ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
20.04.2010 / Газета: Одесский вестник / № 63(4686) / Тираж: 18199

ПРИЕМ граждан руководителем силовой структуры – это всегда очень нелегко. Ведь счастливые люди, у которых в жизни все благополучно, на такие приемы не приходят и очередь в приемную на рассвете не занимают. Идут несчастные, уже не верящие ни во что, с пачками заявлений во все инстанции и отписками из них. Выслушивать этих людей очень нелегко, но это – обязанность руководителя.

Выслушать и помочь — такие задачи поставил перед собой новый начальник ГУ МВД Украины в Одесской области полковник милиции Михаил ЯЦКОВ, идя на свой первый в новой должности прием граждан. Дорога в приемную — это путь через двор и небольшую прихожую, где толпа людей. Кажется, что боль, с которой они пришли, сконцентрировалась в воздухе...

Первая посетительница — мать пятерых несовершеннолетних детей Елена. История — самая обычная для нашего времени. Семья, решившая продать жилье в городе и купить частный дом, на свою беду связалась с мошенниками и оказалась, по сути, на улице, в нечеловеческих квартирных условиях. Ведь нельзя назвать жизнь в сельском гараже нормальной даже для самой обычной семьи, не говоря уж о многодетной, где младший ребенок — грудная девочка.

Все это случилось, несмотря на многочисленные заключенные договоры с агентством недвижимости. А в прошлом году без ведома Елены, решения опекунского совета, долженствующего защищать интересы несовершеннолетних граждан, ее квартира была продана.

Хозяйка жилья — женщина активная, поэтому обратилась к юристам, давшим заключение о явной сомнительности составленных договоров в силу имеющихся несоответствий. Однако почему-то ведшие расследование правоохранители этого в упор не видели, более того, несмотря на неоднократные просьбы Елены возбудить уголовное дело, ей дважды отказывали. Именно поэтому она просит, чтобы рассмотрением дела занялось областное следственное управление.

- Мы поднимем все материалы дела, — комментирует полковник милиции Яцков. — Они внимательнейшим образом будут рассмотрены. Очень много вопросов к тем, кто вел расследование. А как можно было продать квартиру, где проживает такое количество малолетних детей без подтвержденного документами предоставления им аналогичной площади, понять не могу...

Следующий посетитель — и следующая беда. Пожилой заслуженный человек, отслуживший в армии не один десяток лет, стоял с женой около пешеходного перехода на поселке Котовского, ожидая разрешающего сигнала светофора. Рядом с ними остановилась белая иномарка, спешившая в областную больницу. Доброжелательные старики согласились показать дорогу водителю и пассажиру — иностранным гражданам, которые везли, по их словам, деньги для попавшего в аварию родственника.

Люди сели в машину, потом вышли, пригласили к себе домой новых знакомых. Дальше все было, как в тумане.

Недавно отпраздновавший 80-летие, получивший перерасчет пенсии пожилой человек отдал гостям все, что было в доме, — около 30 тысяч гривень.

Придя в себя, он обратился в милицию, где после долгих отговорок все-таки завели уголовное дело. И все...

- Мне кажется, что этим никто не занимается, — говорит посетитель. — Ходил вот на прием в райотдел, меня не приняли. А ведь приметы мошенников я помню и слышал, что недавно в Днепропетровске задержали группу жуликов на автомобиле, тоже выдававших себя за иностранцев.

- Мы поднимем материалы дела, проведем следственные действия, свяжемся с Днепропетровском, — объясняет посетителю М.В. Яцков. — Если имеющаяся информация подтвердится, вам придется выехать туда на опознание. Все, чем сможем вам помочь, будет сделано.

Жалобы на правоохранителей — типичная история для такого приема. Возможно, не всегда силовики виноваты в том, в чем их обвиняют. Когда сутками находишься на службе, не всегда хватает сил и времени долго и терпеливо объяснять посетителям, почему дело расследуется так, а не иначе и почему действия милиции должны проводиться исключительно по закону, а не так, как предлагает (и весьма настоятельно рекомендует) очередной посетитель.

- Наши сотрудники должны терпеливо выслушивать всех, кто обращается к ним за помощью, — уверен Михаил Яцков. — Ведь приходят к нам за справедливостью, и получать в ответ безразличное отношение или искать по полдня сотрудника, который ведет расследование, люди не должны...

Прием идет медленно. Ведь практически каждый посетитель, за очень редким исключением, стремится рассказать все подробности дела и поименно назвать тех, кто, с его точки зрения, виноват.

Одна из посетительниц пришла с сыном. Многолетнюю историю своей тяжбы с Пенсионным фондом по поводу пенсии для сына-инвалида рассказывает долго, не упуская малейших деталей. Притом если вначале она хочет только того, чтобы ее сына оставили в покое, то к концу беседы требует и возбуждения уголовных дел, и возмещения морального ущерба, и наказания для всех.

Хотя, по словам сотрудника, ответственного за проведение проверки заявления гражданки, она своевременно не обратилась по поводу продления выплаты пенсии. Так что не во всем виноваты только работники Пенсионного фонда...

А вот процесс объяснения жалобщице, как вести себя дальше (исключительно по закону!), был весьма длительным. Пять(!) раз объяснял руководитель областной милиции посетительнице, что ее проблему (возмещение морального ущерба) может решить только суд, поскольку правоохранители сделали все от них зависящее для восстановления законности, но женщина ничего слушать не хотела. Словосочетание «уголовное дело» ей явно очень нравилось, и ради возбуждения оного она была готова и дискутировать, и спорить, и скандалить, так что времени заняла очень и очень немало.

- Мы пришли к вам на прием, чтобы добиться правды, — с таких заявлений посетители нередко начинают свой разговор с Михаилом Владимировичем Яцковым. Конечно, объяснения людей, что они уже обращались за помощью в инстанции всех уровней, демонстрация ответов-отписок (а большинство — из силовых структур!) оптимизма не добавляют. Но новый руководитель областной милиции умеет слушать людей и быстро принимать верное решение.

Просмотр документов, получение необходимой информации от помощника — и обращение уходит по назначению...

Особая категория посетителей — не очень здоровые люди. Почему-то именно их преследуют сотрудники спецподразделения «Беркут», УБОПа, а догнав и остановив на улицах, угрожают насилием...

Они всегда четко знают, кто их хочет убить, внимательно следят за переменами в силовых структурах и первыми прибегают на прием к новому руководству.

Таких граждан и гражданок на первом приеме начальника областной милиции хватало. Ведь при всей бросающейся в глаза неадекватности поведения посетителей запретить им входить в приемную никто не имеет права.

Поэтому внимательно выслушивается порой противоречивая информация и принимается очередное заявление. Оно также будет тщательно проверено, ведь в работе милиции мелочей не бывает, и кто знает, как начнут наводить порядок и «восстанавливать справедливость» не слишком-то адекватные люди, если милиция проигнорирует их обращение.

Еще одна особенность этого приема — несколько абсолютно разных людей, явно не знакомых между собой, обратились с жалобами, где в качестве нарушителя всех и всяческих норм и законов выступает один и тот же человек — руководитель следственного подразделения одного из райотделов одесской милиции. В каждом деле цена вопроса — сотни тысяч гривень.

Вряд ли такая активность правоохранителя — случайность. Тем более, что на предоставленных материалах следы подделки подписей видны отчетливо... И опытный следователь не мог этого не заметить. Значит, наличествует конкретный интерес.

Посетители этого и не скрывают, подробно описывая детали своего общения с сотрудником милиции и характеризуя его профессиональную деятельность как правовой беспредел. Ведь схемы по совершенно разным уголовным делам в данном случае используются одинаковые. Это и многочисленные отказы в возбуждении уголовных дел, и заволокичивание материалов, и приоритетность в защите интересов одной из сторон.

Судя по реакции руководителя областной милиции на рассказы граждан и их заявления, правоохранителя ждет весьма серьезная проверка с массой «неудобных» вопросов. Ведь таких случайностей не бывает, когда абсолютно разные по уровню достатка, общественному положению граждане встречаются на одном приеме у первого лица, и выясняется, что проблемы у них очень схожие в силу поведенческих особенностей встретившегося им в недобрую минуту правоохранителя.

- Я возьму под личный контроль расследование всех этих дел, — комментирует ситуацию Михаил Яцков. — Если все изложенное в заявлениях — правда, то вопрос будет решен очень серьезно. Наличие такого сотрудника на высокой ответственной должности — очень большая угроза правоохранительным органам, их доброму имени.

Недобросовестные кредитные союзы — это еще одна проблема, в решении которой просят помощи граждане, пришедшие на прием.

С виду небогатые пенсионеры вложили в эти структуры десятки тысяч гривень и сейчас умоляют вернуть им деньги. Комментарий сотрудника БЭП, приглашенного на прием для разъяснения ситуации: «Затребованы все отказные материалы, создана рабочая группа, которая только за неделю получила около 100 заявлений от пострадавших. Материалы на возбуждение уголовного дела по статье «Мошенничество» уже готовы».

Еще одних жалобщиков было страшно слушать. Если рассказанное ими подтвердится, то 12 правоохранителей, по факту «подвигов» которых с приходом Михаила Яцкова возбуждены уголовные дела, — сущие дети. Да и известные в городе граждане, по словам заявителей, поучаствовавшие в рассказанной истории, заслуживают повышенного внимания милиции, если не изоляции от общества.

Но расследование представленных материалов еще впереди. И говорить об этой очень нехорошей ситуации опасно, ибо можно спугнуть «героев».

На этом приеме звучали и признания в даче взяток. Притом многотысячных, в условных единицах. Эти деньги давали сотрудникам милиции (фамилии и должности назывались в заявлениях открыто), чтобы решить те или иные проблемы.

После получения денег они решались, но при возникновении новых осложнений те, кто обещал закрыть дела раз и навсегда и устранить проблемы, называли тех, с кем теперь нужно «порешать вопрос». Сами же за не до конца выполненную «работу» денег не возвращали. Так что и по названным адресам явно предстоит очень серьезная чистка. А также по многим другим. Ведь не напрасно на прием приходили давно находящиеся на пенсии сотрудники милиции, владеющие городской ситуацией в полном объеме, и четко называли, какой данью и за что их юные коллеги обложили людей на тех или иных точках.

- Мы устали от беспредела в милиции, который всех устраивал, — говорят посетители, — и надеемся на перемены к лучшему.

- Мое первое впечатление от приема — у граждан возрождается доверие к милиции, — говорит Михаил Яцков. — Люди приезжают сюда очень рано, занимают очередь в 8 утра, поскольку каждый заявитель мечтает добиться справедливости.

Многих из них в свое время не выслушали или неправильно поступили, не довели расследование до конца. Я сегодня смотрел заявления граждан, пришедших на прием. В основном это те, кто приходит сюда не первый раз — 2-3 посещения — это норма.

Люди пошли к нам, потому что поменялось руководство в правоохранительных органах, да и работа СМИ сыграла немалую роль. Ведь не напрасно многие приходили с газетами, опубликовавшими статьи о переменах в одесской милиции. Люди поверили в конструктивность этих перемен, что очень важно.

Кроме того, нужно учитывать временной фактор. У народа растет доверие к власти. Ведь та команда, которая пришла к власти вместе с президентом, взяла за основу политику освобождения от того беззакония, которое массово насаждалось раньше. Этого постоянно требует от руководителей силовых структур региона и председатель Одесской облгосадминистрации Эдуард Матвийчук.

Мы постараемся уделять максимум внимания рассмотрению жалоб и заявлений граждан. Эти обращения — лакмусовый индикатор, показывающий качество нашей работы и доверия населения к милиции, которое нужно возрождать...

Автор: Алена Войтенко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту