и этот вид субвенций (мы их называем «детские субвенции») поступали своевременно. Мы старались обеспечить их своевременные выплаты. Кроме того, получали льготы и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Есть еще заслуживающая вашего внимания информация по предоставлению льгот и субсидий. В 2007 году 46 тысяч одесских семей пользовались правом на получение субсидий. В 2009 году таким правом пользовалось 36 тысяч семей. В 2008 году произошло резкое снижение количества семей, пользовавшихся правом на получение субсидий (до 29 тысяч), но уже в 2009 году количество таких семей немного выросло. Однако мы знаем, что не все семьи, имеющие право на получение субсидий, обращаются в наши органы по назначению данного вида помощи. Кроме того, из государственного бюджета мы получили в виде клиринговых зачетов 50 миллионов гривень, и тем самым была закрыта задолженность нашего коммунального предприятия «Теплоснабжение города Одессы» по разнице в тарифах на тепловую энергию. Кроме того, в 2009 году мы окончательно завершили выплаты по реструктуризированной задолженности педагогическим работникам в соответствии со статьей 50 Закона Украины «Об образовании». Эта статья предусматривает выплату помощи на оздоровление, материальной помощи работникам образования (в 2009 году общая сумма выплат составила 26 миллионов 900 тысяч гривень). Минуя городской бюджет, Одесса получила средства из стабилизационного фонда. На реконструкцию очистных сооружений городской инфекционной больницы пришло 2 миллиона 230 тысяч гривень, на проведение первоочередных работ по строительству систем отвода сточных вод СБО «Северная» — 22 миллиона гривень. И, в заключение, остановлюсь на долгах города. Обязательства города Одессы на 01.01.10 г. составляют 230 миллионов гривень. Первое — это 5 миллионов гривень: заимствование путем выпуска облигаций городского займа в 2005 году. Второе — заимствование, проведенное в 2007 году, — кредит в банковском учреждении в сумме 50 миллионов швейцарских франков. Необходимо отметить, что проценты по обслуживанию данных кредитов и данному выпуску облигаций городом обеспечивались своевременно. В 2009 году в качестве процентов выплачено 34 миллиона гривень. Что же касается муниципального займа 1997 года, то на начало 2009 года остаток задолженности составлял 900 тысяч гривень. Владельцы облигаций по вопросу погашения к нам не обратились. Согласно решению сессии Одесского городского совета был установлен конечный срок погашения этой задолженности — 1 апреля 2009 года. По истечении этой даты пакет документов тех, кто к нам не обратился за погашением, был направлен в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку Украины, тем самым было принято решение закрыть все долги по облигациям займа 1997 года.

Оксана Гончарук сообщила, что комиссия по планированию, бюджету и финансам рассчитывала на то, что, несмотря на сложную ситуацию в стране, государственный бюджет будет все же утвержден. Однако пока этого не произошло.

- В сложившейся ситуации мы уделили особое внимание составлению и принятию планов работы всех коммунальных предприятий, которые получают финансовую поддержку из городского бюджета, — сказала Оксана Витальевна. — Еще с ноября прошлого года комиссия провела пять заседаний, на которые приглашались руководители таких предприятий. Рассматривались детально, в частности, каждая расходная статья, штатные расписания, формирование управленческого персонала. С помощью и участием городского головы, департамента финансов, управления экономики, инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности удалось оптимизировать перечисленные направления, добиться более эффективной работы предприятий, которые испытали наибольшие проблемы в связи с финансово-экономическим кризисом. Оптимизация работы муниципальных предприятий позволит сэкономить городскому бюджету более двух миллионов гривень. Остро стоит вопрос оказания поддержки таким предприятиям, как «Горзелентрест», «Городские дороги», «Одесгорэлектротранс». В этой связи мы должны иметь четкую картину того, на какие услуги город может рассчитывать, сколько на их оказание нужно направить денежных средств. Мнение всех депутатов нашей комиссии однозначное: каждая гривня бюджетных средств должна тратиться с максимальной эффективностью.

Светлана Бедрега, Оксана Гончарук, руководители профильных управлений Одесского городского совета подробно ответили на вопросы журналистов. В частности, Светлана Бедрега, отвечая на один из вопросов, подчеркнула: все мероприятия «большой» муниципальной программы на этот год (объем финансирования — 157 миллионов гривень) будут включены в бюджет города-2010.

Автор: Игорь Петров


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту