ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
СЕРГЕЙ ГРИНЕВЕЦКИЙ: «НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ ДОЛЖНА СТАТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРАГМАТИЗМ»
23.05.2010 / Газета: Час пик / № 20(473) / Тираж: 5000

Сейчас нужно, как минимум, начать уважать европейские хартии, которые мы ратифицировали — по местному самоуправлению и региональным языкам, иначе можем дойти до ситуации, когда отвращение к мухам легко превращается в симпатию к паукам.

За последние пять лет мы из стратегических партнеров превратились в геополитических противников. Серость, цинизм и низкий политический уровень предыдущей власти сейчас как рецидив выплескивается, когда возобновляются отношения стратегического партнерства между Украиной и РФ.

Корень политического кризиса и огромной массы наших экономических, общественно-политических и даже духовных проблем — закрытые партийные списки. Об этом народный депутат от «Блока Литвина», первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий говорил в ходе интернет-конференции на официальном сайте Народной партии 14 мая 2010 года.

Напомним, что помимо выполнения своих обязанностей в Верховной Раде, Сергей Гриневецкий является членом Постоянной делегации в Межпарламентской Ассамблее государств-участниц СНГ, заместителем сопредседателя группы по межпарламентским связям с Российской Федерацией, членом группы по межпарламентским связям с Молдовой, Хорватией, Великобританией и Северной Ирландией. Поэтому не случаен вопрос, определивший тему конференции: «Существуют ли сегодня угрозы национальной безопасности Украины?».

В конференции за короткое время (несколько часов) приняли участие 43 человека, что свидетельствует о высокой активности аудитории и неподдельном интересе к теме. Поэтому мы постарались максимально полно дать ответы на основные вопросы, исключив часто повторяющиеся и путаные. В связи с тем, что авторы вопросов, как правило, пренебрегают стилистикой, а также, за крайне редким исключением, пользуются условными именами, мы поставили вопросы так, как это делается в обычном интервью — без указания имен, и прибегли к стилистическим правкам без изменения смысла вопросов.

— В чем на современном этапе заключается идеологическая безопасность Украины и каковы пути ее обеспечения?

— Интересный вопрос. Нельзя строить правильную политическую линию в такой поликультурной, полиэтничной и многоконфессиональной стране, как Украина, ориентируясь лишь на одну часть населения. Национальной идеей и идеологией сегодня в Украине должна стать справедливость и социальный прагматизм. И культура тоже должна быть ценностью.

— В Луганской области практически сокращены все воинские части. Будет ли здесь какое-то усиление военного присутствия, ведь протяженность границы 800 км?

— Могу вас заверить, что граница — в надежных руках. Кстати, наша Погранслужба сегодня может быть образцом внедрения европейских стандартов в работе. А усиление военного присутствия нужнее на бессарабском направлении, где соседи открыто заявляют о своих территориальных претензиях.

— Каким влиянием обладает Турция на татарскую общину в Крыму в плане сепаратистских настроений?

— Сепаратистские настроения сегодня не только в Крыму. Турция имеет достаточно серьезное влияние на Крым. Советую прочитать об этом в моей книге «Геополитическое казино Причерноморья».

— Какие, по вашему мнению, меры необходимо принять для противодействия международному морскому пиратству, от которого страдают украинские граждане?

— Восстановить украинский флот и финансировать спецподразделения в рамках действующего законодательства.

— Как вы оцениваете (с точки зрения угроз для национальной безопасности) отсутствие в Украине гражданского общества, низкий уровень профессиональной подготовки и эффективности государственного управления, отсутствие единства взглядов на приоритеты развития страны — как в рядах элиты, так и в рядах простых граждан? Как влияют и могут повлиять в будущем на безопасность сращивание власти и бизнеса, высокий уровень коррупции; готовность элит идти на уступки по отношению внешним игрокам в ущерб национальным интересам?

— Все вами перечисленное — угрозы национальным интересам. Действительно, до сегодняшнего дня у нас не решены вопросы собственности, земли, энергозависимости, слабости банковской системы, разбалансированности бюджета и тотальной коррупции. Как выйти из ситуации? Для начала — увидеть перспективу, начать выстраивать модель развития через систему собственных возможностей, то есть, производить и создавать, а не грабить и присваивать. Государству нужен позитивный настрой. В обществе должна царить справедливость. Тогда сюда придет и инвестор, который будет знать, что его права защищены законом.

— Каков бюджет армии — такова и ее обороноспособность. Согласны ли вы с этим? И нужна ли Украине вообще непрофессиональная и небоеспособная армия?

— Я разделяю Вашу обеспокоенность. К сожалению, после избрания Верховной Рады по закрытым партийным спискам в 2006 году мы стали свидетелями разбалансированности бюджетного процесса, а по большому счету — отсутствия любого бюджетного процесса. Поэтому за последние три года армия финансировалась на самом низком уровне по сравнению с предыдущими годами. Кроме того, популизм, в пылу которого обществу пообещали за полгода перевести армию на контрактную основу, деморализовал армию. Теперь эти демагоги возглавляют «комитеты порятунку Украины» (еще одна КПУ). Но нелишне вспомнить и недавнее. Что Украина — это ОНА. Значит — спасаем ЕЕ. Выходит, ОНИ работают — ОНА бастует. Корень политического кризиса — это закрытые партийные списки.

— Не является ли угрозой для национальной безопасности подписание соглашения о продлении срока базирования Черноморского Флота? Какое, по вашему мнению, решение должна принять еще правящая коалиция, чтобы Украина из самостоятельного государства стала Малорусской автономной республикой Российской Федерации?

— Я понимаю подтекст этого вопроса, но последние пять лет показали, что украинские политики эмоционально перегружены и, к сожалению, интеллектуально деградируют. Культура перестала быть ценностью и, к сожалению, не сформирована культура поведения богатых людей. Вспоминаются слова Кобзаря: «Якби ми вчились так, як треба, то й мудрість би була своя. А то залізете на небо — і ми не ми, і я не я».

— В СМИ появилась информация о намерениях СБУ подписать с ФСБ РФ протокол о сотрудничестве, согласно которому в Крым, к местам базирования ЧФ вернутся сотрудники российской контрразведки. Что вы скажете об этом?

— Это абсолютно нормальное явление, когда сотрудничество спецслужб осуществляется в пределах законов и международных соглашений.

— Как вы оцениваете деятельность нового губернатора Одесщины?

— Есть такое правило, не мной оно установлено, и не мне его отменять — корпоративная этика. Меня этому учили еще с советских времен: каждому преемнику нужно помогать. Оценивать следует не тогда, когда человек приступил к работе, а через три-четыре года.

— К вопросу о расколе: не усилит ли его русификация страны?

— Куда уже дальше раскалывать?! Когда местная власть на Западе Украины за счет местных бюджетов ставит бронзовые памятники Бандере, СС «Галичина», Нахтигаль, на Востоке за такие же средства строятся памятники товарищу Сталину, в Центре и на Юге — Мазепе, Выговскому, Екатерине Второй и князю Потемкину. Сейчас нужно, как минимум, начать уважать европейские хартии, которые мы ратифицировали — по местному самоуправлению и региональным языкам, иначе можем дойти до ситуации, когда отвращение к мухам легко превращается в симпатию к паукам.

— Коалиция убеждает, что с Россией налаживаются дружеские и взаимовыгодные отношения. Первый такой шаг — снятие эмбарго на ввоз украинского проката. Не считаете ли вы, что это — экономическое давление в политической игре?

— Нет, я так не считаю. К сожалению, немногие читали базовый документ — Большой Договор между Украиной и Россией. Тем более, никто не читал дополнения к этому соглашению. Зато за последние пять лет мы из стратегических партнеров превратились в геополитических противников. Серость, цинизм и низкий политический уровень предыдущей власти сейчас как рецидив выплескивается, когда возобновляются отношения стратегического партнерства между нами в соответствии с тем соглашением.

— Почему Россия раздражается, если идет речь об Украине в НАТО, при том, что сама с НАТО сотрудничает?

— Абсолютно понятно, что Россия как член Большой восьмерки и Клуба Большой двадцатки является влиятельным политическим игроком, и четко определила в своей военной доктрине расширение НАТО на Восток, как угрозу своей национальной безопасности. Я думаю, после подписания пражских соглашений между Россией и США вопрос продвижения Украины в НАТО снят.

— Не угрожает ли национальной безопасности наш отказ от высокообогащенного урана?

— Это не является угрозой, ибо Украина последовательно выполняет положение Декларации о государственном суверенитете, принятой свыше 20 лет назад на всеукраинском референдуме. Тем более что наш высокообогащенный уран непригоден для изготовления ядерного оружия. А вот то, что действительно угрожает национальной безопасности — на поверхности. Это — структурно-функциональная несбалансированность нашей политической системы, отсутствие программы предотвращения финансовых кризисов, тенизация экономики, социальные болезни (алкоголизм, СПИД, туберкулез). Все это является сегодня угрозой национальным интересам.

— Что нужно сделать Украине для окончательного утверждения позиции активного нейтралитета?

— На этот счет по поручению В. Литвина я подготовил проект Постановления Верховной Рады «О предоставлении безъядерному статусу Украины реальных гарантий безопасности». В первом чтении он был принят 338 голосами депутатов, сейчас готовится ко второму чтению. Я считаю, что это — весомая заявка на получение статуса активного нейтралитета и легитимизации внеблокового статуса Украины.

— Украинский ВПК тесно связан с российским, так стоит ли (ввиду этого) развивать связи ВПК с Европой?

— Стоит! И не только с Европой, но и Азией. Российские технологии не являются мировыми лидерами. Поэтому следует привлекать другие технологии для повышения конкурентоспособности. Нужно развивать и отечественную военную науку, на чем настаивает Народная партия в своей программе.

— Означает ли активный нейтралитет продолжение сотрудничества с НАТО?

— Да, он предусматривает такое сотрудничество. В развитие темы хочу проинформировать: сегодня Комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны поддержал решение Президента Украины «О допуске подразделений других государств на территорию Украины в 2010 году для участия в многонациональных военных учениях».

— Как Вы считаете, почему решение вопроса по острову Змеиный не вызывало такого возмущения, как «харьковские соглашения»?

— Потому что тогда власть рассчитывала на поддержку Румынии по втягиванию Украины в НАТО, что является примером двойных стандартов в международной политике.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту