ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
В зоне рискованного земледелия
22.05.2010 / Газета: Юг / № 35(15788) / Тираж: 122306

Одесские хлеборобы настроены в нынешнем году собрать хороший урожай, не менее трех миллионов тонн зерна, если, конечно, природа позволит. Ведь, по словам первого заместителя начальника Главного управления агропромышленного развития Одесской облгосадминистрации Ивана ПАНЧИШИНА, земли области относят к зоне рискованного земледелия.

— Иван Васильевич, почему аграрии настроены так оптимистично?

— Хочу напомнить, что зерновой клин занимает почти семьдесят процентов сель-хозугодий области, и, конечно, мы, прежде всего, беспокоимся о погодно-климатиче-ских условиях для озимых культур. До сих пор они были благоприятными, так как в этом году не наблюдалось резкого перехода от зимы к лету. У нас ведь так часто бывает, что только снег сойдет с полей, 8 марта прошло, смотришь, а уже двадцать — двадцать пять градусов тепла.

В нынешнем сезоне довольно продолжительное время температура держалась на уровне десяти-двенадцати градусов тепла, и это очень хорошо. Это хорошо для озимых культур, которые были посеяны прошлой осенью позже оптимальных сроков. Если помните, весь сентябрь и половина октября прошли без осадков, во многих хозяйствах не сеяли или сеяли в сухую почву, а значит, и всходы появились во второй половине октября, а то и в ноябре, и вошли в зиму в фазе двух-трех листиков, то есть нераспустившиеся. Так вот, для таких всходов подобная прохладная весна при выпадении достаточного количества осадков (а так и было), хорошо увлажнивших верхний слой почвы, в целом благоприятная. Иное дело — посевы поздних культур, таких как кукуруза, подсолнечник, а они занимают не последнее место среди посевов в области. Для них, как и для проса, гречихи, риса, желательны высокие температуры.

Ну что ж, такое наше производство — всегда чего-то не хватает.

Вовремя были засеяны ранними зерновыми и зернобобовыми более двухсот тысяч гектаров. Всходы появились дружно, энергия прорастания семян наблюдалась хорошая.

Надо отметить, что в прошлом году наша область была единственной в стране, которая прирастила поголовье скота, свиней, овец, птиц. Соответственно, для возросшего поголовья надо расширять кормовую группу. В нынешнем году мы увеличили площади посевов кукурузы на силос и зеленые корма, многолетние и однолетние травы, также сои, а это очень ценная культура. Посеяна и сахарная свекла, правда, на небольшой площади — четыреста тридцать шесть гектаров, но в прошлом году мы ее не сеяли вообще.

— По каким причинам, ведь для Одесского региона сахарная свекла, кажется, традиционная культура?

— Причина такова. Последним годом работы сахарных заводов в регионе был 2007-й. В 2008 году мы посеяли и собрали около пятидесяти тысяч тонн сахарной свеклы, и в результате у нас были большие проблемы с ее реализацией. Пришлось обращаться к нашим соседям в Винницкую, Черкасскую, Кировоградскую области. Наконец, с трудом пристроили сырье на заводы, с которыми у нас не было предварительной договоренности. К сожалению, многие из них и по сей день не расплатились. Для примера — в одном только Любашевском районе два хозяйства недополучили полтора миллиона гривень, а это значительная сумма для аграрного сектора.

— Что же изменилось в этом году?

— Прежде всего, политика государства по этому вопросу. Повысилась, и значительно, минимальная закупочная цена на сырье. Если в прошлые годы цена на тонну свеклы устанавливалась в пределах двухсот гривень, то в нынешнем она в полтора раза выше — триста пятьдесят гривень за тонну.

— Может быть, в таком случае имеет смысл возобновить работу сахарных заводов в регионе?

— Это не так просто. Заводы выставлены на продажу, причем цена установлена невыгодная. В нашем, южном регионе сахарная свекла не является основной культурой, здесь трудно гарантировать высокую урожайность при применении любой, самой правильной технологии. Поэтому надеяться на то, что быстро появится заинтересованный в покупке инвестор, не приходится.

Наученные горьким опытом 2008 года, мы предварительно собрали тех, кто желает заниматься выращиванием сахарной свеклы. Поговорили с ними, определились с площадями, затем отправили письма собственникам заводов в Винницкую и Черкасскую области и уже получили ответы-гарантии по приемке сырья. С учетом того, как складывается год, принимая во внимание, что в почве аккумулируются хорошие запасы глубинной влаги, можно рассчитывать на то, что нам удастся собрать хороший урожай сахарной свеклы. К тому же государство в этом году собирается простимулировать производство сырья весомыми дотациями. По проекту постановления Кабмина, на каждый посеянный гектар сахарной свеклы будет доплачена тысяча гривень. Правда, при соблюдении оговоренного условия — при урожайности культуры не ниже средней по Украине. А это, по результатам последних пяти лет, примерно триста центнеров с гектара. Учитывая, что максимальная урожайность по области составляет сто девяносто пять центнеров с гектара, нам придется увеличить ее вдвое.

— А какова максимальная урожайность сахарной свеклы?

— Бывает и пятьсот, и шестьсот центнеров с гектара. Основные производители сахарной свеклы — Франция, Германия — получают до семисот центнеров с гектара.

— Не выгоднее ли в таком случае покупать сырье за границей?

— До начала мирового кризиса наиболее дешевым считалось производство сахара из сахарного тростника. Сахарный тростник растет в дикой природе и практически не требует никаких затрат на культивацию, лишь на уборку и переработку. Учитывая наше географическое положение, близость морских портов, заводы региона были, прежде всего, сориентированы на переработку сахарного тростника.

— Что же произошло?

— Ситуация в 2009 году кардинальным образом изменилась. Производители тростника, а это Бразилия, Венесуэла, Австралия, Куба, переориентировались на производство из тростника этанола, который востребован на рынке как заменитель высококачественных бензинов. Соответственно, появилась конкурентная среда, и цены на тростниковый сырец значительно возросли. Так получилось, что сахар из тростника стал дороже сахара из свеклы. Поэтому государство и приняло меры к тому, чтобы отечественные сельхозтруженики были заинтересованы в производстве сахарной свеклы.

— Однако вы говорили, что нам необходимо повысить урожайность сахарной свеклы почти вдвое. Каким образом это можно сделать?

— Секретов тут никаких нет, технология производства должна выполняться полностью. Прежде всего, необходимо внести до-статочное количество удобрений. А также провести систему защиты посевов от вредителей и болезней. Растение до тех пор формирует урожай, пока живет лист. То есть лист надо защищать, чтобы продлить время вегетации. Здесь все просто: дольше срок вегетации — большую массу набирает корнеплод. Поэтому и затраты сегодня на выращивание одного гектара свеклы составляют десять-одиннадцать тысяч гривень. Замечу, что всего лишь три года назад сумма не превышала четырех тысяч гривень.

Но при урожайности триста центнеров с гектара и закупочной цене триста пятьдесят гривень за тонну затраты возвращаются. А если повезет, и урожай будет достаточно высоким, можно получить и хороший доход. Поэтому есть смысл заниматься выращиванием культуры. Но повторю, особенность нашего региона такова, что мы относимся к зоне рискованного земледелия. Можно выполнить технологическую цепочку от «А» до «Я» и в результате не получить хорошего урожая. Потому что объективный фактор, формирующий урожай в наших краях, это обеспеченность влагой, что от человека никак не зависит. Все сделано, а дождя не было. Не прошел он в критический для развития растений момент, и все! Дождь может пройти через пять дней, но время уже упущено, и часть потенциального урожая погибла. Поэтому и не рвутся к нам инвесторы покупать заводы. Поэтому и не стремится аграрный бизнес расширять посевные площади. Есть риск, что затраты не окупятся.

— Иван Васильевич, вы упомянули, что соя — очень ценная культура. Расскажите, пожалуйста, чем?

— Во-первых, соя востребована на рынке, и это сегодня очень важно. Во-вторых, имеет высокую закупочную цену — от четырех до четырех с половиной тысяч гривень за тонну. И в-третьих, соя не только выносит из почвы питательные вещества, когда формируется урожай, как это делают другие культуры. Благодаря особому механизму корневая система сои оставляет после себя девяносто — сто двадцать килограммов азота в почве. В этом ее уникальность, она дает возможность поддерживать плодородие

почвы.

— Апрель прошел без ставших уже привычными в пору цветения плодовых деревьев заморозков. Можно ли рассчитывать в этом году на изобилие фруктов на прилавках?

— Дело в том, что зимой были сильные морозы. Температура на севере области опускалась до минус тридцати двух градусов, на юге — до двадцати семи. В это время были повреждены плодовые почки, частично на косточковых — абрикосе, персике, вишне, черешне. Наши ученые после обследования садов и виноградников прогнозируют снижение урожая примерно на двадцать процентов. В среднем мы производим шестьдесят тысяч тонн фруктов, значит, примерно, минус двенадцать тысяч тонн.

Поэтому фруктового изобилия вряд ли приходится ожидать. Но катастрофы не будет, деревья и, кстати, виноградники живые, потери не так велики, несмотря на сильные морозы.

В прошлом году мы собрали рекордный урожай винограда — двести шесть тысяч тонн (при обычной норме сто восемьдесят пять — сто девяносто тысяч тонн). В нынешнем можно ожидать не более ста пятидесяти — ста семидесяти тысяч тонн. Но и этого достаточно для того, чтобы не обращаться к правительству по поводу открытия границ для ввоза виноматериалов. Есть все основания думать, что мы сами сумеем удовлетворить потребности виноделов в сырье.

— Спасибо за беседу.

Автор: Елена АНТОНОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту