ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
НЕ СТАНЕТ ЛИ УЛИЦА КАЧИНЬСКОГО «НЕХОРОШЕЙ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬЮ» ОДЕССЫ?
06.05.2010 / Газета: Слово / № 17(884) / Тираж: 14515

Политическая борьба в Польше может сыграть с нашим городом злую шутку

Странная возня вокруг расследования катастрофы

10 мая исполняется месяц с момента гибели польского президента Леха Качиньского в авиационной катастрофе, однако причина данной трагедии до сих пор официально не обнародована. Руководство Польши несколько раз без всяких видимых причин переносило сроки объявления результатов расследования катастрофы президентского Ту-154. После чего, наконец, заявило, что 28 апреля журналистам расскажут об итогах «первого этапа» расследования данного авиапроисшествия. (Кстати, такого термина в авиации нет. Есть «результаты предварительного расследования» и «результаты окончательного расследования», которые, как правило, НИКОГДА не отличаются принципиально.) Однако и в этот день ничего конкретного мировому сообществу сказано не было. Лишь 30 апреля министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в интервью телеканалу CNN сделал невразумительное заявление о том, что, дескать, «на мой (Сикорского — С.М.) взгляд, причиной авиакатастрофы стала комбинация чрезвычайно плохой погоды, довольно примитивного аэропорта и ошибки пилота». (Что или кто заставил летчиков в условиях «чрезвычайно плохой погоды» и «довольно примитивного аэропорта» рисковать жизнью пассажиров и упрямо идти на посадку — об этом мы поговорим ниже.) Одновременно в польских СМИ упорно муссируются совершенно фантастические, нелепые слухи о каком-то «дьявольском заговоре» против погибшего президента, о том, что, дескать, оставшихся в живых после катастрофы добивал «российский спецназ», и тому подобный бред.

Для тех, кто не понаслышке знаком с авиацией и тонкостями расследования авиационных происшествий, вся эта малообъяснимая возня и недомолвки польской (именно польской!) стороны вокруг потрясшей весь мир авиакатастрофы президентского авиалайнера выглядит крайне странной и подозрительной. И вот почему. Дело в том, что в ситуации, когда после катастрофы самолета остаются целыми речевой и параметрический аварийные самописцы (так называемые «черные ящики»), итоги предварительного расследования, как правило, оглашаются очень быстро. От трех до десяти часов необходимо на расшифровку самописцев и наземных диспетчерских переговоров, два-три дня — на допросы очевидцев, диспетчеров и тех, кто обслуживал самолет на земле. В крайнем случае, следует добавить пару дней на уточнение различных дополнительных нюансов — и все. А вот для получения окончательных результатов расследования, которые необходимы для закрепления предварительных выводов более точными данными и доказательствами, конечно, нужен более долгий срок — до месяца и более. (Как правило, окончательный вердикт нужен, в основном, для авиаспециалистов, прокуратуры и страховых компаний.)

У разбившегося самолета президента Качиньского «черные ящики», как известно, оказались в полном порядке. Более того — главным сигналом того, что причина гибели польского Ту-154 специалистам уже давно ясна, стало прозвучавшее еще две недели назад официальное сообщение о том, что самолет перед катастрофой был технически исправен. (Установление данного обстоятельства является самым сложным и продолжительным этапом расследования любого авиапроисшествия.) Так в чем же тогда дело? Почему же до сих пор вопреки всем обстоятельствам не обнародованы хотя бы предварительные причины гибели Леха Качиньского?

Спешка нужна только при ловле блох!

Одна из версий ответа на поставленные выше вопросы лично у меня появилась после недавней беседы с моим давним знакомым, пилотом одной из московских авиакомпаний, с которым тридцать лет назад мы начинали летать в Одесском аэроклубе.

— В кругах, близких к научно-техническому центру Межгосударственного авиационного комитета, где расследуется авиакатастрофа польского самолета, уже давно ходят упорные разговоры, что, дескать, «принуждение к посадке» в тумане в аэропорту Смоленска со стороны президента Польши все-таки имело место, — сообщил мне мой собеседник. — Ведь самолет Ту-154 оборудован системой магнитозаписи не только переговоров пилотов, но и внутрикабинных разговоров, так что зафиксировать данный факт вполне возможно. Однако по взаимному согласию российской и польской сторон эту информацию якобы решено не разглашать, чтобы не порочить светлую память о Лехе Качиньском, его супруге и товарищах. Поэтому, мол, представители Польши так долго и ломают головы над вопросом — как объявить о причинах катастрофы таким образом, чтобы не раскрыть истинную ее причину и одновременно не сделать «крайними» польских летчиков, российских диспетчеров и других лиц, причастных к этому роковому полету...

Насколько данные разговоры в российских авиационных кругах соответствуют истине — пока сказать трудно. Хотя, с другой стороны, имеется немало прямых и косвенных фактов и доказательств того, что подобное развитие событий вполне могло иметь место. Тем не менее, если это и так, то лично я обеими руками поддерживаю решение польских и российских властей. Ибо это будет «святая ложь» — что случилось, то уже случилось, погибших не вернешь, а о мертвых — или хорошо, или ничего.

Впрочем: в данной ситуации имеется один, весьма щекотливый и неожиданный момент.

Как известно, сейчас в Польше набирает обороты кампания по выборам польского президента, которые состоятся 20 июня. С первых же моментов «президентской гонки» в ней уверенно лидирует родной брат погибшего Леха Качиньского Ярослав. Причем, по утверждению различных социологических служб, этот его неожиданный успех — исключительно заслуга волны всенародной любви и скорби польского народа к трагически погибшему лидеру страны. (Еще совсем недавно рейтинг Ярослава Качиньского был весьма низким.) Однако, если Лех Качиньский действительно причастен к преднамеренному вмешательству в действия экипажа, приведшему к массовой гибели людей, то теоретически вполне возможна ситуация, когда незадолго до выборов кто-то из политических противников Ярослава Качиньского, чтобы «уронить» рейтинг последнего, возьмет да и обнародует (либо просто «сольет» в прессу) истинные причины гибели президентского Ту-154. Где бывший польский президент будет представлен в весьма негативном плане. Возможность такого развития событий, конечно, минимальна, но она реально существует!

Впрочем, лично меня, как и многих других одесситов, в описанной выше ситуации (опять же, если она, конечно, произойдет) будут волновать события не столько в Польше, сколько в нашей родной Одессе. Где, как известно, решением городских властей часть улицы Польской была переименована в улицу Леха Качиньского. Представляете себе ситуацию — одна из центральных улиц миллионного города Украины названа именем человека, виновного (пусть и косвенно) в смерти почти сотни человек! И каких — цвета польской нации! Причем выкрутиться из подобной ситуации одесским отцам города будет крайне сложно — обратное переименование вызовет еще больший скандал.

Мораль сей «басни» вполне конкретно выразил Остап Бендер: «Спешка нужна только при ловле блох!» Торопливо, быстрее всех в мире, переименовав одну из одесских улиц в улицу имени еще даже не похороненного на тот момент польского президента, наши городские власти думали, что они оказались умнее и расторопнее всех. А могут (пока только теоретически, но иди знай...) стать горьким посмешищем «всея Европы»! И мы, одесситы, вместе с ними.

Автор: Сергей МИЛОШЕВИЧ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту