ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ОДЕССКАЯ ВЕСНА С ФРАНЦУЗСКИМ ШАРМОМ
22.04.2010 / Газета: Слово / № 15(882) / Тираж: 14515

В Одессе прошла первая часть фестиваля культуры Франции «Французская весна 2010». За это время одесситы успели увидеть настоящее кино, темпераментный современный танец и послушать французскую оперу. А кроме того — пообщаться с французами и узнать о себе интересные подробности

Кино. Кран для ванны в срамном месте

Уже с первых кадров понимаешь — да, это именно то, что называется настоящее кино. Сюжет французских фильмов всегда динамичен. В картине «Маленькая зона турбулентности» попадаем в жизнь ипохондрика Жан-Пьера. Его уволили с работы, жена изменяет ему с бывшим коллегой, дочка — мать-одиночка, а сын — нетрадиционной ориентации: Тут еще какое-то пятно на теле выскочило. Короче, в жизни героя — полный бардак. Когда Жан-Пьер дошел до полного отчаяния, вместо мрачняка стал думать о себе, о своей жизни. Рассуждения привели к пониманию происходящего — оказалось, что причиной всему он сам. С того момента проблемы стали решаться сами собой. С женой возобновились страстные отношения. С сыном был разговор, в итоге которого отец признал его и согласился иметь двух зятьев. В конце вся семья гуляла у дочери на свадьбе.

- Удивительно, но когда смотришь со стороны на проблемы людей, понимаешь, что они сами их себе создают, — делится впечатлениями от просмотра фильма студентка Мария. — Надо об этом помнить и жизнь будет куда приятней и веселее.

Эмоции в фильме «Завтра на рассвете» бьют через край. Двое братьев: старший — пианист, младший — работник супермаркета, играют в игру. Но не в компьютере, а в реальной жизни. Братья играли в солдатов армии императора Наполеона. Для игры приезжали в лес. Там собиралось много таких же «солдатов» разных возрастов. Мужчины переодевались в мундиры, служили в полку, несли вахту, чистили оружие, тренировались в стрельбе и занимались фехтованием, говорили на актуальные темы исключительно тех времен. Главный здесь — богач в отставке, играющий в генерала. Он с удовольствием выбрасывает деньги на воссоздание прошлого, причем эпоха Наполеона для него — реальность. Обстоятельства сложились так, что пианисту пришлось оскорбить генерала наполеоновской армии. Тот, естественно, вызвал обидчика на дуэль. Во время выяснения отношений на шпагах пианист случайно шпагой проколол генералу щеку. Последний настоял на повторном поединке. Финальная сцена дуэли на пистолетах выглядит эффектно. Генерал смалодушничал и стрельнул мимо. А пианист выстрелил ему в грудь, как бы позволяя ярче ощутить наполеоновскую реальность:

В фильме «Общественные лавки» хорошо показана психология людей. Героиня картины Люси приходит в офис и видит на балконе дома напротив плакат с надписью: «Одинокий мужчина». Вместе с коллегами она теряется в догадках — что бы это значило?

- Бабу себе хочет подцепить. Видно, изголодался, — говорит самая старшая в кабинете женщина.

- Скорее всего, он — жуткий урод, — высказывается самая молодая.

- А вдруг он очень одинок. У него депрессия, и он как раз в этот момент одевает петлю на шею? — задалась вопросом Люси.

Дальше зритель оказывается в Версальском саду и подслушивает разговоры самых разных людей.

Женщины разговаривают естественно о мужчинах:

- Когда ты найдешь себе пару?

- А зачем? Мне и так хорошо.

- Да брось, если бы ты была не одна, разве тебя интересовали бы миграции пятнистых оленей?

Мужчины о женщинах:

- Я не знаю, что придумать и что сделать, чтоб ей понравиться:

- Игнорируй ее.

Старики о болячках:

- После пятидесяти всех ждет гипертония. Ты можешь прожить бурную жизнь или скучную, богатую или бедную, но после пятидесяти тебя все равно настигнет гипертония.

Кстати, мужчина, на балконе которого висел плакат, даже не подозревал о его существовании. Он был слишком застенчив в свои сорок с лишним, чтоб знакомиться с женщинами. Поэтому его коллеги тайно решили ему помочь. И у них это получилось. На «зов» плаката пришла взволнованная (тоже одинокая) Люси.

Просмотр французских фильмов вызывает разные эмоции: легкую грусть, отвращение, волнение, смех. В каждом фильме есть детали, которые четко отпечатываются в памяти. Например, в последнем почему-то и запомнилось, как работник строительного супермаркета приладил поверх брюк, в районе срамного места, смеситель с двумя кранами для ванной. И начал танцевать, дабы повеселить хорошенькую кассиршу. Эта нелепая сценка в таком ракурсе рассмешила весь зал — уж больно эротичным получился обычный кран.

Хореография. Слово может превратиться

в танец

После фильмов весна продолжилась танцами. Перед началом действа спонсор фестиваля решил побаловать гостей коньяком. Правда, хотя бы о минимальной закуске никто не позаботился. Так что пили только самые закаленные. Зрители театра Русской драмы были немного удивлены, когда зашли в зал. Там разминались четыре девицы: одна сидела в проходе на шпагате, вторая стояла на руках на бордюре между партером и ложами первого яруса, третья извивалась между креслами, а четвертая перекатывалась по сцене. Потом девушки собрались на сцене и забегали по кругу, снимая на ходу спортивные брюки и кофты. Оставшись в трусиках и топиках, они взобрались на тумбы, и началось представление. В несинхронных движениях угадывалось смешение классического, африканского и хип-хоп стилей. Извивающиеся тела выражали глубокую печаль и вызывали жалость. Затем движения напомнили состояние, когда мечешься перед выбором. Много было мотивов одиночества. Все закончилось фееричным кружением и спадом внутреннего напряжения, которое нарастало в душе с начала танца.

- Танец рассказывает об ограничениях жизненного пути, — поведал «Слову» хореограф группы. — В жизни каждого человека много риска и если есть рядом друг, который может поддержать — это просто здорово.

Интересно, что идею пьесы француженки дополняли справками от народа. Для этого подходили к случайным прохожим и просили написать на клочке бумаги, какие ограничения в жизни те испытывают. Полученные записи «переводили» в танцевальные па.

Три тумбы, на которых танцевали 22-23-летние Мари, Анаис, Марион и Дебора, наделены символическим смыслом: ранимость, одиночество и уверенность. Человек должен дойти до последней тумбы — обрести в себе уверенность, тогда можно сказать, что он жив. И не важно, что на этом пути он будет не один раз падать, главное — дойти до цели.

Танцовщицы и их хореограф очень любят эксперименты. Особенно проверять реакцию людей. Поэтому они врываются в разные общественные места: библиотеки, магазины, колледжи и начинают импровизировать — без музыки. Увиденные эмоции они потом передают в своих танцах.

Классическая музыка. Рейтинг оперы спасают в метро

Последнее, чем порадовали французы в первой части фестиваля, — классическая музыка. Для одесситов пели молодые певцы: Жан Шевалье и Жюльен Фанту. Тома Мале играл на фортепиано. Во время первого отделения звучали Пуленк, Оливье Мессиан и Берлиоз.

Во второй части — Анри Дюпарк, Габриэль Форе, Масне. Что и говорить, оторваться от происходящего было невозможно — такая красота. Особенно впечатлила «Ария Шарлотты/ Вертер/>. Жанн настолько правдиво страдала из-за полученного злосчастного письма от самоубийцы, что Вертера захотелось убить повторно — на этот раз своими руками.

После концерта французы даже устали слушать нескончаемые аплодисменты зала. Затем настало время общения со зрителями. Мне было интересно, доводилось ли Жюльену петь серенады под балконом любимой. Когда вопрос перевели, все трое французов от души рассмеялись.

- Под балконом — нет. А вот по вечерам дома любимой пою постоянно, — хохочет Жюльен.

- Случалось ли вам выступать на конкурсах и побеждать? — спросила одесситка.

- Я участвовал в паре конкурсов, но еще ни разу не выигрывал, — отвечает Жюльен. — У нас есть преподаватель, который говорит: «Есть те, кто участвует в конкурсах и те, кто поет по-настоящему».

- В каких городах Украины вы еще выступали? — звучит вопрос от студентки.

- В Донецке, Харькове и здесь, — отвечает Жан.

- Реакция публики отличается? — поддержала разговор какая-то дама.

- В Донецке все махали руками, пританцовывали и свистели от восторга, — смеется Жан. — Нам даже показалось, что мы на рок-концерте. В Харькове было очень холодно в зале. Такие же отношения сложились и с публикой. А в Одессе не так горячо, как в Донецке, но и не так холодно, как в Харькове — золотая середина.

- Нравится ли вам украинский и русский языки? — звучит следующий вопрос.

- Мы не уверены, что слышали украинский, — говорит Жюльен. — А русская речь — она круглая, важная, тяжелая. Очень много согласных. В парижской опере работает больше россиян.

- Интерес к опере в последнее время пропадает, как вы боретесь за популяризацию оперы в массах?

- Я пою в метро, — говорит Жан.

- В этом платье? — шутит какая-то одесситка.

- Делаю это не за деньги, а просто так, — продолжает Жан.

- А что вы там пели?

- Кармен.

- Что вы посетили в Одессе?

- Завтра идем в оперу.

Когда вопросы иссякли, Жюльен спросил у одесситов:

- Мы подбирали репертуар из школьной программы Франции. Нам хотелось, чтоб вы поняли, о чем мы поем. Это были стихи Бодлера и Готье, которые мы со школы знаем наизусть. Поднимите руки, кто тоже знает эти стихи?

Ни одна рука в зале не поднялась. Чтоб скрыть неловкость, французы стали подбадривать зал аплодисментами. В результате все обменялись теплыми словами и признаниями в любви.

Автор: Роксана ПАНАЩУК, журналист


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту