ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ЭДВАРД РАДЗИНСКИЙ: «МЫ ГОВОРИМ О ПРОШЛОМ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ БУДУЩЕЕ...»
28.04.2010 / Газета: Неделя в Одессе / № 17(26) / Тираж: 20000

В Украинском театре прошел творческий вечер известного историка и писателя Эдварда Радзинского. В Одессу он приехал в рамках своего турне с программой «Пророк и бесы». Общаясь со зрителем, Радзинский говорил об ошибках истории, повторяющихся из года в год, из века в век, о правителях и многом другом. Этот тур – разговор с залом, то есть попытка что-то понять вместе с аудиторией. Даже одна и та же тема звучит на выступлениях по-разному, так как все зависит от слушателя.

Пространство, в котором мы с вами живем, за 80 лет три раза меняло свою цивилизацию. Сначала была царская цивилизация со своей религией и культурой, потом пришли большевики с марксистско-ленинистской религией и храмом Мавзолей, где лежало нетленное тело святого человека, представителя этой религии. И, наконец, сейчас третья цивилизация. При этом каждая власть переписывала историю заново, иногда по несколько раз. История в Росси – политика, обращенная в прошлое, которой занимаются не только историки, но и президенты. Это такой официант, который должен вовремя принести нужное блюдо.

– Приходилось ли вам работать в одесских архивах?

– Это было бы полезно. Но у меня есть еще обязанности. Нужно рассказать до конца о трагедии, случившейся с пространством Российской империи. Ведь мысль о том, что революцию завезли большевики, свидетельствует об огромном детстве произносивших эти истины. В России революция началась в 20-х годах 19 века и долго длилась. К сожалению, она произошла слишком поздно. Не дописал еще про Ленина, потому что это не просто плохой дядя, стрелявший в зайчиков вместо того, чтобы спасать их, как дед Мазай. Это русский радикал, собиравшийся построить счастливое здание человечества. Очень интересно, что он думал перед смертью, осознавая всю трагедию. Сейчас открылись наши центральные архивы – здесь океан работы. Все же было закрыто не только большевиками, цензура существовала в России с первого ее вздоха, с Рюрика. Всегда было нельзя. А большевики честно писали — «совершенно секретно».

Я хотел бы приехать, поработать в Одессе. Это поистине упоительный город невероятной красоты. Одесса Бабеля находится в сердцах у всех русских и нерусских интеллигентов. Это особый южный мир, породивший литературу. Мое детство – это Олеша, который приходил к отцу. Я старался услышать их разговоры. Когда они узнавали, что я подслушиваю за дверью, сразу переходили на другие языки, недоступные ученику средней школы. Они могли моментально заговорить на латыни, немецком или французском языке.

– Каким вы видите будущее Украины?

– Во-первых, надо здесь пожить, чтобы понять ее настоящее. А насчет будущего, я советую помнить украинско-русского писателя Гоголя, написавшего печальную фразу: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ». Она сама не знает, куда ж будет бежать наша безумная тройка. Представьте себе, если бы секретарю провинциального обкома, приехавшему в Москву, кто-нибудь шепнул, что ему не надо сейчас идти на заседание московского обкома, а нужно готовить речь для выступления в американском конгрессе, где он будет последними словами ругать КПСС всего через несколько лет. Он бы решил, что сошел с ума. Какие прогнозы, о чем вы? Мы говорим о прошлом, чтобы немного понять будущее. Я пытаюсь говорить о граблях, которые лежали, и на которые упорно наступают сейчас. Еще во времена Александра ІІ появились термины «гласность», «оттепель», «интеллигенция». Когда я писал об этом, у меня было ощущение, что я довольно наивно использую историю, чтобы рассказать о современности.

– Работа над каким произведением вас больше всего захватывала?

– Последняя книга всегда кажется мне самой важной. Так случилось, что сейчас я писал о 17 веке, времени мушкетеров, о реальных людях. Но выясняется, что они не просто тыкали друг друга шпагами, а еще участвовали в салонах, где собирались знаменитые умы, общались. Попасть на такую встречу было труднее, чем на аудиенцию к королю. Второй мой извечный герой – Иосиф Виссарионович. Его не может покинуть наша страна. К полному изумлению мира, в рамках проекта «Имя России» люди выбрали его. Почему? «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»... Этот человек уничтожил миллионы людей, среди них и своих родственников. Как этот азиатский Че Гевара постепенно превратился в диктатора? Это интересные вопросы. В данный момент в этой книге 1300 страниц, а она еще продолжает расти. Издавать ее в одном фолианте уже невозможно.

– Есть ли в России свобода слова?

– На телевидении нельзя говорить обо всем, хотя на некоторых каналах можно прокричать. Но когда можно, становится неинтересно. Когда не сидят за правду, кто слушать-то будет? Но может стать интересно. Это происходит, когда народ начинает жить очень трудно. Говорят, что у оппозиции нет трибуны. Но если что-то востребовано, то слушают даже в парадных.

– Происходили ли, на ваш взгляд, положительные события за последние несколько лет?

– Хорошее есть каждый день в мире. Если этого не будет, то вся страна вымрет. Дело в том, что народ хочет все сразу. Мы живем в пространстве империи, где 1000 лет были диктатура, тоталитаризм, кнут и т.д. Вы хотите, чтобы за 30 лет все изменилось в людях. Вы думаете, что они пришли в церковь, перекрестились и поняли Бога. Покаяться означает переменить мысли, а не выйти с церкви с теми же мыслями, которые за маленький период времени очень трудно изменить. Нам необходимо сделать демократию разумной, а не беспорядком. Это путь, которым должны идти страны, находящиеся на востоке. Никогда не появится власть, которая скажет, что любит, когда ее ругает оппозиция. Она будет придумывать себе оппозицию, не являющуюся таковой.

– В вашем творчестве больше художественного вымысла или правды?

- Свои работы честно называю романами. Но если я делаю историческую книгу, то, в первую очередь, моя задача в том, чтобы понять, что происходило. Я пытаюсь уяснить, как все шло шаг за шагом. В любом произведении вы можете прочесть чертеж истории.

ДОСЬЕ

Эдвард Станиславович Радзинский родился 23 сентября 1936 в Москве, в семье драматурга Окончил Московский историко-архивный институт. В 1958 году на сцене Московского театра юного зрителя была поставлена первая пьеса писателя «Мечта моя… Индия», посвященная Герасиму Лебедеву, первому русскому ученому-индологу и просветителю. Широкая известность пришла к Радзинскому после того, как в Театре имени Ленинского Комсомола поставили его пьесу «104 страницы про любовь». Эта драма легла в основу фильма «Еще раз про любовь».

С этого момента практически все пьесы Эдварда Радзинского получали популярность. Их часто ставили в театрах России и за рубежом. Также писатель работал для кино, в 80-е годы начал работать на телевидении в жанре телерассказа.

В 90-е годы Радзинский начал писать прозаические произведения о великих личностях. Считается одним из видных представителей жанра фолк-хистори. Его книги «Сталин» и роман о Николае II стали бестселлерами во всем мире. Последний его роман «Александр II» не уступает по популярности предыдущим. Спектакли по его исторической трилогии «Лунин», «Беседы с Сократом» и «Театр времен Нерона и Сенеки» были поставлены в театрах разных стран. В настоящее время Эдвард Радзинский работает над новой книгой о Сталине.

Автор: МАРИНА АНИМУЦКАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту