![]() |
|
![]() |
![]() |
«Он тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в людях, в живых и умерших. Он человек, который знает и, главное, любит свою страну. Он понимает ее историю. Кому, как не ему, разгадывать ставшие уже притчей во языцех «загадки России?» – так сказал об Эдварде Радзинском лауреат Нобелевской премии Габриэль Гарсиа Маркес. Известный историк, писатель, драматург и телеведущий дал в городе своих предков последний творческий вечер «Пророк и бесы», поскольку, как он сам признался, заканчивает «с этой формой жизни под названием «концертная деятельность» и полностью переключается на литературную деятельность.
Отец Эдварда Радзинского Станислав Адольфович коренной одессит. Писать Станислав Радзинский начал еще в детстве, и в нашем городе его все знали под именем Станислав Уэтинг. После революции он работал в городской одесской газете «Шторм», был заведующим литературным отделом Одесской кинофабрики, а затем вместе с другими одесскими писателями переехал в Москву, где в 1936 году и родился Эдвард Радзинский. Радзинский-младший окончил Московский историко-архивный институт. Уже в 1960 году на сцене Московского театра юного зрителя была поставлена первая пьеса писателя «Мечта моя... Индия», ну а широкая известность пришла после постановки Анатолием Эфросом спектакля «104 страницы про любовь» по одноименной пьесе драматурга в Театре имени Ленинского Комсомола. В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века Эдвард Станиславович стал популярен еще и как прозаик, пишущий о многих исторических личностях, однако среди них нет ни одного одессита. Не собирается ли он написать об известном одесском журналисте Уэтинге? — с этим вопросом мы обратились к писателю.
- Наверное, это было бы полезно, если бы я мог этим заняться, — признается Эдвард Станиславович. — Мне как человеку это очень интересно, но у меня есть обязанности. Мне еще надо до конца рассказать о той странной трагедии, которая случилась с великим пространством, называвшимся «Российской империей». Мысль о том, что нам революцию завезли большевики, конечно, прелестна, но свидетельствует об огромном детстве ее произносивших. В России революция началась с 20-х годов XIX века и длилась долгие годы. Трагедия была в том, что произошла она слишком поздно, вырвалась из крови двух революций, двух войн. К тому же мне нужно сделать то, что я не доделал. Я не дописал о Ленине — русском радикале, который, как и все радикалы, собирался построить счастливое здание человечеству. Чем кончилось и почему? Вот это интересно. Что он думал перед смертью, понимал ли всю трагедию? Вот это тоже интересно. Наше пространство менее чем за 80 лет три раза меняло свою цивилизацию: сначала была царская со своей религией, своей культурой, потом пришла большевистская тоже со своей культурой и религией под названием «марксизм-ленинизм», и верховным храмом стал мавзолей, где лежало нетленное тело самого святого человека — представителя этой религии, и наконец сейчас — третья цивилизация. И каждая из них занималась тем, что объявляла всю предыдущую жизнь ошибкой и переписывала заново историю, причем по нескольку раз.
Книги Эдварда Радзинского помогают оглянуться назад, осознать себя в настоящем и задуматься о будущем. В каждом своем новом труде он ведет речь о взаимосвязи времен, об исторических пророчествах, о вечной борьбе Бога и Дьявола в человеческой душе и о нашей с вами истории. Как-то Эдвард Радзинский признался, что предсказывает ход событий на текущий год и никогда не ошибается. А каким он видит будущее Украины? По этому поводу Эдвард Станиславович ответил так:
- Это очень длинный разговор, и чтобы ответить на этот вопрос, мне надо здесь немного пожить хотя бы для того, чтобы понять ее настоящее. Поэтому я абсолютно не берусь насчет будущего говорить, оно прекрасно. Вообще-то я советую вам помнить украинско-русского писателя Гоголя, который написал очень печальную фразу: «Русь (здесь можно сказать Украина или Россия — Э.Р.), куда ж несешься ты, дай ответ», но русско-украинский писатель Гоголь не дает ответ. Поэтому куда ж решиться определить бег нашей безумной птицы-тройки, куда она забежит? Я говорю о прошлом для того, чтобы немного понять будущее. Я пытаюсь рассказать о граблях, которые лежат и на которые упорно наступают и сейчас.
В своих творческих поисках Эдвард Радзинский исследовал различные личности, и каждая из них захватывала его с головой и впечатляла до глубины души.
- Но самая любимая всегда последняя, потому что она кажется самой важной, — говорит прозаик. — Так случилось, что в настоящий момент я пишу три исторические книги, но не могу их публиковать сейчас, потому что мне жалко. Понимаете, это возможность жить сразу в трех веках. Действие первой книги происходит в XVII веке — время мушкетеров, там все эти герои настоящие, но я пишу не только о том, что они тыкали друг в друга шпагами, а о том, о чем беседовали в салонах, где собирались лучшие умы. Причем попасть в эти салоны было куда труднее, чем на аудиенцию к королю.
Вторая книга о моем извечном герое — Иосифе Виссарионовиче, которого я никак не могу покинуть, его не может покинуть и наша страна. Наверняка дело в том, что там же люди жили, там было много хорошего. Когда люди вспоминают о Сталине, целый ряд людей вспоминает о своей молодости, а не о нем. Это было очень хорошее время. Поэтому за небольшой период изменить образ мыслей целого поколения генетически очень трудно...
И третья книга рассказывает о XIX веке — эпохе перелома, неизбежно приведшего к революции. А ведь именно тогда впервые появились такие понятия, как «перестройка», «оттепель» и многое другое. Хочу сказать, что все мои произведения автобиографические. Уверяю вас, если творение не автобиографическое, то вы там лжете, поэтому вы все время примеряете на себя все свои фобии, ужасы и заморочки. Если, конечно, вы писатель. Когда я делаю историческую книгу, то я думаю, что моя задача — понять для себя, что тогда происходило.
Далее хотелось бы привести блиц-интервью с Эдвардом Радзинским.
- Что для вас означает Одесса?
- Для меня Одесса — это не только огромное литературное понятие, это память сердца. Это даже вне разума, то есть когда произносят слово «Одесса», это генетика, я почти всегда начинаю радостно улыбаться. Вообще город потрясающий. Вот я сейчас ходил, это упоительный город, я даже не представлял подобного, красоты совершенно невероятной. Понимаете: есть Одесса Бабеля, которая в сердцах у всех интеллигентов. Но есть Одесса вне Бабеля и над Бабелем. Здесь особый южный мир, который породил целую литературу. Все мое детство — это Олеша, друживший с моим отцом, их разговоры я старался услышать, но так как они знали, что я подслушиваю за дверью, то переходили на языки, которые мне, ученику школы, справедливо называвшейся средней, были недоступны. Они могли перейти моментально с латыни на немецкий язык, а на французском они вообще думали.
- Вы получали образование историка в советское время, откуда столь не-стандартный взгляд на историю?
- Вы знаете, есть такая пьеса «Носороги», когда все становятся носорогами, а кто-то нет. В 13 лет я прочел полное собрание сочинений Иосифа Виссарионовича Сталина и очень был удивлен, что в одной речи он говорит о своих друзьях Зиновьеве, Каменеве и Бухарине, а в следующей речи — они уже враги. Тогда уже я понял, что отца об этом спрашивать не надо, а надо все понять самому, что великий вождь, учитель и корифей науки и техники, видимо, не всегда прав.
- Так что Сталин — это старое ваше увлечение?
- Оно не могло быть новым, потому что куда бы я ни глядел, я видел его портрет, он был со мной в сердце.
- Перефразируя ваши же слова об автобиографичности произведений, можно сказать: когда вы пишете о Сталине, то Сталин — это вы?
- Вы знаете... (пауза) страшно вам сказать, но да.
- Какое из ваших произведений было бы актуально поставить сейчас в Одессе?
- У меня есть такая пьеса «Я стою у ресторана: замуж — поздно, сдохнуть — рано», думаю, она Одессе была бы близка, я почти в этом уверен.
Что ж, нам остается ожидать новых работ Эдварда Радзинского, которые заранее обречены на успех, и мы уверены, что он снова удивит всех нас. Да иначе и быть не может, ведь история — это бездонный колодец, из которого можно бесконечно черпать мудрость, глупость, полезный и бесполезный опыт, знания, а также делать массу открытий.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |