![]() |
|
![]() |
![]() |
Отчетные показатели службы занятости таковы, что «человек с улицы» никогда не поймет причины «роста занятости». Роста занятости, которого на самом деле не было, и нет.
На пике кризиса, а именно в 2008 году, прогнозы относительно безработицы в Украине были откровенно пугающими: некоторые эксперты предрекали, что работу потеряют более 2 миллионов человек. Сегодня на дворе — 2010 год. И хотя кризис продолжается, официальные источники констатируют снижение числа незанятого населения. Так ли это на самом деле?
По данным Госкомстата, в начале 2009 года уровень безработицы в нашей стране достигал 3,2 процента от числа трудоспособных граждан, а в конце того же года — лишь 1,9 процента (531 тысяча человек). И это — на фоне самых высоких в Европе темпов падения производства. Что за «чудеса в решете»?
Парадокс украинского рынка труда еще отчетливее просматривается на местах. Так, директор Ренийского Центра занятости Анатолий Рошка сообщил о том, что по состоянию на начало 2010 года численность зарегистрированных безработных в районе составила 367 человек — на 446 человек меньше, чем год назад. Таким образом, всего за 12 месяцев уровень безработицы в Ренийском районе снизился на 60 процентов. Ошеломляющий успех!
Вместе с тем, остальные отчетные показатели службы занятости таковы, что «человек с улицы» никогда не поймет причины этого успеха. По словам Анатолия Константиновича, «последствия экономических трудностей привели к уменьшению спроса на рабочую силу, и количество заявленных работодателями вакансий по сравнению с 2008 годом сократилось на 49 процентов». В результате число граждан, трудоустроенных по направлениям ЦЗ, снизилось на 40 процентов. Упали и объемы профессионального обучения безработных по линии службы занятости: в минувшем году учебой было охвачено 215 человек, что на 30 человек меньше, чем в 2008 году. В течение прошлого года на учете в ЦЗ состояли 305 граждан, которым требуются дополнительные гарантии занятости, однако лишь каждый четвертый из них нашел постоянное место работы.
Так откуда же взялось 60 процентное снижение уровня безработицы в районе?
А. Рошка был вынужден признать, что эта цифра не имеет ничего общего с реальным положением дел — она номинальная. «Ошеломляющий успех» обусловлен одним-единственным обстоятельством — ужесточением законодательства, регулирующего вопросы занятости. Говоря вкратце, поправки к соответствующему закону, вступившие в силу в январе 2009 года, фактически были направлены на то, чтобы усложнить процедуру получения статуса безработного и одновременно упростить потерю этого статуса. Можно напомнить лишь некоторые, наиболее радикальные новшества. Например, возможность зарегистрироваться в службе занятости потеряли владельцы личных крестьянских хозяйств; это при том, что в Украине насчитывается 4,8 миллиона сельских домовладений (правда, в апреле 2009 года Верховная Рада внесла изменения в законодательство о занятости крестьян, но президент В. Ющенко тогда наложил на них вето; в июне 2009 года парламент вновь рассматривал этот закон, однако вето не преодолел). Кроме того, если безработный, который дважды отказался от предложений по трудоустройству, прежде терял пособие, то теперь он просто снимается с учета в службе занятости… Тем самым «антикризисная» задача в сфере занятости изначально заключалась не в том, чтобы успешно противостоять безработице, а в том, чтобы любой ценой скрыть ее истинные масштабы. И, надо признать, с этой задачей наша власть справилась действительно блестяще.
Комментируя особенности нынешнего рынка труда, директор Ренийского ЦЗ довольно жестко высказался о наболевшем:
— На сегодняшний день среди наших «клиентов» молодежи в два раза больше, чем остальных категорий безработных. Но, если откровенно, именно у молодых людей меньше шансов трудоустроиться. У них — повышенные требования к оплате труда, по принципу «хочу сразу много, и прямо сейчас!» А вот вопрос о том, насколько качественно и успешно они способны справиться со своей работой, их почему-то не интересует. Настоящее бедствие — ориентация молодежи на модные профессии. Приведу один пример. Ко мне пришел человек, сын которого закончил один из одесских вузов по специальности «менеджер предприятий». Спрашиваю: «Каких предприятий?» Выясняется, каких угодно. Но в реальной жизни так не бывает! Очень трудно найти работу для таких «модных специалистов»…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |