![]() |
|
![]() |
![]() |
Его выступления — всегда событие, «замешенное» на интеллекте, энергии, образности, ораторском мастерстве: Авторский вечер писателя, историка, телеведущего Эдварда Радзинского, с которым он приехал в Одессу, назывался «Пророк и бесы». Взаимосвязь времен, исторические пророчества, борьба Бога и дьявола в человеческой душе, наша с вами история, где за 80 лет сменились три цивилизации:
Пространство, в котором мы живем, за 80 лет три раза меняло свою цивилизацию, — говорит Эдвард Радзинский. — После царской цивилизации пришла большевистская, сейчас — третья. Каждая из цивилизаций переписывала историю заново. За короткий период нового устройства невозможно поменять генетическую память целых поколений. Сначала были татары с кнутом, потом 300 лет Романовых, потом 80 лет большевиков. За 30 лет в людях все не изменится.
На встрече с журналистами Эдвард Радзинский, называя себя писателем, пишущим об истории, провозгласил один из главных ее уроков, по сути — законов: «Я пытаюсь рассказать о граблях, которые всегда лежали и на которые упорно наступают сейчас. Во всем мире к власти приходит народ. Но в разные исторические периоды люди не понимали, к чему шли. Короли, цари, диктаторы должны слышать глас народа, но слушаться голоса истории».
Прошедший в Одессе авторский вечер писатель называет последним в его «концертной» деятельности. Почему именно в Одессе? Прямого ответа нет. Может, потому, что наш город — историческая родина и Эдварда Радзинского? (Так и хочется вопросить лишний раз: «И чьей же только исторической родиной ни была Одесса?!».)
Здесь родился его отец, Станислав Радзинский, выпускник юридического факультета Новороссийского университета, с 1923 года работал заведующим литературным отделом Одесской кинофабрики. Книгу «Сталин» Эдвард Радзинский посвятил отцу. Из книги: «Мой отец был журналистом и писал под псевдонимом Уэйтинг («ожидание» по-английски): В начале 20-х, пока еще были остатки свободы, он редактировал одесский журнал «Шквал», писал сценарии первых советских фильмов, его близкими друзьями были Юрий Олеша, Виктор Шкловский и, наконец, Сергей Эйзенштейн...».
Так что стать писателем Эдварду Радзинскому, получается, было на роду написано. В 1960 году на сцене Московского театра юного зрителя состоялась премьера спектакля по его пьесе под названием «Мечта моя... Индия». А после появилась пьеса <104 страницы про любовь», которая легла в основу известнейшего фильма «Еще раз про любовь». Славу и признание писателю принесло и телевидение. В конце 80-х -начале 90-х годов цикл передач Эдварда Радзинского, рассказывающего о наиболее драматичных периодах и личностях мировой и российской истории, пользовался поистине огромной популярностью у телезрителей. В последние годы Радзинский работает над циклом «Загадки истории», в который входят такие крупные историко-художественные произведения, как «Александр II», «Николай II», «Распутин», «Сталин» и др.
Об Одессе Эдвард Радзинский говорит коротко, но емко, переходя на свойственный ему «кричащий» шепот:
- Потрясающий, упоительный город!..
Он, выпускник Московского историко-архивного института, сегодня не без сожаления признается, что ему не приходилось поработать в одесских архивах, добавляя при этом: «Могу только представить, какой это клад!».
Что же о времени сегодняшнем, с его противоречиями, сложностями и «большими ожиданиями», то писатель, пишущий об истории, уверен:
- Не надо забывать, что в этой стране тысячу лет был тоталитаризм, кнут и принуждение... Вы думаете, что если человек вошел в храм и поставил свечку, то он уже приблизился к пониманию Бога? Покаяться — это переменить мысли. За такой небольшой исторический период переделать мысли целых поколений невозможно.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |