ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ЭДУАРД МАТВИЙЧУК: «НУЖНО НАВЕСТИ ПОРЯДОК, А ТО СТРАХА СОВСЕМ НЕТ!»
19.05.2010 / Газета: Одесская жизнь / № 20(191) / Тираж: 15200

17 мая исполнилось два месяца как Эдуард Матвийчук занял кресло губернатора Одесской области. В эксклюзивном интервью нашей газете глава региона рассказал о том, почему до сих пор работает без первого зама, как заставить чиновников при той же зарплате не брать взяток и почему смотрит по телевизору только спортивные каналы…

К встрече с губернатором мы готовились основательно. Изучили его предыдущие интервью, составили увесистый список вопросов. В 8.15 вошли в кабинет, рассчитывая на получасовое общение в режиме «вопрос-ответ». Однако Эдуард Матвийчук по-хорошему спутал наши планы. Он начал говорить о средствах массовой информации, об их проблемах и возможных вариантах развития. Мы знали, что губернатор ранее возглавлял собственную газету, и все-таки были приятно удивлены его знаниям специфики газетного рынка нашего региона и издательского дела. Непосредственно к вопросам «по делу» мы перешли только спустя десять минут общения и проговорили около часа…

«А третий раз — получите по шапке!»

— Эдуард Леонидович, сейчас восемь утра, и вы уже на работе…

— На самом деле рабочий день начинается у меня в 6.00!

— То есть в такую рань вы уже на рабочем месте?

— Нет, не обязательно, но я в это время уже могу позвонить кому-то из подчиненных, что-то уточнить или дать задание.

— И как реагируют подчиненные?

— Вы знаете, они, хотят или не хотят, но подстраиваются под меня. Это тот случай, когда мне не надо кого-то заставлять приходить раньше, потому что они сами все понимают. Это пример того, как можно наладить дисциплину личным примером. Что же касается того рабочего времени, которое регламентировано, то и здесь мы регулярно проводим проверки на наличие сотрудников на рабочих местах…

— Вопрос насчет наличия сотрудников на рабочих местах. Чем закончилась знаменитая история с бронированными дверями? (Губернатор вместе с журналистами «заглянул на огонек» в здание обладминистрации на Канатной, 83. Случился конфуз: начальников нескольких управлений не оказалось на рабочих местах. Вместо чиновников Эдуард Матвийчук обнаружил запертые бронированные двери с установленными тут же видеокамерами наблюдения. Моментально он отдал распоряжение УБОПовцам опечатать помещения и пообещал разобраться в ситуации. — Авт.)

— Поснимали видеокамеры… Эта история еще не закончилась. Если кто-то думает, что я забыл, то ошибается. Идет мониторинг, проверки по телефону и так далее. Бронированные двери там теперь только в тех местах, где это положено по закону. Одним наскоком эту проблему не решить, нужна системность. Раз обозначили, два обозначили, а третий раз — получите по шапке. Я доведу это дело до конца, поверьте мне.

«Да, это будет очень жесткая вертикаль власти…»

— Два месяца вы находитесь на должности губернатора. Назначены заместители, главы районных администраций, принят бюджет области. То есть, выстроена вертикаль власти. Нет вашей правой руки — первого зама. Почему?

— Причина очень простая, я вам скажу честно. Я просто пока не могу найти подходящего человека. Занять это место кем попало очень легко, но зачем и кому это нужно? Вы себе не представляете, какой в регионе фантастический кадровый голод. У меня была ситуация, когда мы не могли подобрать человека даже на должность председателя районной администрации. Имеется в виду — нормального профессионального человека. А с должностью первого зама еще труднее. Губернатор выполняет огромный объем работы, колоссальное количество функций. По моему глубокому убеждению, областная администрация должна не плестись в хвосте, а стоять во главе всех процессов, что происходят в области. Это есть губернатор, который является первым лицом, это есть власть, которой люди делегировали свои полномочия. Таким образом первый зам — это человек, который возьмет на себя огромный кусок работы, лежащий сейчас на мне. И то, что его нет — это большой минус. Все загружены невероятно.

— Причина, по которой люди не хотят идти работать чиновниками, и это не секрет — низкая заработная плата. Те же, кто идет, знают, зачем…

— Никто из одесситов никогда не причислит меня к числу защитников чиновников. Но давайте посмотрим правде в глаза. 1800 гривень зарплаты! Что мы от них хотим? Чтобы они не воровали? Чтоб они не преследовали свои интересы? Поэтому при тех условиях, которые я обозначил, желающих честно работать за эти деньги мало. Это раз. А во-вторых, мне не нужен кто угодно. Мне нужны люди с новым мышлением, я скажу больше, мне нужны молодые люди. Путь даже проверенных бойцов — это путь в никуда. Я сейчас собрал команду и сказал: это наш шанс! Мы должны идти новой дорогой, а не по колее.

— Вы упоминали уже о том, что в регионе кадровый голод, что нет людей, желающих работать за те деньги, которые платятся. В районах у большинства чиновников свои бизнес-интересы и клановая система. Как же разбить этот порочный круг, ведь от вас зарплаты чиновников не зависят?

— Выход только один — личные контакты с людьми и правильный подбор команды. Должна быть общность интересов. Я так воспитывался: не все в жизни строится на деньгах. Пусть я уйду с этой должности в том же пиджаке, что и пришел, но людям смогу смотреть в глаза честно.

Есть такие понятия, как амбиции, молодость. Для настоящей личности деньги решают далеко не все. Если только все дело в деньгах, то во что превращаются экономика, власть, люди? Честно скажу, сейчас есть немало желающих идти работать и на 1800 гривень. Говорят, хочу работать на государство. А посмотришь в глаза и все ясно становится. Я сразу говорю: только взяток не брать, а то руки пообламываю. Сразу глаза в пол и дежурная фраза «я подумаю». Все, на этом собеседование заканчивается.

Согласен, взятки, коррупция — это во всем мире есть, но масштабы не те. Нужно навести порядок, а то страха совсем нет. Надо, чтоб страх появился. Не воруйте вы, зарабатывайте!

— Эдуард Леонидович, ранее говорилось, что обеспечивать более эффективное управление районами области будет некая новая служба, которая призвана контролировать действия чиновников самого разного уровня. Приоткройте завесу!

— Это будут классические инструкторы, как в советское время. За несколькими районами области будет закреплен один инструктор. Чтобы никто не дремал. Он будет постоянно находиться там, чтобы все знали, что око президента и губернатора не дремлет и смотрит, чем они занимаются в районах. Инструктор будет и контролером, и помощником. Мне сейчас оппоненты говорят, что я выстраиваю жесткую вертикаль, я отвечаю: да, это будет очень жесткая вертикаль власти. Я думаю, в течение 20–30 дней мы эту службу создадим.

«Я в Одессе всерьез и надолго»

— Тот размах, с которым вы подошли к работе, очень масштабный. Все это требует не одного года титанического труда. В то же время, о вас ходят самые разные слухи. К примеру, такой: вы доработаете до местных выборов, приведете Партию регионов к победе и уедете в Киев на повышение…

— Вы знаете, я вообще об этом не думаю. Если я буду думать, насколько я приехал и когда уеду, то превращусь во временщика. Я смотрю вперед на пять-десять лет и строю свои планы, исходя из этого. Помните, как у Сент-Экзюпери: зачем делать дело, если не отдаешься ему до конца.

— На последней сессии облсовета часть полномочий областного совета вернули обладминистрации. Чем это обусловлено?

— Для того чтобы областная администрация выполняла свои функции, она должна обладать инструментами, то есть полномочиями. А у нас так: ответственность лежит на обл­администрации, зато полномочия в других руках. Извините, но это работа, которая вызывает только смех. Это абсурд!

— Еще до выборов Виктор Янукович, встречаясь с журналистом нашего издания, отметил, что только за последний год в Украине с карты страны исчезло 117 населенных пунктов. В Одесской области такая проблема также есть…

— А что вы хотите, если многие районы дотируются на 80%. Там нет ни работы, ни перспективы. Молодежь бежит. Старики умирают, дома заколачиваются. Если мы не решим проблему севера и юга нашей области, то ничего хорошего ждать не стоит. В сентябре 2007 года я возвращался с Виктором Януковичем на вертолете из Измаила. Это страшно — такое впечатление, как после войны.

— Как же можно исправить ситуацию?

— Для начала нужно все это оживить, привлечь инвестиции, наладить производство. Чтобы люди видели перспективу на много лет вперед. Но, с другой стороны, чтобы вы понимали всю глубину, есть еще одна проблема. Ведь те территории области, о которых мы говорим — это аграрные районы. И даже если мы улучшаем сельское хозяйство, приведем к современным образцам, сделаем его более эффективным, то количество рабочих мест на самом деле только уменьшится. Это мировая практика. И куда девать этих людей? Нужно найти им занятость в сфере услуг. Чтоб вы знали, 80% водителей маршруток в Одессе, на которых так много нареканий, это бывшие комбайнеры и трактористы…

Это очень долгий и трудный процесс. И если вы думаете, что губернатор за два месяца все решит, то это не так. И года, и двух мало. Сначала надо остановить тенденцию вымирания. С другой стороны, так, кстати, во всем мире, — молодежь тянется в центры. Мы будем решать проблему, у нас уже определены территории, отведенные под так называемое приоритетное развитие. Пойдут инвестиции, выстроится инфраструктура.

«Не имею права навязывать одесситам своего мэра!»

— В Одессе вы с 2006 года. Вы руководили избирательным штабом Партии регионов в Одесской области. Для большинства жителей региона вы были фигурой неизвестной. Однако, работая здесь и решая поставленные задачи, вы неоднократно соприкасались с местной политической и бизнес-элитой. Как отношения складываются?

— Прекрасно! Знаете, почему? У меня нет никаких личных коммерческих интересов в регионе. Если кто-то хочет поработать на благо города и региона, независимо от партийной окраски, то пожалуйста. Посмотрите на моих замов. Александр Малин имеет отношение к «Фронту перемен» Арсения Яценюка, Анатолий Новаковский, кажется, до сих пор состоит в Аграрной партии. А о партийной принадлежности Людмилы Вараввы я вообще ничего не знаю. Возможно, что она и не связана ни с какой политической силой. Я прекрасно понимаю, что политические войны не принесут никому ничего хорошего. Перед тем как что-то делить, нужно эти берега чем-то наполнить. Мои помыслы чисты, и они это понимают. Оппоненты что-то говорят против меня, ну и пусть говорят, я не реагирую. Они должны это говорить, у них такая обязанность.

— Наш регион в свое время пережил нелегкие времена политической нестабильности, когда мэр города находился в конфронтации с губернатором. Как тут не вспомнить противостояние Гурвиц-Боделан. А как у вас складываются отношения с тем же Эдуардом Гурвицом?

— У нас нормальные отношения. Я вам больше скажу, ни Виктор Янукович, ни я не имеем права и не станем навязывать Одессе своего мэра. Но наша задача — обеспечить одесситам возможность честного волеизъявления. И я буду работать с любым городским головой, который принесет одесситам добро и пользу.

— Вы публично уже несколько раз отстаивали позиции русского языка. Это принципиальный вопрос?

— Я сделаю все возможное, чтобы русский язык стал региональным, его было больше в школах. Поверьте, это не мои личные мотивы, я сам великолепно говорю на украинском, у меня в семье общаются по-украински. Дело в другом. Русский язык — основа одесской культуры. И мы не имеем права разрушать то, что является основой.

Говоря об экономике, мы не должны забывать о культуре и своей самобытности. Для меня это вещи равнозначные. Как и религия! Человек должен быть гармоничен, тогда и общество будет таким же. Деятель культуры или искусства в городе Одессе должен быть возведен на пьедестал. Потому что это Одесса, и этим все сказано!

«Черноморец» не зря называли «одесскими бразильцами!»

— Когда Николай Азаров заступил на должность главы правительства, он был искренне возмущен тем, что даже в автопарке премьер-министра творится бардак. Служебный автомобиль экс-главы Кабмина был неисправен. Насколько нам известно, сейчас вы ездите на личном автомобиле. Неужели автопарк губернатора также оказался не на высоте?

— Да, я езжу на своей машине. Признаюсь честно, у меня была та же ситуация, что и у Николая Яновича. Есть какая-то старая побитая машина. Но меня это меньше всего волнует. Вы меня спросите, где я живу? А я отвечу: служебное жилье. Место жилья или машина — это далеко не самые важные вещи. Приведу вам такой пример. Меня очень поразило, как уходил со своего поста Жак Ширак, он во многом пример для меня. Саркози пожал ему руку и пошел принимать дела, а Ширак после этого сел в машину и поехал. Только отправился он не в свой дом, а на квартиру к другу, который предоставил ему жилье. Он служил Франции, а не себе.

— Эдуард Леонидович, давайте о еще одной наболевшей проблеме. «Черноморец» опустился в первую лигу…

— Вы думаете, что обладминистрация должна финансировать команду?

— Нет, интересует ваша позиция!

— «Черноморец» — это символ города. Я навсегда запомнил телерепортажи еще советских времен, когда показывали стадион ЧМП и на фоне футбольного поля — море. «Черноморец» не зря называли «одесскими бразильцами» за его техничный, по-южному мягкий стиль. То, что с ним произошло, — это недопустимо. И когда меня спрашивают, что будет с командой, я отвечаю: она будет чемпионом. И мы для этого сделаем все, что от нас зависит, даже несмотря на то что «Черноморец» — частная команда.

— Эдуард Матвийчук вне работы и политики — такое бывает?

— Свободного времени попросту нет. Если и выпадает какой-то отрезок, стараюсь расслабиться и отвлечься от всего. С удовольствием смотрю футбол, велоспорт. Сейчас проходит гонка «Джиро д’ Италия», а я даже не знаю, что там происходит. Это удивительно, ведь я всегда слежу за спортивными событиями. Смотрю баскетбол, за океаном в НБА уже финальные матчи начались. Я вам по секрету скажу: у меня дома настроены только спортивные каналы, и все. Весь негатив, который могут обо мне говорить, я отсекаю. Я не смотрю и не слушаю политические каналы.

Предпочтения губернатора:

Блюдо — пельмени

Спиртные напитки — не употребляю

Актер — Даниэль Отой

Музыкант — Эннио Мориконе, Дмитрий Хворостовский

Фильм — французское кино, «Форест Гамп» и фильмы Серджио Леоне

Политики — Ангела Меркель, Жак Ширак, Виктор Янукович

Досье

Дата рождения: 27 апреля 1963 года.

Место рождения: Великие Лучки (Мукачевский район, Закарпатская область).

Семейное положение: женат.

Дети: дочь Алиса (1993), сын Марк (2004).

Образование: ужгородское торгово-кулинарное училище (1980–1981), физический факультет Ужгородского государственного университета (1981–1986).

Трудовой путь:

- учитель физики в Ясинянской средней школе Закарпатской области (1986–1988) и ужгородской СШ №8 (1988–1989);

- инспектор и старший инспектор Чопской таможни (1989–1995);

- президент футбольного клуба «Верховина», ныне «Закарпатье» (1997–1998);

-шеф-редактор газеты «Евро-центр» (2000–2002).

- народный депутат Украины (с 2002 года)

Партийность: В парламенте Эдуард Матвийчук поначалу представлял «Нашу Украину», но уже спустя год покинул ее ряды и стал членом фракции Партии регионов.

Из губернаторских уст:

- «Это празднование такое масштабное не только потому, что юбилейное, но и потому, что так теперь будет всегда» (о праздновании Дня Победы).

- «Если чиновник хочет остаться на своем месте, он должен обойти всю область, чтобы знать, что происходит на местах» (об ответственности и профессионализме чиновников).

- Я не допущу здесь всяких ложных героев, ложно придуманных, навязанных нам извне (о маршах националистов в Одессе)

- Тем, кто будет воровать, пообламываю руки (о коррупции в рядах чиновников).

Автор: Ростислав БАКЛАЖЕНКО, Геннадий ЧАБАНОВ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту