ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
БЮДЖЕТНЫЕ СТРАСТИ
22.04.2010 / Газета: Юг / № 28(15781) / Тираж: 122306

После обнародования результатов исполнения бюджета Одессы в медийном пространстве города разгорелись нешуточные страсти. Представители оппозиции окрестили подобный результат «бюджетом банкротства», навесили ярлыки на мэра и горсовет. Кое-кто такую ситуацию «квалифицированно» определил как неспособность городского руководства привлекать в Одессу деньги. О том, насколько объективны подобные оценки, мы говорим с заместителем директора Украинского центра социальной аналитики (Киев) Валерием Песецким.

— Валерий, как бы вы охарактеризовали ситуацию с исполнением бюджета Одессы за 2009 год?

— Ну уж точно не как «бюджет банкротства». Скорее, как бюджет выживания в условиях тяжелейшего кризиса. Причем двойного: общемирового и нашего собственного, украинского.

Известный прием манипуляторов общественным сознанием заключается в том, чтобы некий факт вырвать из общего контекста и придать ему абсолютное значение. Местные оппозиционеры его успешно освоили. Я бы хотел, чтобы мы на ситуацию с бюджетом Одессы посмотрели шире. Ну, например, а есть ли в нашей стране хотя бы один город, который мог бы похвастать исполнением своего бюджета на сто процентов? Нет таких городов. Везде зафиксировано падение. Причем существенное. Например, в нашей столице бюджет не выполнен где-то на сорок процентов. Есть города, в которых бюджет упал в разы. А есть и такие, в которых, с точки зрения исполнения, бюджета-2009 нет вообще. К последней категории относятся города, привязанные к крупным производствам. Остановился завод или комбинат, нет сбыта продукции — и все: город сидит без денег. Поэтому назвать бюджет-2009 в Одессе «бюджетом банкротства», мягко говоря, некорректно.

Если объективно и беспристрастно сравнивать исполнение бюджета нашего города и других, то одесский — один из лучших. Повторюсь: в сравнении.

— Но факт-то падения поступлений в городскую казну налицо.

— Да, это очевидно. Падение от плана на двадцать девять процентов. Но сравните с другими городами Украины. В некоторых он упал на сорок-семьдесят процентов.

— Однако критики Эдуарда Гурвица утверждают, что он должен был в 2008 году предвидеть такой исход. И не завышать планку бюджета.

— Ну, это из серии: мужик задним умом крепок. Очень легко в 2010 году рассуждать о том, что нужно было делать в 2008-м. Опыт жизни в условиях падения экономики всего мира у нас появился впервые. Никто не мог и до сих пор не может ответить на вопрос: в чем причина кризиса, как его преодолеть, и вообще, что будет дальше. О сроках кризиса и его окончании по-прежнему в мире идут дискуссии. Ученые и практики с мировым именем за последние два года провели массу «круглых столов», симпозиумов, закрытых встреч. И не пришли к единому мнению. А вы хотите, чтобы наш мэр превзошел всех ученых мира в познании и предвидении мирового кризиса.

Конечно, было бы неплохо иметь такого городского голову. Но если бы Эдуард Иосифович обладал такой способностью, его бы, скорее, пригласили на должность президента США. К слову, если расширить масштаб взгляда на исполнение бюджетов городов, в 2009 году то, что мы наблюдаем в Одессе, было повсеместно. Проще говоря, бюджеты городов развитых стран недосчитались круглых сумм. Вследствие этого пришлось сворачивать многие муниципальные программы: от ремонта дорог до выплат малообеспеченным гражданам. Так что Одесса — не уникальный случай даже в мировом контексте. Падение городских бюджетов в 2009 году — общемировое явление.

Критиковать завышение планки одесского горбюджета — вообще абсурд. Вот вы, скажем, решили увеличить доходы своего семейного бюджета вдвое, это что, плохое желание? Дурное намерение? А мэру такое желание по отношению к бюджету города пытаются инкриминировать чуть ли не как преступление. С точки зрения здравого смысла — бред. Ведь мэр, планируя бюджет Одессы, хотел потратить на нужды города большую сумму, чем сумел собрать. И это, по мнению оппозиции, дурно, преступно. Следуя логике оппозиционеров, городу нужен такой мэр, который будет поменьше планировать, собирать и тратить денег на горожан. Зачем планировать бюджет развития Одессы в несколько сот миллионов? Пусть будет миллион. На него и будем развивать город. На что хватит? Ну разве что на новогоднюю елку. Такой мэр нужен Одессе? По логике оппозиции, именно такой. Очень скромный. Не амбициозный. Серый.

— Один известный в Одессе профессор-экономист квалифицировал ситуацию с исполнением бюджета как «крах умения зарабатывать» деньги мэрией. Вы согласны с такой оценкой?

— Нет, конечно. Мэрия разве бизнес-структура? Это, во-первых. Во-вторых, давайте обратимся к опыту местных предпринимателей. Спросите, например, тех, кто торгует на «Седьмом километре». Что было у них в 2009 году? Рост или падение доходов? Почти у всех — падение. У некоторых — до банкротства. Это что, свидетельствует о том, что они не умеют торговать? При том, что многие торгуют уже по десять-пятнадцать лет. Успешно.

Или возьмем проблему дальнобойщиков. Они в 2009 году в большинстве своем сидели без работы. Они что, разучились водить фуры? Применяя к ним формулировку этого профессора, можно было бы сказать: налицо крах умения крутить баранку. Просто до сих пор ни у кого не было опыта выживания и планирования движения финансовых средств в условиях кризиса такого масштаба, который случился в последние два года. Не было его и у Одесской мэрии. Так же, как и у всех остальных мэрий в нашей стране.

Автор: Беседовала Татьяна ВЛАДИМИРОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту