ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ГДЕ ВЫ, ПАТРИОТЫ?
12.05.2010 / Газета: Неделя в Одессе / № 19(28) / Тираж: 20000

Чувство патриотизма руководило многими смелыми, благородными поступками во имя Родины и всего человечества. Но то же чувство порой приводило к массовым убийствам и преступлениям против целых народов. В канун Великой Победы самое время разобраться, что такое патриотизм и к чему он нас ведет. Существует великое множество слов, смысл которых понятен, но не совсем. Порой даже бывалый человек, знающий жизнь, не может с ходу объяснить, что такое «любовь», «дружба», «надежда». Эти слова воспринимаются где-то в глубине души, причем каждым по-своему.

Среди близких сердцу понятий едва ли не самое размытое — «патриотизм». По-своему любили Родину Сталин и Солженицын, «красные» и «белые», Николай II и Лев Толстой. В этом омуте неопределенности каждый горазд заявить: «Только я знаю, как надо любить страну!». Так священное слово попадает в уста популистов, фанатиков, жертв режима и прочих маргиналов. Еще Иван Франко называл патриотизм «зручною свитиною», одев которую, политик ловко обманывает избирателей. И в этом заложена немалая опасность.

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЧУВСТВА

Патриотизм зародился в глубокой древности, когда еще не было государств, а отдельные общины вели непрерывные войны друг с другом. На родном «пятачке» земли царило полное взаимопонимание, а уже за пригорком жили враги, норовящие украсть твой урожай и увести стада. Поэтому за пределами Родины все казалось враждебным и требующим наказания. Вспомним фильм «300 спартанцев», где персы предстают чудовищами с огромным ростом и звериными головами. Мы-то знаем, что они были людьми, но режиссер верно подметил стремление древних «обесчеловечить» противника, представить его внешность, характер и обычаи абсолютно неприемлемыми. Таким образом снимался и снимается до сих пор моральный запрет на убийство ближнего и власть над ним.

«Первобытный» патриотизм оказался очень живуч. В ХХ веке он породил национал-социализм, деливший людей на благородных своих и недостойных чужих. Для своих — мир, благополучие, закон и уважение. Для чужих — смерть, эксплуатация, унижение.

БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ

Следующим витком в эволюции патриотизма стало ощущение соборности, которую привнесло государство. Житель Римской империи или Советского Союза не мог оставаться равнодушным, представляя себе просторы своей Родины, ее реки и горы, множество городов, народов и стран. Единение с огромным миром привносило чувство собственной силы и значимости, а уверенность в государстве превращалась в собственную уверенность. Важную роль играло чувство победителя. Если государство настолько сильно — думал человек, — значит, оно живет по правильным законам и хорошо бы подчиняться им. Побунтовав немного, он усваивал «хорошие» правила, даже если они были не совсем удобными, менял веру и язык. Всеми силами он стремился приобщиться к великому и отбросить свои «неправильные» корни.

Единение человека и государства вызывает к жизни сильный патриотизм. «Растворившись» и подчинив свою волю интересам страны человек способен на великие подвиги. Во многом именно это позволило советскому народу победить в Отечественной войне.

Сегодня нам, жителям независимой Украины, остро не хватает уверенности в верховенстве государства и верности выбранного им пути. Поэтому вместо слов «наша страна» мы часто говорим «эта страна». Мелочь, но за ней стоит идея отрицания порядка. В «этой» стране — чуждой и враждебной — можно позволить себе мусорить на улицах, брать взятки и нарушать правила дорожного движения не испытывая угрызений совести.

СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА

Существует также тоталитарный патриотизм, где роль государства принимает на себя вождь, а закон подменяется идеей. Этот вид любви к Родине хорошо описал немецкий философ Эрих Фромм, столкнувшийся с ним, будучи гражданином нацистской Германии. По его мнению, тоталитаризм зарождается в недрах общества, утратившего целостность и ориентиры. Человек чувствует себя растерянным, а потому нуждается в твердых, непререкаемых установках. И вот, к власти приходит харизматичный лидер и ставит все точки над «і». Он вызывает к жизни идею сильного государства с четкими правилами, и единение масс, и образ «врага». Личность теряет свободу выбора, но одновременно избавляется от необходимости принимать решения — от нее попросту ничего не зависит. И этот соблазн становится решающим: так проще жить.

Дух тоталитарной эпохи верно передает «плакатная» поэзия:

«То метро что ты готовишь

Силой Сталинской горя

Пустит Лазарь Каганович

В день 7-го ноября»

Так прославил неизвестный автор строительство Московского метрополитена. Обратите внимание, как обесценивается здесь простой труженик. Оказывается, это не его сила по 12 часов в день пробивается сквозь толщу земли, а Сталинская. Без гениальной прозорливости вождя простой труженик — ничто. Логично, что благодарности достануться не ему, а Кагановичу, который толково выполнил роль «передатчика» воли и энергии Вождя.

Современные люди стали слишком «грамотными» и «индивидуальными» но желание «твердой руки» все же присутствует. Неудивительно, что именно сейчас возросла популярность Сталина и Гитлера, а в речах отдельных политиков прослеживается стремление определять, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

ПРАВДА В ЛЮБВИ

Почему же наш «патриотизм» в любом проявлении столь ужасен? Причина на поверхности. Государство возникло и существует для того, чтобы поддерживать приемлемые условия жизни на определенной территории. Даже самое деспотичное, оно служит людям — чтобы их не ограбили враги, чтобы наладить сельскохозяйственные работы и снабжение, дать образование. Если оно не делает этого, рано или поздно меняется власть и ее подход к управлению. Но главная ценность всегда одна — человек.

Поэтому настоящий патриотизм, это прежде всего поддержание условий, необходимых для продолжения жизни. Если вы уважительно относитесь к людям, занимаетесь благотворительностью, бросаете окурок не на тротуар, а в урну, это уже патриотизм — любовь к Родине.

Напротив, любовь к государству часто игнорирует эту ценность. Вспомним, как возмущалось советское общество, когда Китай претендовал на несколько островков на Амуре. В то же время на Днепре строились ГЭС, которые затопили 6000 квадратных километров украинской земли. Ныне эти станции производят всего 4% электроэнергии…

В наши дни мы стали свидетелями скандала вокруг продления срока аренды земли для нужд Черноморского флота России. Оппозиция говорит о том, что Украина утратила часть своей территории (0,4%) и многие считают это трагедией. Но почему-то потеря, притом безвозвратная, 10% населения из-за некачественной медицины, низкой рождаемости и эммиграции не вызывает столь бурных чувств. Так что важнее, люди или территория? В этом вопросе заложено противоречие между «ура-патриотизмом» и истинной любовью к Родине.

Автор: МИХАИЛ МЕЙЗЕРСКИЙ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту