![]() |
|
![]() |
![]() |
В среду, 21 апреля, в городе Харькове глава украинского государства поставил подпись под соглашением, ограничивающим суверенитет и независимость Украины.
Почём независимость Украины?
Если договор о продлении срока пребывания в нашей стране Черноморского флота Российской Федерации, подписанный Януковичем, вступит в силу и будет реализован, можно быть твердо уверенным — двери в НАТО и Евросоюз окажутся для нас плотно закрытыми. Минимум, до 2042 года, а, скорее всего, навсегда.
Украина, другими словами, навсегда войдет в орбиту внешней политики России, в глазах зарубежных партнеров приобретет статус зависимого государства, с которым договариваются «через хозяина» в Кремле. Именно так относятся сейчас в мире к большинству так называемых государств СНГ, рассматривая бывшие республики СССР как образования, временно отпавшие от метрополии.
Усилиями трех президентов — Кравчука, Кучмы и Ющенко такой взгляд на украинскую государственность удалось несколько поколебать, заставить руководителей большинства стран поверить, что наша независимость не мираж. В Харькове Янукович эти усилия уничтожил, фактически вернул стране статус российской колонии.
Часто ссылаются на то, что иностранные военные базы во многих странах мира никак не влияют на их самостоятельную политику, приводят в пример Кубу, где база в Гуантанамо не мешает Фиделю Кастро сохранять свой режим. Но этот пример неудачен. Соглашение, заключенное США с Кубой в 1903 году и подтвержденное в 1934 году, является арендой только формально, а, по сути, есть аннексия морского залива и небольшой части суши, окруженной колючей проволокой и другими атрибутами настоящей границы. За пределы этой границы вооруженные силы США не выходили даже во время Карибского кризиса.
Места дислокаций военных и гражданских структур Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от самой Украины не отделены никакими границами. Территории размещения этих «мест» не ограничены Севастопольской бухтой, самим Севастополем и даже Крымом. Со времени подписания «Договора между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины» не было проведено даже инвентаризации многочисленных объектов, которыми свободно распоряжается (вплоть до попыток отчуждения и продаж) чужеземный флот. То есть налицо прямое нарушение принципа территориальной целостности Украины.
Но главные угрозы состоят все же не в этом. Во-первых, благодаря присутствию иностранных формирований Севастополь и весь Крым является центром яростного сепаратизма, захватывающего временами весь юго-восток Украины. Во-вторых, военная активность России и готовность использовать свой флот для агрессии в Черноморском бассейне ставят под удар не только базу ЧФ в Севастополе, но и всю Украину. Если бы в августе 2008 года агрессоры атаковали с моря не грузинский Поти, а турецкий порт, от «города русской славы» и всего Крымского полуострова мало бы что осталось. А наша страна мимо своей воли воевала бы с государством, входящим в НАТО.
Только этих обстоятельств достаточно, чтобы стараться избавиться от такой иностранной военно-морской базы любой ценой. Никакие скидки на цену природного газа не пригодятся нам в случае вооруженного конфликта с сепаратистами, никакие инвестиции не помогут Украине в случае войны, если она окажется втянута в нее Россией. Справедлива поэтому оценка харьковского договора председателем парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны народным депутатом Анатолием Степановичем Гриценко: «Это измена Украине. Совершенная не кем-нибудь, а высшим должностным лицом государства».
Это хуже, чем преступление
Самое меньшее, что может и должен в такой ситуации предпринять парламент страны, начать процесс импичмента и отстранить изменника от власти. Но Верховная Рада шестого созыва, как показывает недавний процесс формирования парламентской коалиции, сама по большей части состоит из предателей, людей, которые в грош не ставят интересы избирателей и Конституцию Украины. Ждать от них защиты государства от Януковича — гиблое дело.
Но даже если произойдет чудо и шкурники внезапно превратятся в героев, Президенту Украины преследование в рамках импичмента не грозит. Потому что, подписывая гибельные и кабальные харьковские соглашения («газовые» скидки посадили нашу экономику «на иглу», сделали зависимой от России на долгие годы вперед), Виктор Федорович формально не нарушил ни Конституцию, ни законы Украины.
К сожалению, Основной закон, законодательство и «Договор между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины» оставляют массу лазеек для различных толкований и позволяют успешно маневрировать между «нельзя» и «можно».
17 статья первого раздела Конституции Украины, которую можно изменить только через общенародный референдум, вопрос об иностранных базах решает вроде бы однозначно. Ее последний абзац выписан так:
«На территории Украины запрещается создание и функционирование каких-либо вооруженных формирований, не предусмотренных законом. На территории Украины не допускается размещение военных баз».
Но в последнем, неотъемлемом от Конституции разделе, в переходных положениях, в последней, 14 статье проблема разрешена с точностью до наоборот: «Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных воин-
ских формирований возможно на условиях аренды, в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины». Причем в переходных положениях не конкретизирован термин «временное пребывание» и вовсе не идет речь о базе Российского Черноморского флота.
Эта конкретизация содержится в упомянутом уже договоре о статусе и условиях пребывания ЧФ России на украинской территории. В статье 25 этого договора говорится, что документ «заключается на двадцать лет, отсчет которых ведется с даты начала его временного применения (то есть с момента подписания — 28 мая 1997 года. — Л.З.). Время действия этого договора будет автоматически продолжено на следующий пятилетний период, если одна из сторон не уведомит письменно другую сторону о прекращении действия этого договора не позднее, чем за один год до окончания его действия».
Если вчитаться в вышеприведенный текст, никакой необходимости заключать соглашение о продлении пребывания российского флота на украинской территории нет. Глава украинского государства в 2016 году и потом, через каждые пять лет, может просто «письменно промолчать». Теоретически база чужого флота на законных основаниях («спасибо» подписавшему договор Кучме) может оставаться в Украине бесконечно долго.
Так что, подписывая харьковские соглашения, Янукович «решал вопрос» не о пребывании флота. Он отнимал у следующих президентов Украины свободу выбора политического курса, возможность на двадцать лет вперед в соответствии с обстоятельствами (продолжая или прекращая действие договора) защищать украинское государство, укреплять его безопасность.
Если Верховная Рада, как задумано, ратифицирует
27 апреля харьковские договоренности, она вслед за президентом страны сознательно возьмет на себя ответственность за то, что угрозы Украине в будущем останутся без ответа. Это хуже, чем преступление. Это ошибка.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |