ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
В ПЛЕНУ «ПЕРЕЗАГРУЗКИ»
15.04.2010 / Газета: Юг / № 26(15779) / Тираж: 122306

На западном фронте без перемен, все силы брошены на восток. Такой сводкой в ближайшее время придется завершать любой обзор международного положения Украины.

Обманчивое впечатление

В начале этой недели четвертый Президент Украины отправился в США для участия в саммите по проблемам ядерной безопасности. В рамках и вне рамок саммита у Виктора Януковича появилась возможность встретиться с президентами США и России, обсудить с ними вопросы, далеко выходящие за пределы обсуждаемых на встрече проблем.

Вопреки предсказаниям скептиков и прогнозам, что президент Обама поздоровается с украинским президентом и только, хозяин Белого дома уделил Виктору Януковичу время для встреч, продолжавшихся в общей сложности почти час. По меркам многосторонних мероприятий, в которых участие принимают десятки глав государств и правительств (а именно таким был саммит по ядерной безопасности в Вашингтоне), с Виктором Федоровичем общались по форме «номер один», с максимальной серьезностью.

Это, на первый взгляд, противоречит хору утверждений экспертов, что среди приоритетов международной политики США Украина даже не в третьей десятке. Но противоречие здесь мнимое. Украинская карта в европейской игре США в последние годы, конечно, перестала быть козырем, нашу страну не удалось превратить в форпост демократии и западной цивилизации на Востоке. Но политики играют не только козырными картами. «Киевский туз» в любой момент можно вынуть из рукава, использовать в большом проекте президента Обамы — «перезагрузке» отношений с Россией.

После подписания российско-американского договора по СНВ в Праге стало ясно, что США удалось отстоять основной принцип — бывшие республики СССР не могут быть зоной исключительных интересов России и, соответственно, Кремль не может представлять их (Украину, в частности) ни в какой системе двусторонних договоров по сокращению вооружений.

Это важнее гарантий безопасности, которые две ядерные державы могли бы предоставить неядерной Украине. Но важнее только в том случае, если наша страна готова свою безопасность отстаивать без колебаний. Типа шараханья от курса на вступление в НАТО к так называемой «внеблоковости» (которая реально есть возвращение под крышу России).

Для представителей администрации США в процессе общения с Януковичем важно было узнать, насколько новая власть отклонилась от курса, которым Украина медленно, но последовательно шла в течение восемнадцати лет независимости. Важно было выяснить, насколько устарели принципы, зафиксированные в прошлогодней Хартии о стратегическом сотрудничестве Украины и США, в каком состоянии на данный момент находится «оживление отношений между Украиной и Россией» и что означает политика Украины, направленная на «восстановление баланса в отношениях с РФ и Евросоюзом».

Однозначных ответов на эти вопросы Обама, естественно, получить не мог, но важно было впечатление, произведенное Виктором Януковичем. А оно, судя по всему, оказалось для США благоприятным. То есть достаточным для того, чтобы поверить: четвертый Президент Украины не пойдет на немедленную капитуляцию своей страны перед Кремлем.

Если так, независимость нашей страны и дальше можно использовать в комбинации «большой перезагрузки», проявляя публичную заинтересованность, чтобы «Украина была сильным, независимым и процветающим государством», и обещать, как это сделал Обама, «поддержку в проведении экономических реформ и возобновлении сотрудничества с МВФ». Заметим, что такая поддержка великой державе практически ничего не стоит.

По сравнению с восточной политикой Буша-младшего, такой подход ставит Украину в прямую зависимость от отношений Вашингтона с Москвой. Но будем откровенны, такую зависимость еще раньше продемонстрировал Киев.

Дорогая цена дешёвого газа

На саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне президент Янукович встретился и с президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым. За недолгий период со времени вступления в должность это третья встреча с коллегой. Знакомиться и обмениваться впечатлениями, стало быть, нет надобности. Как некогда сказал Хрущев, «цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи».

О целях и задачах Кремля по отношению к Украине не может быть двух мнений. Есть одно — мнение Путина, который публично предложил нашей стране вступить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Сегодня такой уровень интеграции государств СНГ отражает интересы России лучше, чем аморфное Единое экономическое пространство, организация Евро-Азиатского экономического сотрудничества или Союзное государство.

Единая система пошлин и сборов действительно способна собрать разбитое вдребезги, причем собрать безо всяких надгосударственных структур. Но все дело в условиях собирания. В пятницу, 9 апреля, в рамках программы «Большая политика» на телеканале «Интер» премьер Николай Азаров посвятил больше часа объяснению выгод, которые может дать Украине вступление в Таможенный союз. Кое-что звучало убедительно, но дело не в этом.

Будучи членом Всемирной торговой организации, в любые таможенные и торговые союзы вступать можно только на условиях ВТО, а три страны — Россия, Белоруссия и Казахстан пока находятся за пределами соглашений всемирного регулятора межгосударственных тарифов, пошлин и сборов. То есть Украине, чтобы стать членом «четверки», надо подождать, пока страны «тройки» станут членами ВТО.

Но в том-то и дело, что нельзя ждать, пока в рамках Таможенного союза Украина сможет получать российский газ по льготным ценам. Договариваться об этом надо немедленно, и с «газового вопроса» начинаются и «газовым вопросом» кончаются сейчас все встречи российских и украинских руководителей. Если вашингтонская встреча Януковича и Медведева не принесла в этой области новой информации, значит никакого реального прогресса нет, а решение проблемы откладывается, как минимум, до майского визита российского президента в Киев.

Подготовке этого визита, как известно, были посвящены киевские переговоры министра иностранных дел Сергея Лаврова. В их ходе выяснилось, что на майском заседании двусторонней межгосударственной комиссии на уровне президентов «завалы» в российско-украинских отношениях, возможно, будут разбирать в комплексе. А вопросы экономики (в том числе цена на российский природный газ) поднимут в тесной связи с вопросами политическими. В частности, в связи с вопросом делимитации государственных границ в Керченском проливе, Черном и Азовском морях, с вопросом сотрудничества братских стран в ВПК и с вопросом пребывания Черноморского флота России на украинской территории.

В ходе работы комиссии 17—18 мая президенты двух стран также намерены выступить с совместными заявлениями по вопросам урегулирования приднестровской проблемы в Молдове и по созданию новой системы европейской безопасности, на чем давно настаивает Россия. Хотелось бы думать, что по всем экономическим и политическим проблемам в комплексе и по отдельности решения будут найдены на основе какого-то компромисса. Но надежды на это мало.

Вопреки впечатлению, произведенному Виктором Федоровичем Януковичем на американскую администрацию в Вашингтоне, есть подозрение, что в обмен на «дешевый газ» украинский президент в мае не только даст братскому государству «зеленый свет», но и выкинет белый флаг. В такой оценке хотелось бы ошибиться.

Автор: Леонид ЗАСЛАВСКИЙ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту