![]() |
|
![]() |
![]() |
В Одессе взмоет ввысь копия самолета, на котором сто лет назад совершил полет легендарный авиатор Михаил Ефимов
Из досье
Михаил Никифорович Ефимов — первый русский авиатор, известный спортсмен начала XX века. Родился 13 ноября 1881 года в Смоленской губернии. В десять лет приехал в Одессу вместе с семьей. Окончил Одесское железнодорожное техническое училище. Еще во время учебы увлекся велоспортом, неоднократно завоевывал призы. Работал электриком на телеграфе.
В 1907 году приобрел мотоцикл марки «Пежо», в последующие два года становился чемпионом России по мотоциклетному спорту. В 1909-м в Одессе совершил первый в России полет на планере, после чего при финансовой поддержке барона Ксидиаса уехал во Францию для обучения и получения диплома пилота.
25 декабря 1909 года — первый самостоятельный полет на аэроплане. Вскоре после сдачи экзамена (диплом аэроклуба Франции №31) Ефимов установил рекорд по продолжительности полета с пассажиром. По возвращении в Одессу расторг контракт с бароном Ксидиасом за счет средств, взятых в долг у всемирно известного французского конструктора, летчика Анри Фармана.
М.Ефимов выиграл множество престижных международных авиационных состязаний, на призовые деньги купил самолет.
С 1914 года служил на Западном фронте, главным образом занимаясь разведкой и бомбардировкой, на Румынском фронте был летчиком-истребителем. Затем получил назначение в Севастополь, в гидроавиацию. Был арестован. От расстрела его спасает взятие Севастополя Красной армией. Эвакуируется в качестве водителя автоколонны, которая застряла в грязи под Херсоном. Машины пришлось сжечь, а Михаил Ефимов пешком добирается в Одессу. Был расстрелян белогвардейцами 11 августа 1919 года.
21 марта 1910 года в Одессе состоялись первые в Российской Империи полеты на аэроплане русского летчика Михаила Ефимова — лучшего ученика знаменитого французского авиаконструктора и пилота Анри Фармана. Аэродромом послужило поле местного ипподрома, где поглазеть на удивительное зрелище собрались тысячи горожан. В 17.00 после короткого разбега легкокрылый «Фарман-4» оторвался от земли, сделал три круга на тридцатиметровой высоте и плавно приземлился. «Ура! Браво! Ефимову слава!» — радовавшихся людей с трудом сдерживали восемь тысяч солдат и более четырехсот пятидесяти полицейских. Герою преподнесли цветы, надели лавровый венок с надписью «Первому русскому авиатору», подняли на руки и понесли вдоль трибун.
Затем под восторженные возгласы зрителей Ефимов вновь поднялся в небо. Изумляя публику крутыми пируэтами, он вышел за пределы ипподрома, а потом «сел» у главных трибун. В тот же день из трех последовавших полетов два были совершены с пассажирами — банкиром бароном Ксидиасом и миллионером-предпринимателем одним из основателей Одесского аэроклуба Артуром Анатрой.
С тех пор минуло столетие. О Ефимове вспомнили в Одессе, где по случаю векового юбилея на государственном предприятии Минобороны Украины «Одесское авиационно-ремонтное предприятие» прошла международная конференция. Ведь он был не просто первым, а лучшим. Ефимов из числа мировых авиапионеров, осуществивших виражи и спирали, пикирование и планирование с выключенным двигателем. Не зря сам Фарман поручил ему обучение пилотажу французских офицеров, а спустя пятнадцать дней после исторического полета в Одессе привлек к проведению сдаточных испытаний аэропланов, заказанных военным министерством. Ефимов по контракту работал в фирме «Фарман», где в полную силу проявился его талант не только как летчика-рекордсмена, но и как инструктора. Во Франции он обучал офицеров полетам на «Милитере», испытывал новые аэропланы и помогал конструктору в их доводке.
Анри Фарман не хотел расставаться с Михаилом. Предлагал остаться, но тот вернулся на родину. И вновь на состязаниях первые места: за высоту и продолжительность полета, за полеты при ветре, за точность спуска, за подъем наибольшего груза и наилучший планирующий спуск. Он первым в Российской Империи совершил ночные полеты!
В Севастополе Михаил Никифорович был старшим инструктором, руководителем летной и технической части первой в России школы военных летчиков, известной ныне как Качинское высшее военно-авиационное училище летчиков имени А.Ф.Мясникова.
— Ефимов очень интересный человек: с одной стороны, публичный, с другой — невероятно загадочный, — говорит журналист Виталий Нахапетов, многие годы посвятивший изучению истории одесской авиации.
— Тайной покрыта даже его смерть.
По одной из версий, в гавани порта его застрелил белогвардейский офицер. Непонятно, как он попал в плен к белогвардейцам. Известно, что 11 августа 1919 года в Одессе высадился десант деникинцев. Они пришли из Севастополя на двух кораблях — крейсере «Кагул» и миноносце «Живой». Захватили центральную часть города и начали (по спискам) арестовывать «красных» активистов.
Согласно воспоминаниям невесты Ефимова Евгении Черненко, ей удалось спрятать Михаила у своего крестного отца. На следующий день девушке рассказали: пришли белогвардейцы, увели авиатора и забрали все его личные вещи. В том числе чемоданчик, с которым тот никогда не расставался: там были дорогие для Ефимова вещи — призы за победы на летных состязаниях, золотые медали, часы, бриллиантовая булавка в виде аэроплана и прочие спортивные награды.
