![]() |
|
![]() |
![]() |
В последнее время Польша развернула бурную деятельность на приграничных территориях Украины. Польские неправительственные структуры опутали территорию нашей страны густой сетью, а польские власти открыто говорят о политике реполонизации по отношению к нашим, прежде всего, приграничным территориям.
Никакая дружба между современной Германией и Польшей не заставит поляков помчаться возлагать венки и свечи на надгробья похороненных фашистов. Тем не менее, польских «ястребов» не устраивает, что поляки свято чтут память советских воинов, павших за освобождение Польши.
Как известно, после гибели президента Польши в авиакатастрофе под Смоленском, польские эксперты и политики заговорили в один голос, что ни одна из политических сил при подготовке внеочередных выборов главы государства не станет спекулировать на теме гибели правительственного лайнера и его высокопоставленных пассажиров, чтобы таким способом пытаться завоевать симпатии избирателей. Но эти утверждения оказались наивными.
Необходимо всегда делать скидку на польский менталитет. Иногда кажется, что он — проблема не только для соседей Польши, но и для самих поляков. Всем законам логики вопреки, политическая элита соседней страны погрязла в предрассудках «польской исключительности». Даже сегодня, когда важность и необходимость ровных и конструктивных отношений с Москвой четко осознали не только в Киеве, но и в Вашингтоне, Лондоне и Париже, Варшава пытается навязать свое видение политической ситуации в Восточной Европе, думая, очевидно, что «зеркало и люди ошибаются».
После того, как российские власти во всем пошли навстречу пожеланиям польской стороны в деле расследования причин смоленской трагедии, в польском обществе наметился определенный рост пророссийских симпатий. Безусловно, до полного отказа от восприятия всего русского как антипольского еще далеко, но сам факт того, что многие поляки выразили желание возложить цветы и свечи на могилы советских воинов, погибших за освобождение Польши от гитлеризма, говорит о многом. До этого, на протяжении десятилетий, польские власти твердили, как заговоренные, что советский солдат был таким же оккупантом, как и немцы, а не освободителем.
Сами поляки прекрасно понимали, что это неправда. И возлагая свечи на могилы советских воинов, поляки уже показали, что в глубине души разницу между Гитлером и Сталиным они тоже хорошо понимают. Никакая дружба между современной Германией и Польшей не заставит поляков помчаться возлагать венки и свечи на надгробья похороненных фашистов. И вдруг одно только содействие россиян в деле расследования причин авиакатастрофы заставляет даже политиков забыть мифы о советской оккупации, пробуждая в сердцах поляков забытую благодарность к русскому солдату.
На волне таких настроений возникает вероятность того, что извечно антирусская Польша может начать медленно поворачиваться лицом к России. Это-то и обеспокоило правое крыло польского политикума, которым совсем недавно был запущен новый политинформационный проект, призванный предотвратить все попытки наметившегося польско-российского сближения.
9 мая у президентского дворца в Варшаве собралась многотысячная манифестация членов т. н. «Движения 10 апреля». Их требования — созыв международной комиссии для расследования причин авиакатастрофы 10 апреля 2010 года под Смоленском, поскольку работа польской Генпрокуратуры в этом направлении их не устраивает. Звучали высокопарные лозунги «Хотим правды! Мы — не актеры!». В действительности же, все эти люди — актеры, исполняющие предписанную им драматургию. Но кем?
Сейчас налицо очередной подъем патриотических настроений в польском обществе, и настроения эти если не откровенно, то подспудно обращены к теме извечной борьбы Варшавы с Москвой. В польском этническом сознании Катынь 1940 года и авиакатастрофа 2010 го образуют прочный ассоциативный ряд. Это на руку, прежде всего, партии Я. Качиньского «Право и справедливость» («ПиС»), который будет позиционировать себя в качестве преемника своего покойного брата.
Советник Барака Обамы, этнический поляк Збигнев Бжезинский призвал польское руководство превратить могилу Леха Качиньского в место поклонения, где каждый поляк смог бы еще раз вспомнить о польских офицерах, расстрелянных в Катыни (?!). Напоминания о том, что США и Польша являются давними стратегическими союзниками, прозвучали из уст вице-президента США Джо Байдена. Но это — сигнал Варшаве совсем не о том, что Вашингтон не хочет сближения Польши с Россией, а совершенно о другом — о том, что кандидатура Я. Качиньского в качестве президента Польши является для США наиболее предпочтительной.
Почему? Потому что до злополучной катастрофы 53 процента поляков отдавали предпочтение премьеру Д. Туску (лидеру партии «Гражданская платформа»), в то время как Лех Качиньский мог похвастаться лишь 27 процентами голосов. Туск настроен проводить самостоятельную политику своей страны, в отличие от Качиньского, который точно так же, как и его погибший брат, с готовностью берет на себя роль марионетки.
Гибель польского президента однозначно добавит кандидату от «ПиС» определенное количество сочувствующих голосов. Однако говорить о том, что победа Я. Качиньского предопределена, пока не приходится. Поэтому, очевидно, и запущен пропагандистский маховик для того, чтобы не дать развить успех политики Д. Туска.
Выбор даты тоже не случаен. В информационной войне случайностей не бывает. Как раз 9 мая прогрессивная часть польского общества вспоминала о жертвах Советской Армии на польской земле. Чтобы не позволить пророссийским симпатиям захватить души и сердца простых поляков, идеологи польско-российского противостояния наметили массовые антироссийские демонстрации именно на этот день. Сразу же включился пропагандистский рупор в лице электронных СМИ польских «кресовых» организаций («крессы» — территории соседних стран ранее находившиеся под польской оккупацией) — для придания особого ажиотажа в связи с манифестациями «Движения 10 апреля».
Манифестаций, впрочем, как таковых, не получилось, создать ажиотаж не удалось, но это их организаторов не очень-то и беспокоило. Главное — создать хоть видимость шума.
В информационной политике Варшавы вообще наблюдается некоторое распределение ролей. Если центральная пресса освещает официальную позицию польского руководства по тем или иным внешнеполитическим вопросам, то СМИ диаспор служат своего рода инструментом для донесения общественности тех идей, которые Варшава не рискует выразить публично. Как раз информационные ресурсы польских «кресовых» организаций постоянно поддерживают высокий градус русофобии. Казалось бы, они должны были бы действовать наоборот — служить «мостом» между Польшей и ее соседями — Украиной и Белоруссией, где проживает многочисленная польская диаспора, а население этих стран не разделяет себя с русскими. Но в действительности эти организации исповедуют тактику польских радикалов для предотвращения нормализации украино-российских или белорусско-российских отношений, поскольку крепкий союз Минска, Москвы и Киева поставит крест на имперских амбициях Варшавы стать региональным лидером всей Центральной и Восточной Европы.
В последнее время Польша развернула бурную деятельность на приграничных территориях Украины. Польские неправительственные организации (НПО) при поддержке властей своей страны опутали территорию нашей страны густой сетью. Для достижения поставленных целей основной упор делается на развитие институтов гражданского общества, так называемый «третий сектор», с привлечением лиц польского происхождения, проживающих на вышеупомянутых территориях. Польские власти открыто говорят о политике реполонизации по отношению к «кресовым» территориям. Наиболее активным на этом поприще являются «Фонд помощи полякам на Востоке», действующий с 1992 года при содействии Казначейства Республики Польша, польского МИД, Сената и Министерства культуры. Официально заявленными целями фонда являются поддержка польской диаспоры «кресовых территорий», развитие польского языка и культуры, сохранение польского духа и польского самосознания, создание в обществе благоприятного климата для реализации польских политических проектов, поиск организаций соотечественников на Западе с целью их привлечения к совместной деятельности с «кресовыми» организациями и группами.
Достаточно взглянуть на высокопоставленных лиц, входящих в совет Фонда, чтобы получить представление о далеко идущих намерениях данной организации. В совет входят: Радослав Сикорский (министр иностранных дел), его заместитель Михал Дворчик, Эжбета Смулкова (первый посол Польши в Белоруссии), Ян Малицкий (декан факультета изучения восточных территорий Варшавского университета) и другие.
Фонд реализует программы, позволяющие ему оказывать влияние за пределами своей страны. Выделяются финансы на деятельность радио — и телеканалов, газет и журналов, обеспечивается доступ к информации о проблемах поляков, проживающих на «кресовых» землях. Подшефные фонду организации и группы содействуют обучению детей дошкольного и школьного возраста, а также студентов польскому языку и культуре.
Все было бы хорошо, если бы речь шла только об образовании, культуре и интеллектуальной поддержке. Но речь идет о формировании протестного потенциала из числа поляков и им сочувствующих на приграничных территориях соседних стран.
Практически тем же самым занимается и другая не менее влиятельная организация — Институт Средней и Восточной Европы. Он открыт в 1991 году по распоряжению польского МИД для проведения исторических и политологических исследований, связанных со спецификой процессов, которые происходят в странах Центральной и Восточной Европы. Финансирование института осуществляется польским МИД, Министерством образования и Комитетом научных исследований. Институт выступил инициатором создания международной федерации институтов Средней и Восточной Европы как сети НПО в регионе. В фокусе исследований и аналитических разработок института находится Украина.
Третья организация — Фонд «Semper Polonia» — учреждена в 1997 году. Почетный патрон фонда — президент Польши. Организация осуществляет свою деятельность совместно с МИД, Сенатом, Министерством культуры и Министерством туризма и спорта. Цель — поддержка диаспоры за рубежом и лоббирование польских интересов в местах проживания лиц польской национальности, а также работа над положительным образом Республики Польша в странах, где имеются польские общины. Особое внимание уделяется молодежи. Периодически проводятся молодежные пленумы с участием делегатов из ряда стран. Фонд «Semper Polonia» выплачивает стипендии наиболее продвинутым студентам польского происхождения. По окончании учебы стипендиатов совет Фонда не прекращает с ними связь, пытается привлечь их к более тесному сотрудничеству. Так, в декабре 2008 года во Львове состоялась встреча 200 стипендиатов с представителями Фонда, где обсуждались вопросы трудоустройства стипендиатов при помощи «Semper Polonia». На встрече присутствовали официальные польские представители — Лукаш Абгарович (вице-президент комиссии Сената по эмиграции), Гжегож Опалинский (генконсул Польши в Львове) и другие.
Четвертая организация — Фонд «Через границы». Учрежден польскими католиками-доминиканцами (что само по себе уже является характеристикой). Официальная цель — «поиск взаимопонимания между польским, украинским, русским, белорусским, немецким и словацким народами». На самом деле Фонд поддерживает экуменические инициативы Ватикана, то есть, фактическую католическую экспансию. С этой целью регулярно проводятся конференции, на которых обсуждаются инициативы католической церкви за пределами Польши, в том числе, в Украине и России. Сам орден доминиканцев выступает в роли некоего религиозно-культурного отряда польской разведки ABW. Его связи с польскими рыцарями плаща и кинжала давно не секрет для представителей спецслужб других стран. Используя религиозное прикрытие, представители доминиканского ордена пытаются закрепиться на землях бывшего СССР. В Украине им оказывает содействие епископ Одесско-Симферопольский Бронислав Бернацкий.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что часть польской элиты, несмотря на дружеские заверения, остается верна зоологической ненависти к православию и проводит политику «мягкого» проникновения в государственные и общественные структуры Украины для реализации своих геополитических устремлений. Для реализации этих целей у них есть все необходимое: огромный информационный ресурс, разветвленная сеть неправительственных организаций со своими печатными и электронными СМИ и целая армия «волонтеров».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |