ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
С. ГРИНЕВЕЦКИЙ, Ю. САМОЙЛЕНКО, С. ВЕЛИЖАНСКИЙ: «ЗАЩИТИТЬ КАЖДОГО ВОЕННОГО И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ»
03.04.2010 / Газета: Час пик / № 13(466) / Тираж: 5000

Как навести порядок в области обеспечения жильем каждого военнослужащего и членов их семей? С этой целью и разработан новый законопроект, который Верховная Рада одобрила в первом чтении.

Чуть больше месяца назад, в первом чтении Верховная Рада поддержала принятие проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам военной службы, социальной защиты военнослужащих, лиц, освобожденных от военной службы и членов их семей».

Авторами данного законопроекта являются народные депутаты Сергей Гриневецкий, Юрий Самойленко и Сергей Велижанский.

Этот документ наконец-то расставляет все точки над «i» в главной для наших военных проблеме — обеспечении жильем всех и каждого. Поэтому сегодня мы приводим максимально полное изложение сути основополагающих положений документа, хотя они написаны специфическим языком (как все такого рода нормативные акты).

Внесение изменений в ряд законодательных актов Украины о социальной защите военнослужащих, лиц, освобожденных от военной службы и членов их семей по вопросам их жилищного обеспечения обусловлено современным социально-экономическим состоянием страны, переходом ее к рыночной экономике, необходимостью решения жилищной проблемы в стране в целом.

В связи с этим, положения действующих в настоящее время законодательных актов являются уже устаревшими, либо не согласующимися с требованиями мировых норм и стандартов в жилищной области.

Проект нового Закона разработан в соответствии с Конституцией Украины, отдельными рекомендациями парламентских слушаний «О состоянии обеспечения жильем и другими гарантиями социальной защиты военнослужащих, лиц начальственного и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц», одобренных Постановлением Верховной Рады от 23 февраля 2006 года (№ 3507-IV), положений Концепции государственной жилищной политики, одобренной Верховной Радой 30 июня 1996 года, а также в развитие Закона Украины от 17 марта 2009 года (№ 1138-VI) «О внесении изменения в статью 11 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», которая уже вступила в силу, и Закона Украины от 11 июня 2009 года (№ 1510-VI) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам обеспечения жильем граждан», который вступил в силу 1 января 2010 года.

Разработка нового законопроекта обусловлена необходимостью устранения отдельных несогласованностей в некоторых законодательных актах Украины в части, касающейся социальной защиты военнослужащих и членов их семей, их пенсионного обеспечения, определения статуса ветерана военной службы для иностранных граждан, которые на законных основаниях постоянно проживают в Украине и т. п.

Заложенные в проекте нормы предусматривают законодательное урегулирование гарантий государственной поддержки военнослужащих и членов их семей, гарантируют защиту их социальных прав. Законопроектом предусматривается обязанность государства усилить заботу о жизни и быте названной категории лиц.

Кроме того, проект разработан для создания единого правового поля, благодаря которому все военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту или состоят на кадровой военной службе, смогут реализовать свое конституционное право на жилье, предусмотренное статьей 47 Конституции Украины, а также законодательного урегулирования и обеспечения гарантий, предоставленных им государством.

Проект Закона направлен на внедрение новых механизмов обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей, а также лиц, которые уже освобождены от военной службы в запас или в отставку. В частности, предусматривается:

— обеспечение служебными жилыми помещениями или общежитиями военнослужащих, которые проходят военную службу (учатся) по контракту или состоят на кадровой военной службе, и членов их семей;

— обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту или состоят на кадровой военной службе, и членов их семей;

— внедрение и использование накопительной системы, предусматривающей внесение Вооруженными Силами Украины, другими структурами, военными формированиями и правоохранительными органами, Государственной специальной службой транспорта на личные счета военнослужащих (за время прохождения ими военной службы) денежных средств под проценты, которые, после освобождения их от военной службы они должны использовать на строительство или приобретение жилья;

— внедрение и использование жилищных сертификатов на строительство или приобретение жилья;

— предоставление военнослужащим, имеющим выслугу на военной службе 15 лет и более, права на получение жилья с финансированием его приобретения из расчета: 50 процентов — за счет военнослужащих и 50 процентов — за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете на содержание ВСУ, других военных формирований.

Проектом определяются также размеры и порядок выплат денежной компенсации за поднаем (наем) военнослужащими жилых помещений. Задачей проекта является создание дополнительного механизма решения жилищной проблемы военнослужащих путем реализации внедренной Законом Украины от 11 июня 2009 года (№ 1510-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам обеспечения жильем граждан») денежной компенсации взамен получения надлежащего жилья.

Законопроект определяет порядок и условия выплат военнослужащим и членам их семей, а также военнослужащим, освобожденным от военной службы (в запас или в отставку по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением штатов или проведением организационных мероприятий) и членам их семей денежной компенсации на приобретение (строительство) жилья, а также порядок отселения лиц, освобожденных от военной службы в запас или в отставку, членов их семей, которые проживают вместе с ними, из жилых помещений, расположенных в военных городках, с предоставлением им другого жилья, и т. д.

Кроме того, предусматривается:

— исключение пункта 2 Закона Украины «О некоторых мероприятиях по экономии бюджетных средств» с целью возобновления приостановленного права военнослужащих и членов их семей на бесплатный проезд в отпуск в пределах Украины;

— предоставление лицам, которые впервые принимаются на военную службу по контракту на должности рядового, сержантского и старшинского состава, права выбора места прохождения военной службы;

— определение понятия статуса военнослужащих и лиц, на которых этот статус распространяется;

— определение понятия члена семьи военнослужащего;

— введение ограничений на занятие военнослужащими другой деятельностью в период прохождения ими военной службы и т. п.

Одной из задач проекта является возобновление ранее упраздненной (для участников ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС из числа военнослужащих) 10 процентной надбавки к пенсии для ликвидаторов 1 категории и 5 процентной надбавки — для ликвидаторов 2 и 3 категорий, а также решения вопроса об индексации военных пенсий в связи с индексацией денежных доходов населения.

К разработке указанного законопроекта привлекались представители центральных органов исполнительной власти, имеющие в своем подчинении созданные в соответствии с законами Украины военные формирования и правоохранительные органы специального назначения.

Проект содержит два раздела. Первый предусматривает внесение изменений в 18 законодательных актов Украины (Жилищного и Земельного кодексов, Законов «О Вооруженных Силах Украины», «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», «О приватизации государственного жилищного фонда», «О пенсионном обеспечении лиц, освобожденных от военной службы, и некоторых других лиц», «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины», «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц», «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите», «О хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины», «О разведывательных органах Украины») и т. д.

Второй раздел определяет порядок вступления в силу этого Закона.

Жилищный Кодекс Украинской ССР от 1983 года, Законы Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», «О приватизации государственного жилищного фонда», «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите», «О государственных гарантиях социальной защиты военнослужащих, которые освобождаются от службы в связи с реформированием Вооруженных Сил, и членов их семей» не адаптированы к изменениям, которые уже произошли в стране, содержат устаревшие правовые нормы, определения и понятия, а также противоречат Конституции Украины, провозгласившей новые основания и возможности для реализации гражданами своего права на жилье.

Положения отмеченных законодательных актов, несмотря на значительное число внесенных в них изменений, недостаточно регулируют вопросы строительства и приобретения военнослужащими жилья.

Реализация отдельных изменений законодательных актов Украины нуждается в дополнительных расходах из государственного бюджета. Так, возвращение 10 и 5 процентных надбавок к пенсиям ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС из числа военных пенсионеров будет стоить бюджету почти 6 миллионов гривень в месяц или около 70 миллионов в год. Эти расходы предлагается понести за счет средств Государственного бюджета Украины. Предоставление военнослужащим, которые имеют выслугу на военной службе 15 лет и более, права на получение жилья с финансированием его приобретения из расчета: 50 процентов — за счет военнослужащих и 50 процентов — за счет государства, должны осуществляться за счет средств, которые будут ежегодно предусматриваться в Государственном бюджете на содержание ВСУ и других военных формирований.

Расходы, связанные с реализацией норм этого Закона уже в 2010 году, предлагается осуществлять в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете на 2010 год на содержание ВСУ и иных формирований.

Проект Закона не касается регионального аспекта, и вопросов развития административно-территориальных единиц.

Принятие законопроекта и практическая его реализация как Закона позволит значительно ускорить решение жилищной проблемы военнослужащих и членов их семей, тем самым, обеспечив выполнение государством взятых на себя обязательств по реальной защите этой категории граждан, их конституционных прав, обеспечит условия целевого использования бюджетных средств, которые направляются на строительство или приобретение военнослужащими жилья, урегулирует условия строительства или приобретения ими жилья, существенно уменьшит число военнослужащих, которые находятся на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Принятие законопроекта позволит также устранить несогласованность в ряде законодательных актов в части, касающейся социальной защиты военнослужащих и членов их семей, их пенсионного обеспечения и т. д.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.015
Перейти на повну версію сайту