По другой версии, летчика захватил десант под командованием белогвардейца Кисловского, приказавшего его расстрелять. Связанного Михаила посадили в шлюпку, вывезли на середину бухты. Один из офицеров предложил ему спастись, добравшись до берега вплавь. У Ефимова появился шанс, и он решил воспользоваться им. Но как только голова нырнувшего спортсмена показалась над водой, раздался выстрел...
Два года назад энтузиасты аэроклуба «Одесса» решили воссоздать французский «Фарман-4». Тот самый аэроплан, на котором сто лет назад Ефимов совершил первый публичный полет. Воссоздавали аэроплан по старым архивным чертежам в экспериментальной лаборатории Харьковского национального авиационного университета. Из Харькова летательный аппарат, разобранный на шестнадцать узлов, привезли на тринадцатиметровом трейлере на «Одесское авиационно-ремонтное предприятие», где прапрадедушка современных самолетов будет собран и доведен до ума.
— Мы восстанавливаем фрагмент «Фармана-4», — рассказывает руководитель аэроклуба «Одесса» Константин Оборин. — Дело в том, что двигатель решено поставить другой. На оригинале стоял роторный «Гном» с очень низким КПД в сорок пять лошадиных сил, и аэроплан не мог лететь быстрее пятидесяти-шестидесяти километров в час. В силу конструктивных особенностей при более высокой скорости и, как следствие, возрастающем лобовом сопротивлении, самолет замирал. На современный ставим настоящий авиадвигатель мощностью сто лошадиных сил. Это плюс более обтекаемое крыло позволит развить скорость до восьмидесяти пяти километров в час. Признаться, изначально хотели установить стапятидесятисильный двигатель. Но специалисты подсчитали: при стокилометровой скорости у «прапрадедушки» попросту начнут отваливаться крылья.
По словам К.Оборина, в качестве горючего на осовремененном «Фармане» будет использована не касторка (как делали наши предки), а девяносто пятый бензин. При сборке всамделишного аппарата использовалась… рояльная струна (!), сейчас ее заменили высокопрочной проволокой диаметром два-три миллиметра. «Струны», которой крепятся все комплектующие, использовано три тысячи метров! По сути, это коробчатый змей, хотя и с усиленными дюралевыми плоскостями. Сама же конструкция сделана из трех видов древесины, а почти все узлы — ручная работа. Размах крыла двенадцать и четыре десятых метра, длина от носа до хвоста — тринадцать, высота — около двух с половиной метров. Взлетный вес — около шестисот килограммов.
— Внешний вид и прочие конструктивные особенности воспроизведены на сто про-центов, — поясняет Константин Оборин.
— «Кабина» — открытая воздуху и солнцу площадка, на которой сидение для пилота и скамеечка для пассажиров. У старого самолета стояли полозья от саней и велосипедные колеса, и у нас такие же. Именно полозья выполняют у «Фармана-4» функцию тормозов. Когда он набирал скорость, хвост поднимался, и машина двигалась вперед. Высота показательных полетов составляла сто — сто пятьдесят метров, но мы точно поднимемся до трех тысяч! К слову, самый положительный нюанс — ни один «Фарман-4» не разбивался, если пилот не делал этого умышленно. Ведь даже при отказе двигателя благодаря уникальной конструкции такой самолет не падает, а… планирует со скоростью пять метров в секунду. То есть просто парашютирует!
Строительство «Фармана» — штука дорогостоящая. Проект обошелся более чем в шестьдесят тысяч долларов. Чтобы осуществить мечту, мне пришлось пожертвовать своим автомобилем. Финансовую помощь также оказал член аэроклуба «Одесса» Юрий Губанков. То есть мы партнеры в строительстве. Но сразу скажу, аэроплан принадлежит клубу, в котором, увы, сейчас и так только частные самолеты и вертолеты, сверхлегкая авиация и парашюты...
Вне всякого сомнения, более века назад Одесса стала воздушными воротами отечественной авиации. Именно здесь прошел первый публичный полет на самолете, а «Одесское авиационно-ремонтное предприятие», созданное в 1911 году, старейшее (по данному профилю) в Украине. Одесский аэроклуб был основан еще в 1908-м, по сей день его посещают сотни любителей, и кто знает, возможно, в их числе будущие ефимовы. Ежегодно в клубе совершается шесть тысяч парашютных прыжков, из которых пятьсот — чей-то первый...
Сомнений нет, копия «Фармана-4» образца 1908 года поднимется в одесское небо нынешней весной. Аэроклуб планирует катать на нем всех желающих и «выставлять» уникальный самолет на значимых городских мероприятиях. Пилотировать этот летательный аппарат планирует Константин Оборин.
— Пока немного боязно, — признается он. — Нужно, чтобы установилась погода… И тогда начнем… Некоторые знакомые пилоты отказались. А тогда бесстрашные летчики не боялись, своей кровью и ошибками они вписали правила полетов наших современников.
Михаил Ефимов начинал с полетов на примитивных (по нынешним меркам) летательных аппаратах. Его имя вошло в книгу «Сто первых дипломированных летчиков мира на заре авиации», которая хранится в Национальном авиационном музее Франции. В небе светит звезда «Ефимов», в России поставлен памятник, а в Одессе о нем напоминает улица на Ближних Мельницах и рассказы фанатов-авиаторов…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |