ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
МОДЕЛЬЮ УКРАИНСКОЙ ПОЛИТИКИ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ШАХМАТЫ, КАК НА ЗАПАДЕ – А КАРТЫ.
14.04.2010 / Газета: Моряк / № 15 / Тираж: 3300

Известный политолог, в недавнем прошлом народный депутат от БЮТ, а ныне заместитель секретаря РНБОУ Дмитрий Выдрин:

1 – прокомментировал будущее Тимошенко в украинской политике,

2 – дал свою оценку относительно шансов Яценюка возглавить объединенную оппозицию,

3– относительно возможностей Тигипко провести реформы в Кабмине Азарова,

4 – Президента Януковича – успешно провести свой эксперимент создания «Кабмина политической конкуренции».

– В чем, на ваш взгляд, принципиальные различия правительств Тимошенко и Азарова?

– Команда Тимошенко не работала в режиме правительства. Она работала в режиме полит-театра, пиар-конторы, полит-гримерной, мастерской полит-стилистов. Ее задача, прежде всего, состояла в том, чтобы топ-модель сделать конкурентоспособной – по присутствию «в ящике», по внешности, по модуляциям голоса. Поскольку ее команда считала, что выиграть войну можно только в виртуальности, а реальность – это лишь слабенькое приложение к виртуальности. Не случайно любимый анекдот Юлии Владимировны о том, что морская свинка от крысы отличается только пиаром, а все остальное у них одинаковое.

Но они проиграли, потому что жизнь оказалась сложнее, пиар оказался не всесилен, косметика оказалась не всемогущей. Тимошенко проиграла не Януковичу – она проиграла жизни. Потому что она умела феерически отвечать на запросы зрелищ, но абсолютно не могла удовлетворять запросы хлеба.

* * *

В отличие от этого, новая команда декларирует, что она будет жить не в виртуальной плоскости, а в реальной жизни. И поэтому ценность этой команды будет заключаться в том, насколько адекватно и быстро она сможет отвечать на сильные по своей своей разрушительной силе, вызовы жизни.

– У Кучмы была «политика противовесов», для того чтобы ни одна из групп не стала слишком сильной, а у Януковича, что – «политика внутренней конкуренции»?

– Ему не нужны противовесы, потому что он не боится той или иной группы. Его команда должна самостоятельно стимулироваться внутренней конкуренцией.

Как человек, выросший в жесткой конкурентной среде, Янукович понимает, что конкуренция сама тестирует людей на наличие у них способностей и возможностей. Ведь не случайно он публично заявил о том, что у каждого министра есть дублер, который будет внимательно следить за тем, справляется ли министр со своими обязанностями. Конечно, это будет очень острая и очень болезненная конкуренция.

– Те, кто выиграют это противостояние, получат железобетонные позиции в Кабмине?

– Да. Иными словами, ты отстоял свой участок, значит, можешь дальше делать свою работу. Причем будут выработаны негласные правила. Например, воевать за дополнительное бюджетное финансирование будет возможно, а за то, чтобы своего кума сделать новым министром – нет. Причем, обратите внимание, что в этой команде, где много бизнесменов, главой является не бизнесмен, а карьерный чиновник Николай Азаров.

В качестве примера приведу рисунок известного советского карикатуриста Пескова. Представьте себе, что на горизонте находится магазин, где продаются винно-водочные изделия. Над ним находятся часы, которые показывают без двух минут семь. А спиртное в то время продавали только до семи вечера. И к магазину на огромной скорости несется на телеге мужик с хлыстом. По его жесткому волевому лицу мы понимаем, что он успеет за минуту. Но в телегу запряжены: лебедь, рак и щука... И, на мой взгляд, Азаров именно тот человек, который сумеет лебедя, раку и щуку заставить двигаться в одном направлении.

– Насколько Майдан и последовавшая за ним пятилетка изменила тех, кто вошел в нынешний Кабмин?

– Я когда-то спорил с Пинзеныком о том, почему не осуществляется его реформа, и я сказал ему тогда: «Мне кажется твоя проблема в том, что ты в детстве не видел физического опыта, который делают в 5 классе на уроке физики – когда из пробирки откачивают воздух и бросают в нее дробинку и пушинку. Суть опыта в том, что в пробирке с откачанным воздухом и дробинка, и пушинка падают одинаково, а когда закачивают воздух обратно, то пушинка падает медленно, а дробинка быстро».

Точно также до Майдана «донецкие» думали, что «воздуха в пробирке нет» и они не учитывали желаний простых людей, как фактор экономики, политики, бизнеса. А после этого они увидели, что есть сопротивление среды, т.е. зачатки гражданского общества. И сейчас они мучительно пытаются не только учитывать наличие общества, но и решать поставленные задачи с его помощью.

* * *

– Вхождение Тигипко в правительство говорит о том, что он так видит продолжение своей политической карьеры, или он действительно хочет противопоставить свои модели экономики консерватизму Азарова?

– Тигипко, как бизнесмен, всегда отличался попыткой найти безрисковую модель игры. Безусловно, столь же безрисковую модель он пытается найти и в политической жизни. Если ему повезет, то Тигипко войдет в историю Украины как украинский Бальцерович.

Если он увидит: что-то не так, то он просто скажет: «Я ухожу и призываю всех к досрочным выборам, чтобы убрать этих отставших от жизни людей». И если будут выборы по такой схеме, то он наберет очень много. Так что он в очередной раз почти нашел беспроигрышную игру. Но жизнь богаче любых схем и возможны третьи варианты.

И главный возможный вариант заключается в том, что наше общество все же начнет просыпаться и на каком-то этапе станет больше влиять на жизнь страны, чем вся политэлита вместе взятая.

– На ваш взгляд, откуда растут ноги сообщений о «карманности» оппозиции Яценюка?

– Я думаю, что под Яценюка поменяют регламент, ему самому дадут админресурс, потому что он понимает суть политики, а Юлия Владимировна… ?

Она слишком буквально поняла политику, как игру без правил. И мне это напоминает драму, которая произошла несколько лет назад – приехали американцы в Киев и предложили провести соревнования между сборной США и сборной Украины по боям без правил. И вот украинцы вышли и сразу завалили двух американцев. Все были в шоке, американцы говорят: «Вы нарушили правила, потому что в борьбе без правил нельзя бить в горло, в глаза, и в пах». То есть, даже в борьбе без правил есть правила.

А Яценюк, который, несмотря на свои крутые обещания, все равно знает, что в глаза и горло бить нельзя. То есть, он комфортен для оппонентов и в качество главы оппозиции будет избран он, а не Юлия Владимировна. Просто на данный момент он «болеет» детской болезнью популизма…

Взять хотя бы его заявление о том, что он проведет реформы, суть которых будет создание большого количества рабочих мест. А ведь глубинной сутью реформ вовсе не является создание рабочих мест…

Задачей реформ является создание высокотехнологичных мест, которые, в свою очередь, создадут модели оптимального труда, модели оптимального стимулирования. И эти модели, как матрицы, потом тиражируются по всем социальным нишам, по всем социальным этажам.

Яценюк все еще находится в шлейфе поствыборного популизма, при этом он находится под очень сильным влиянием БЮТ, поскольку подсознательно пытается повториться. Только хочет сделать это элегантнее, быстрее и компетентнее. Но все его поведение – это, в какой-то степени, модель поведения Тимошенко десятилетней давности. Он думает, если она десять лет назад набрала так быстро политический вес, то, избрав такой же путь, и он сумеет достичь ее высот.

Как раз в рамках этой «болезни» он может «заразить» многих соратников своим популистским «гриппом». Он может подсадить их на более крутой популизм, потому что он более продвинутый. Условно говоря, он может противопоставить слабому кайфу БЮТ крутой кайф своих популистских предложений. И поэтому у него как раз есть очень хорошие шансы забрать оппозицию у Тимошенко.

– Он играет, когда говорит о том, что у него есть команда?

– Почему я утверждаю, что моделью украинской политики являются не шахматы, как на Западе, а карты!? Да потому, что у нас блеф является самым сильным политическим инструментом. Например, говоря о том, что у тебя есть якобы неограниченные ресурсы, средства, команды. Может быть, у Яценюка на самом деле ничего и нет, но на такую игру люди готовы вестись.

– Неужели энергетическое поле Тимошенко настолько сильно, что даже прагматичные люди…

– Помните, был такой старый советский фильм «Старик Хоттабыч»? Там был эпизод, когда у Вольки на уроке географии спрашивают: «Как устроена Земля?». Он отвечает: «Земля имеет форму ша…». И в этот момент старик Хоттабыч из-за стенки подсказывает: «Земля имеет форму блюда», и тогда с ужасом Волька, понимая, что говорит не то, что нужно, тем не менее, произносит: «Земля имеет форму блюда». Вольку продолжают спрашивать, мол, а как же держится Земля в космическом пространстве, а он только отвечать, что «на силовых полях», в этот момент Старик Хоттабыч из-за стенки: «Она стоит на трех слонах». И Волька заявляет, что, Земля «стоит на трех слонах».

Так вот многие признаются, что когда попадаешь к Тимошенко в кабинет, чувствуешь себя Волькой – несешь такую ересь, а сделать ничего не можешь. Такая энергетика исходит от нее. Они выходят из кабинета и думают: «Что же за ересь я нес?».

Я с Юлией Владимировной работал достаточно долго, с 1996 года, то отдаляясь, то приближаясь. Словно садовник, я мечтал привить ее энергетике философичность, политические и политологические знания. А потом оказалось, что все это иллюзия.

* * *

Нет «жесткого диска», есть только оперативная память. Не работает на стратегическом уровне, а лишь на уровне сигнал-ответ, реакция-ответ. Поведение лежит в плоскости золотой рыбки этом уже писал. А чем интересна золотая рыбка?! Это тем, что она каждые 6 секунд стирает то, что у нее было в памяти. И поэтому она через 7 секунд, может, как ни в чем не бывало, начинать брачные игры с самцом, которые чуть более 5 секунд назад закончились.

Отсюда свежесть игры, потому, об одном и том же человеке можно говорить как о «лучшем менеджере мира», а через несколько дней как о «напедикюренной …». И при этом абсолютно искренно как в первом, так и во втором случае, просто стерлось из памяти, то, что говорилось 6 секунд назад.

* * *

– Каков прогноз дальнейшей судьбы Тимошенко в политике?

– Есть два варианта развития ситуации. Когда-то внушила, что вселилась душа Эвиты Перон (легендарная жена аргентинского диктатора. – Выдрин), и поэтому ведет себя также: от эстетики до дизайна популизма. Но если будет верить дальше, то эта душа, в конце концов, сотрет ее и политически и психологически.

Либо она изгонит из себя душу Перон и поселит там, скажем, душу госпожи Меркель. И тогда мы увидим другое: она, может быть, и зайдет в парламент в белом Луи Виттоновском плаще с красным БЮТовским подвоем, но походкой Меркель в ее бесформенных брюках; без макияжа девочки с днепропетровских предместий, с обычным лицом женщины, а не кокетки. И заговорит не эротическим голосом Дорониной из советских фильмов, а заговорит здравым усталым тенором Ангелы Меркель, о том, что нужно, наконец, сделать в стране. И если это произойдет, то мы поймем, что произошла реинкарнация Тимошенко. И с этим человеком можно спорить, нужно оппонировать, но можно и договариваться. А с самоускоренной Перон мы не договоримся. ИМК. Сайт Дмитрия Выдрина.

Автор: Дмитрий ВЫДРИН, заместитель секретаря РНБОУ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту